Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Конспект занятия. Тема «Пересказ рассказа «Гадюка»».



Цель. Закрепить навык последовательного пересказа; развивать умение работать с деформированным текстом.

Оборудование. Сюжетная картинка к рассказу «Гадюка».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Чтение логопедом рассказа «Гадюка».

«Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка —• ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее».

3. Ответить на вопросы: что случилось с Вовой? Чем опасна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы узнали в начале рассказа? Что произошло потом? Чем кончился рассказ?

4. Чтение логопедом деформированного текста того же рассказа.

«Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок».

5. Ответить на вопросы: получился у нас рассказ? (Не получился.) Почему не получился рассказ? (Читали не по порядку.)

Логопед. Верно. Я вам рассказала все не по порядку. Когда вы что-то рассказываете, надо говорить все... (по порядку), не торопиться. Тогда ваш рассказ будет всем понятен.

6. Составление рассказа из деформированного текста.

Логопед обращается к детям: Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю.

«Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».

— Получился рассказ у Незнайки? (Не получился.) Почему? (Он рассказал все не по порядку). Давайте исправим этот рассказ. Расскажем все по порядку. Как вы думаете, что было сначала? (Лиза мыла розу.) Что случилось потом? (Лиза занозила руку.) Чем кончился рассказ? (Врач вытащил занозу.)

7. Пересказ текста целиком.

В дальнейшем можно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Примерные тексты.

Рыбалка

Щуку положили в ведро и принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

Почему рассказ называется «Рыбалка»?

Мыльные пузыри

Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Саша решили пускать мыльные пузыри.

Почему рассказ называется «Мыльные пузыри»?

«Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды коньки. Потом она каталась хорошо».

Какое название можно придумать к этому рассказу? Почему?

«Щуку он пустил в корыто. Я закричал. Щука укусила меня. Брат поймал щуку. Я хотел ее поймать»

Какое название можно придумать к этому рассказу?

Тексты и задания для выборочного пересказа Задания

1. Прослушать рассказ «Дружок и Пушок». а) Рассказать только о Дружке. б) Рассказать только о Пушке.

«У Шуры есть собака Дружок. Есть и Пушок. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут хорошо и дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом, а Пушок пугает мышей».

2. Прослушать рассказ «В лесу». Рассказать только о грозе. «Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше.

Черная туча скрылась за лесом. Выглянуло солнышко. Теплый ветерок подул в лицо. Запели птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве».

3. Прослушать рассказ «Наши друзья — дельфины». (Рассказ дается в сокращении.)

"...Самый интересный морской житель — это дельфин. С виду дельфин похож на огромную черную рыбу. Но только дельфин — это не рыба. Дельфины живут семьями, совсем как люди: папа-дельфин мама-дельфин, ребенок-дельфин. Дельфин — это самый умный морской зверь. Дельфины даже умеют разговаривать, но только на своем, дельфиньем языке.

Вот что недавно случилось. Один рыбак ловил в море рыбу. Грозное море разбило рыбацкую лодку, а берег был далеко. Плыл этот рыбак, плыл и совсем выбился из сил и начал тонуть...

...Но только этот рыбак не погиб, потому что появились рядом дельфины.

Дельфины обступили рыбака. Подставили ему свои черные спины и стали толкать его к берегу. Вот так дельфины помогли рыбаку. Что за умные звери эти дельфины!

Наши ученые строят большие аквариумы, где содержат дельфинов. Уж очень хочется знать: что это за странные морские звери, которые спасают людей?»

Рассказать только о том, как дельфины спасли рыбака.

Тексты и задания для творческих пересказов

Задания.

1. Прослушать начало рассказа. Придумать конец.

Гроза

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята...

После грозы

Черная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Ребята...

2. Прослушать начало рассказа. Придумать конец. Передать содержание полностью.

Птичка и кот

Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево...

Про зайца

Зимой заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. В такой шубке зайцу хорошо прятаться от врагов: не видно на белом снегу белого зайца.

Вот какая история приключилась с одним зайцем.

Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...

3. Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.