Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других



Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей

Не навязывать детям свою волю

Не держаться изолированно от детей

Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения

Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег

Не быть безразличным к недисциплинированности детей

Не заниматься своими личными делами в рабочее время

Не слушать только себя

Не позволять равнодушного отношения к детям

Не потакать ленивым

Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы

Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей

Не срывать свое плохое настроение на детях

Не командовать

На пляже не загорать, а смотреть за детьми

Не унижать детей и не смеяться над ними

Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же

Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным

• Нельзя появляться перед детьми «нечищенным, неглаженным»

Нельзя считать, что кто-то из детей самый лучший и способный - каждый ребе

Нок способен по - своему.

Нельзя ждать от ребенка благодарности за то, что вы для него сделали.

Нельзя использовать ребенка как средство для достижения своих целей.

Нельзя относиться к ребенку как к неполноценному человеку.

Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других.


Глава 7. «Казнить нельзя помиловать» – где

Запятая?

Итак, казнить или миловать? А если наказывать, то за что, почему и какими способами?

Давайте поговорим об основных воспитательных средствах – наказании и поощрении.

 

Наказание.

Одной из целей наказания в детстве может быть воспитание умения достойно и с пользой для себя сносить удары судьбы.

Для этого необходимо:

· Не унижать человеческого достоинства;

· Не пробуждать в человеке чувства мести;

· Помогать ему не озлобляться, а учить анализировать причины ошибок и проступков, намечать пути для устранения этих ошибок в будущем.

Поэтому, наказывая, думай: зачем наказываешь? Не за что, а зачем именно?

Применяя наказание, воспитатель должен отдавать себе отчет, на чем сосредоточено его внимание – на неверных действиях ребёнка или на обиде, нанесённой ему, воспитателю.

Если наказание принимает форму мести – не ждите добрых результатов. Скорее всего, дети примут Ваш вызов, и начнётся соревнование - кто кому сделает больнее.

Если же ребенок будет напуган наказанием, есть опасность нанести сокрушительный удар по его воле и самостоятельности. В следующий раз человек может не решиться совершить поступок, вырастет перестраховщиком.

Смысл наказания состоит в том, что это вовсе не воздействие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказуемом ребенке, то, что он переживает. С точки зрения психологии это хорошо известное всем неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда больше не переживать.

Ребенку что–либо запрещают – такое наказание, имеет право на педагогическую жизнь в отношениях с дошкольниками и младшими школьниками. Но наказание в отношениях с детьми более старших возрастов может приобрести характер нравственного конфликта. Каждый конфликт это нарушение сложившихся нормальных отношений, временный их разрыв. И результат Вашего наказания во многом будет зависеть от того, какие взаимоотношения сложились у Вас с этим ребёнком.

Чтобы наказание возымело действие, ребёнок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие отношения с вожатым. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия либо напрасная трата энергии. Хуже того – весь негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. И вожатый оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

Наказание имеет тройное значение:

1. Оно должно исправить вред, причинённый дурным поведением.

2. Способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет устрашающий смысл.

3. Снятие вины – это, пожалуй, главное его значение, т.е. грядущее наказание должно снять вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, который виноватый признаёт и принимает.

 

 

Правила для всех видов наказания:

1. Не вредить здоровью. Не лишать еды, прогулок, речки, бассейна.

2. Если есть сомнения, наказывать или нет, то не наказывать.

3. За один раз (даже если проступков несколько) – одно наказание.

4. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием. Запоздалое наказание возвращает ребёнка назад, лишает его возможности стать другим.

5. Дети не должны бояться наказаний.

6. Не унижать.

7. Наказан – прощён.

Конечно же, возможны такие ситуации, в которых Вы будете разгневаны. В этом случае рекомендуется демонстрировать свой гнев в следующей последовательности:

Первое: Сначала необходимо вслух назвать свое чувство: «Я рассердился».

 

Второе: Если это не помогло, выражаем гнев с возрастающей силой: «Я сержусь», «Я разгневан».

Третье: Ребёнок может не понять, в чем причина нашей ярости. Необходимо пояснить причину гнева. «Когда я вижу, что вы безобразно убрались в своей комнате, то …» или «Я много раз повторил, что отбой был 40 минут назад, вы этого не слышите или не хотите слышать, я …».

При таком подходе:

· Гневу дается выход;

· Дети видят, что гнев можно выражать без оскорбления и крика.

Если Вы считаете себя образованным и культурным человеком, то не забывайте о том, что даже выражение гнева должно быть интеллигентным, без унижения своего и чужого достоинства.

Совет:А тем вожатым, кто в одно мгновение готов перейти на крик, рекомендуем при себе держать карточку, на которой было бы написано следующее: «Посмотри на себя в зеркало, когда ты орёшь. Ну и уродина!»

 

Может случиться и так, что ребёнок тоже находится во власти сильного чувства или гнева, он никого не слушает. Он не способен принять ни советы, ни утешения, ни конструктивной критики. Он хочет, чтобы его поняли без необходимости подробно объяснять свои ощущения.

Бесполезно стыдить или ругать человека, когда он в истерике. Это крайне неустойчивое состояние, и Ваши назидания могут привести к еще большему нервному срыву. Кого-то надо на время истерики оставить в покое, попросту не обращать внимания, это особенно относится к гордым детям, они не любят, когда кто-то наблюдает их слабости могут не простить взрослому активное присутствие во время сильного стресса. Другим детям попросту нужна «жилетка», которая промокнёт их горе без нотаций и нравоучений. От Вас требуется только сочувствие, которое целесообразно выражать в таком тоне:

- Ты, я вижу, очень расстроен?

- Да!!!

- Ты очень хочешь пойти на дискотеку?

- Конечно! А ты не пускаешь!!!

- Но ты тоже нарушил наш договор и ушел за территорию лагеря, в город. А мы тебя два часа искали.

Рекомендуется спокойно говорить о тех чувствах, которые охватывают ребёнка, и ни в коем случае не обзываться.

Бить или не бить – такого вопроса для Вас вообще не должно существовать – не бить! А так же не заставлять отжиматься, приседать, бегать и т.д. – всё это из разряда физического наказания.

Во-первых, физическое наказание – это лишь разновидность воспитания страхом. Насилие над человеком – это последнее, а не первое средство. Оно всегда свидетельствует о беспомощности воспитателя.

Во-вторых, - это уголовно наказуемое деяние.

Вожатые должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Распоряжаться следует коротко и один раз. Нужно только следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

· Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть и похожим на упрашивание.

· Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

· Оно должно быть разумным, то есть не должно противоречить здравому смыслу.

· Оно не должно противоречить другому Вашему распоряжению или другого вожатого.

 

В какой форме стоит отдавать распоряжения ребенку?

 

Правильно Неправильно
Я вижу, у вас очень интересный разговор. Даю вам ещё 10 минут, чтобы его закончить. И спать Быстро закрыли рты! Давно был отбой!
Тихий час называется так, чтобы было тихо в корпусе, и вы отдохнули от шума и суеты. Хватит болтать, ложитесь! Тишина!
Мальчики, ракетками играют, а не дерутся. Не драться ракетками!
Сейчас мы быстренько наводим порядок в комнатах и холле. Через 15 минут состоится вручение переходящего вымпела «Чистюли». Начали! Срочно убраться в комнатах и холле! Свинство развели!  
Распоряжения отдаются в форме, не задевающей личности ребёнка. Он сам должен сделать вывод о том, как ему поступать. Так воспитывается самостоятельность и чувство ответственности. Мы постоянно демонстрируем свою власть и превосходство, а потом удивляемся, почему дети такие безответственные.

 

Поощрение.

Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший эффект, чем применение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают взрослые, которые без конца напоминают ребенку о недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении.

Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы и награды.

- Вербальная похвала в виде добрых слов: «Умничка», «Отлично!», «Как хорошо мы сегодня дежурим!» и так далее.

- Это могут быть медальки, вымпелы, переходящие знаки, звания: «Чистюли», «Эрудит», «Главный спортсмен».

Целесообразно вручать все эти знаки и звания при подведении итогов дня, на вечерних «огоньках».