Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характеристика правильного произношения, постановки и способов коррекции и приемов самоконтроля губно-губных согласных звуков (П, Б, М) у глухих детей





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Характеристика звука Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции Дефекты звуков и их сущность Способы коррекции Приемы самоконтроля
Звук [п] 1.Губы в первый момент смыкаются и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. 2.Кончик языка немного отходит от нижних зубов. 3.Язык плоский. 4. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые связки не принимают участия в артикуляции. Голос и вибрация груди и гортани отсутствуют. 6.Ребенок видит: крепко сжатые губы и их взрыв. 7.Ребенок осязает: на тыльной поверхности кисти руки взрыв, толчок теплого воздуха.     А)Уточнение артикуляции звука [п] заключается обычно в демонстрации характера воздушной струи после размыкания губ: педагог подставляет ладонь ребенка к своему рту в момент произнесения слога [ап], показывает, как можно сдуть комочек ваты, погасить свечку, произнося слог [ап] с подчеркнутым выдохом Б) Используем движения «Речевой ритмики».   1. Слабый [п]. Сущность дефекта: звук почти отсутствует, губы сомкнуты, но в момент смычки не напряжены (не образуют взрыва, а свободно размыкаются). Перед зеркалом показать ребенку смычку и напряженность губ. Палец ученика подносим к своим губам, демонстрируем напряженность своих губ. Изображаем при помощи кистей рук как крепко сжимаются пальчики. Можно использовать двигательный анализатор – резко ударив об стол ладонью. Используем тактильно-вибрационный, речедвигательный и слухозрительный контроль. Ребенок может увидеть положение губ при произнесении. Почувствовать отсутствие вибрации голосовых связок, характер воздушной струи.
Звук [б] 1.Губы в первый момент смыкаются и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. 2.Кончик языка немного отходит от нижних зубов. 3.Язык плоский. 4.Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. 4.Голосовые связки сомкнуты и вибрируют 5.Ребенок видит: крепко сжатые губы и их взрыв. 6.Ребенок осязает: на тыльной поверхности кисти руки взрыв, толчок теплого воздуха, вибрацию гортани и груди.       А) Позиционное озвончение согласного между гласными. Ребенку предлагается для многократного повторения звукосочетание [апа]. В момент, когда звук [п] в силу позиции будет произнесен как [б], на это обращают внимание ребенка. В дальнейшем из слогосочетания [абабаба] выделяют слог [ба]. Б) Ребенка побуждают произносить звук похожий на [э]: при слегка приоткрытых губах включается голос. Во время произнесения этого звука педагог своим указательным пальцем, размещенным вдоль нижней губы ребенка слегка постукивает по губе, тем самым образуя смычку. В результате получается слогосочетание [эбэбэбэ]. Затем переходят к [ба]. 2. П→Б (озвончение) Сущность дефекта: голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.   Наличие такой замены свидетельствует об общей тенденции к озвончению ребенком глухих согласных. Звук вызывают заново. Иногда при стойком универсальном озвончении целесообразно перевести ребенка на шепотную речь Взять обратный слог [ап], так как [п] должен стоять в конце слога, слова. Используем тактильно-вибрационные ощущения. Демонстрируем ребенку, что при произношении [п] нет голоса. Обращаем внимание на отсутствие вибрации гортани.    
3. Щелчкообразное [п] (звук «откупоривания бутылки»). Сущность дефекта: губы чрезмерно напряжены; немного втянуты, воздух собирается в ротовой полости под большим давлением и разрывает смычку между губами. Коррекция строится на характере и напряженности воздушной струи.  
4. Призвуки в позиции обратного слога [апа], [апы], [опэ] и т.д. Сущность дефекта: нижняя челюсть опущена, в работу включаются голосовые связки. Следует продемонстрировать правильное и утрированно неправильное произнесение. При необходимости можно использовать тактильный контроль: положив руку на гортань, указать на отсутствие вибрации после произнесения звука [п].    
5. П→ М, МП (замена ротового звука носовым). Сущность дефекта: размыкания губ не происходит или происходит слишком поздно, после начала звукопроизнесения, небная занавеска опускается и воздух идет через нос. Следует продемонстрировать взрывной характер воздушной струи и размыкание губ, отсутствие вибрации носа.      
6. П→ Ф Сущность дефекта: воздушная струя не носит взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувается. Перед зеркалом показать плотный характер губной смычки.  
7. П→ «чмокающий звук» Сущность дефекта: произносится при втягивании воздуха в себя. Ведется работа над правильным выдохом. Показать взрывной характер воздушной струи.      
8. П с раздуванием щек Показать, что в момент произнесения звука раздувания щек не происходит, приложив руки ребенка к своим щекам.  
1. Б→П (оглушение – регламентированная замена) Сущность дефекта: голосовые связки разомкнуты. См. постановку звука. Указать на вибрацию голосовых связок. Ребенок может увидеть работу губ, используя остатки слуха воспринять звучание, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.
2. Б→ М, МБ (замена ротового звука носовым). Сущность дефекта: размыкания губ не происходит или происходит слишком поздно, после начала звукопроизнесения, небная занавеска опускается и воздух идет через нос. Следует продемонстрировать взрывной характер воздушной струи и размыкание губ, отсутствие вибрации носа.      
3. Б с раздуванием щек Показать, что в момент произнесения звука раздувания щек не происходит, приложив руки ребенка к своим щекам.    
6. Б→ W двугубное [в] Сущность дефекта: воздушная струя не носит взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувается. Перед зеркалом показать плотный характер губной смычки.  
7. Б→[ыб], [аб] Сущность дефекта: звуку [б] предпосылается краткий гласный. Голосовые связки начинают вибрировать до смыкания губ. Перед зеркалом, держа руку у своей гортани, педагог показывает ребенку, что голос звучит при сомкнутых губах перед самым их взрывом.  
Звук [м] 1.Губы сомкнуты, но не напряжены. Размыкание губ происходит спокойно. 2. Язык пассивен, спокойно лежит на дне ротовой полости. 3.Мягкое небо опущено, воздушная струя идет через нос. 4.Голосовые связки сомкнуты и вибрируют 5.Ребенок видит: сомкнутые губы ненапряженные. 6.Ребенок осязает: теплую воздушную струю, проходящую через нос, вибрацию гортани, груди, носа, щек, губ.   Исходить из обратного слога [ам]. При этом ребенок, приложив ладонь к щеке учителя, ощущает вибрацию. Можно дать почувствовать вибрацию носа. 1.М→П, Б – полная закрытая гнусавость. М→МП, МБ – неполная закрытая гнусавость Сущность дефекта: воздушная струя (или часть ее) идет через рот и происходит размыкание губ. Следует использовать остаточный слух ребенка и обратить внимание на наличие звука при сомкнутых губах. Указать на наличие вибрации щек и носа при произнесении звука [м].  
2.М→ Н Сущность дефекта: язык активно участвует в артикуляции. Исправляем на слухозрительной основе, используя изображение профиля артикуляции, положение рук. Опираемся на зрительный и речедвигательный контроль.  
3. М↑ - фальцет Сущность дефекта: голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют. Исходить из обратного слога [ам]. Приложив руку ребенка к своей гортани, показать, что при переходе от [а] к [м] не происходит никаких изменений, тогда как при фальцете [м] гортань из положения для [а] резко поднимается и в мышцах шеи, гортани и корня языка чувствуется большое напряжение.  
    4. Призвуки в позиции обратного слога [ама], [амы], [омэ] и т.д. Сущность дефекта: нижняя челюсть опущена, в работу включаются голосовые связки до произнесения [м]. Следует продемонстрировать правильное и утрированно неправильное произнесение. При необходимости можно использовать тактильный контроль: положив руку на гортань, указать на отсутствие вибрации после произнесения звука [м].    

Характеристика правильного произношения, постановки и способов коррекции и приемов самоконтроля губно-зубных согласных звуков (Ф, В) у глухих детей

Характеристика звука Постановка звука. Способы вызывания правильной артикуляции Дефекты звуков и их сущность Способы коррекции Приемы самоконтроля
Звук [ф] 1.Верхняя губа слегка лабиализована, нижняя слегка прижимается боковыми краями к верхним клыкам, но с верзними резцами не соприкасается, расстояние небольшое. 2.Язык в артикуляции участия не принимает. 3.Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. 4.Голосовые связки не принимают участия в артикуляции. Голос и вибрация груди и гортани отсутствуют. 5.Ребенок видит: положение губ, расстояние между резцами. 6.Ребенок осязает: на тыльной поверхности кисти руки воздушную струю холодную, которая идет косо вверх, довольно сильную; отсутствие вибрации гортани.     Звук [в] 1.Верхняя губа слегка лабиализована, нижняя слегка прижимается боковыми краями к верхним клыкам, но с верзними резцами не соприкасается, расстояние небольшое. 2. Язык не принимает участия в артикуляции. 3.Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. 4.Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. 5.Ребенок видит: положение губ, расстояние между резцами. 6.Ребенок осязает: на тыльной поверхности кисти руки воздушную струю, которая идет косо вверх; наличие вибрации гортани и груди.   А) Вызывается на слухо-зрительной основе по подражанию. Привлекаем различные анализаторы, показываем характер воздушной струи. Б) Используем движения «Речевой ритмики».     1. Ф → В (озвончение) Сущность дефекта: голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Смешение звуков [ф] и [в] по глухости – звонкости успешно исправляется при привлечении остаточного слуха. Внимание ребенка фиксируется на разнице звучания при длительном произнесении ф___ и в____. Обратить внимание на отсутствие или наличие вибрации в области груди и гортани. Ребенок может увидеть положение губ при произнесении. Почувствовать отсутствие вибрации голосовых связок, характер воздушной струи.
2. Ф двугубный Сущность дефекта: резцы вообще не принимают участия в звукообразовании и щель образуется верхней и нижней губой. Исправляется по подражанию на слухо-зрительной основе. Используются все анализаторы.  
  3.Ф → М, П Сущность дефекта: ребенок прикусывает верхними резцами нижнюю губу и пытается выдуть воздух. Так как щель между зубами и губой в этом случае отсутствует, то либо воздух идет через нос и произносится звук [м], либо смычка взрывается и звучит [п]. Устраняют на слухо-зрительной основе: ребенку демонстрируют правильную артикуляцию, побуждают его произнести звук верно по подражанию или с помощью механической фиксации (пальцем) верной артикуляции.  
А) Вызывается на слухо-зрительной основе по подражанию. Привлекаем различные анализаторы, показываем характер воздушной струи. Б) Используем движения «Речевой ритмики».   1. В → Ф (оглушение) Сущность дефекта: голосовые связки разомкнуты.     2. В двугубный (W) Сущность дефекта: резцы вообще не принимают участия в звукообразовании и щель образуется верхней и нижней губой. Смешение звуков [ф] и [в] по глухости – звонкости успешно исправляется при привлечении остаточного слуха. Внимание ребенка фиксируется на разнице звучания при длительном произнесении ф___ и в____. Обратить внимание на отсутствие или наличие вибрации в области груди и гортани.   Исправляется по подражанию на слухо-зрительной основе. Используются все анализаторы. Ребенок может увидеть положение губ при произнесении. Почувствовать наличие вибрации голосовых связок, характер воздушной струи.
    3.В → М, Б Сущность дефекта: ребенок прикусывает верхними резцами нижнюю губу и пытается выдуть воздух. Так как щель между зубами и губой в этом случае отсутствует, то либо воздух идет через нос и произносится звук [м], либо смычка взрывается и звучит [б]. Устраняют на слухо-зрительной основе: ребенку демонстрируют правильную артикуляцию, побуждают его произнести звук верно по подражанию или с помощью механической фиксации (пальцем) верной артикуляции.  
Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.