Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Стратегии управления стоимостью предприятия



 

Рыночные исследования свидетельствуют о том, что существует устойчивая связь между денежным потоком и стоимостью компании.

Показатель чистой прибыли не коррелирует с рыночной стоимостью предприятия так устойчиво, как показатель денежного потока, поскольку первый не учитывает:

· размеров инвестиции в основные средства;

· величины собственных оборотных средств;

· потребности предприятия в финансировании;

· делового и финансового рисков, которые характерны для данного предприятия.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на простой посылке, в соответствии с которой конкретная инвестиция приносит дополнительную стоимость, если генерируемый ею доход превышает доход на инвестиции с аналогичным уровнем риска. Другими словами, при данном уровне прибыли предприятию с более высоким уровнем дохода на инвестиции потребуются меньшие дополнительные инвестиции, и у него будут больше денежный поток и выше стоимость.

Управление стоимостью в целом требует от менеджера особого подхода. Он должен концентрироваться на долгосрочных денежных потоках, а не на сиюминутных изменениях величины прибыли в расчете на акцию. Подход должен быть беспристрастным, ориентированным только на прирост стоимости. Предприятие надо рассматривать с учетом того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет.

Управление денежным потоком и стоимостью предприятия заключается прежде всего в создании новой его стоимости. Последнее предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих изменение стоимости, затем разработку на их базе стратегий по увеличению стоимости, далее — последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий.

Процесс создания стоимости предприятия можно разделить на четыре ключевых этапа:

первый этап — оценка предприятия «как есть»: по данным о текущем состоянии и нынешних производственных и финансовых планах руководства предприятия. Для оценки используется метод дисконтирования денежных потоков;

второй этап — углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, «движущих стоимость» внутри предприятия, разработка и воплощение стратегий увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы;

третий этап — использование возможностей организационного реструктурирования, например продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.;

четвертый этап —финансовое реструктурирование, означающее принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.

Оценка предприятия «как есть», проводится методом дисконтирования денежных потоков.

Особое внимание уделим второму этапу — созданию дополнительной стоимости внутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие стоимость.

Факторы, движущие стоимость, — это отдельные переменные в модели дисконтированных денежных потоков, характеризующие те или иные стороны в деятельности предприятия. При количественном изменении той или иной переменной происходит изменение величины денежного потока и соответственно стоимости.

К важнейшим факторам, движущим стоимость, относятся:

1. Временной фактор.

2. Объемы реализации.

3. Себестоимость реализованной продукции.

4. Соотношение постоянных и переменных затрат.

5. Маржа валовой прибыли.

6. Собственные оборотные средства.

7. Основные средства.

8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.

9. Стоимость привлечения капитала.

Семь факторов непосредственно влияют на величину денежного пото­ка, восьмой и девятый — на ставку дисконта.

Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется согласно конкретным стратегиям развития предприятия. При этом применяются два основных подхода: лидерство по затратам и дифференциация.

Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле над затратами и тем самым в максимальном повышении эффективности производства; второй — в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей серьезных конкурирующих аналогов.

Операционные стратегии рассматривают следующие стоимостные факторы:

· ассортимент производимой продукции или услуг;

· ценообразование;

· выбор рынков;

· рекламу;

· эффективность затрат;

· систему сбыта;

· качество обслуживания клиентов.

При первом подходе (лидерство по затратам) оптимальными являются следующие приемы:

· сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах;

· оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах;

· увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;

· обеспечение за счет всего перечисленного конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.

Второй подход (дифференциация) предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.

Инвестиционные стратегии предусматривают анализ:

· уровня товарно-материальных запасов;

· сбора дебиторской задолженности;

· управления кредиторской задолженностью;

· расширения производственных мощностей;

· планирования капиталовложений;

· продажи активов.

При первом подходе рекомендуется:

· минимизировать остаток денежных средств;

· стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности;

· минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;

· экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их);

· продавать избыточные неиспользуемые активы.

При втором подходе рекомендуется:

· связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами;

· добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности;

· инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.

Финансовые стратегии в обоих подходах ориентированы на:

· создание оптимальной структуры капитала;

· выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов;

· максимальное сокращение факторов делового риска.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий всех трех уровней приводит к максимальному увеличению денежного по­тока и, как следствие, стоимости предприятия.


 

 

3. Структура и содержание контрольной работы

 

1. Контрольная работа должна иметь титульный лист, содержание работы, описание макроэкономической информации, описание отраслевой информации, описание предприятия, расчеты по определению стоимости предприятия, заключение, список литературы.

1 вариант:

Задание 1. Определение рыночной стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков

Задание 2. Определение рыночной стоимости предприятия затратным подходом с использованием метода избыточных прибылей для расчета гудвилла.

Задание 3. Определение рыночной стоимости предприятия методом кампании-аналога

2 вариант:

На базе данных по конкретному предприятию рассчитать рыночную стоимость этого предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков и разработать варианты увеличения его стоимости с использование операционной, инвестиционной и финансовой стратегиями.

 

Задания к контрольной работе

Задание 1. Определение рыночной стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков.

Данные по выбранному варианту должны быть представлены в следующей таблице:

Таблица 1- Исходные данные по варианту

 

Ост. Период
Ожидаемые темпы роста, %
Износ существующих активов            
Средняя продолжительность жизни новых активов (осн. ср-ва)– 10 лет
Планирование кап.вложений            
Проценты            
Рост задолженности)            
Погашение задолженности            
Инфляция – (текущие и прогнозные данные) % в год
Требуемый оборотный капитал в % от выручки
Данные на базовый год
Выручка от реализации
Постоянные издержки
Переменные издержки
Текущие активы
Текущие обязательства
Свободная земля
Данные для определения ставки дисконтирования: Безрисковая ставка Rf Коэффициент бэта - Рыночная премия - Риск для отдельной компании S2 - Страновой риск С -

 

Таблица 2 - Расчет стоимости методом дисконтированных денежных потоков, тыс.руб.

Остаточный период
Выручка от реализации              
Себестоимость реализованной продукции:              
постоянные издержки              
переменные издержки              
амортизация              
Всего себестоимость реализованной продукции              
Прибыль до уплаты процентов и налогообложения              
Прочие доходы              
Процент              
Прибыль до налогообложения              
Налог (20 %)              
Чистый доход              
Денежный поток: Чистый доход              
+ Начисление амортизации              
+ Прирост долгосрочной задолженности              
- Прирост оборотного капитала              
- Капитальные вложения            
=Денежный поток              
Коэффицент текущей стоимости              
Текущая стоимость денежных потоков прогнозного периода              
Текущая стоимость остаточной стоимости   Остаточная стоимость
Сумма текущих стоимостей денежных потоков прогнозного периода    
Обоснованная рыночная стоимость собственного капитала до внесения поправок:  
- дефицит оборотного капитала  
+ избыточные активы  
Обоснованная рыночная стоимость собственного капитала    
График начисления износа Остаточный период
Начисление износа по существующему оборудованию            
добавления Год 1            
Год 2            
Год 3            
Год 4            
Год 5            
всего              
Расчет оборотного капитала              
требуемый              
действительный    
избыток (дефицит)    

Таблица 3 - Исходные данные для расчета стоимости предприятия методом ДДП по вариантам

 

                                   
Ожидаемые темпы роста, %
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Остаточный период
Износ существующих активов, тыс. руб.                    
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Планирование кап.вложений, тыс. руб.                    
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Проценты, тыс. руб.                    
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Рост задолженности, тыс. руб.                    
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Погашение задолженности, тыс. руб.                    
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Инфляция – (текущие и прогнозные данные) % в год                    
Требуемый оборотный капитал в % от выручки
Данные на базовый год                    
Выручка от реализации,тыс. руб
Постоянные издержки, тыс. руб. 35%
Переменные издержки, тыс. руб. 40%
Текущие активы, тыс. руб.
Текущие обязательства, тыс. руб.
Свободная земля, тыс.руб.
Данные для определения ставки дисконта                    
Безрисковая ставка Rf,%   6,5 6,5 6,5
Коэффициент бэта 1,25 1,25 1,5 1,5 1,25 1,25 1,1 1,1 1,25
Рыночная премия,%
Риск для отдельной компании S2,% 2,5 2,5
Страновой риск С,%

Задание 2. Определение рыночной стоимости предприятия затратным подходом с использованием метода избыточных прибылей

 

Исходные данные:

 

1. А % дебиторской задолженности собрано не будет.

2. Б % товарных запасов устарело и может быть продано только за 10 % номинальной стоимости.

3. В, руб.- Рыночная стоимость недвижимости и земельного участка.

4. Г , руб. - Рыночная стоимость машин и оборудования .

5. Д,руб. - Стоимость инвестиций в кампанию АВС.

6. Е, % - Средний доход на собственный капитал по отрасли.

7. Ж, руб. - Чистый доход

8. З, % - Коэффициент капитализации.

 

Таблица 4 – Исходные данные для расчета по вариантам

 

Наименование показателя   1 вар   2 вар   3 вар.   4 вар.   5 вар.   6 вар.   7 вар.   8 вар.   9 вар.   10вар.
А, %
Б,%
В, тыс. рублей 2 500 2 000 1 800 3 000 2 700 2 300 2 900 3 100 2 300 2 400
Г, рублей 1 600 1 800 1 700 1 500 1 750 1 500 1 450 1 750 1 900 1 550
Д, рублей
Е, %
Ж, рублей
З,%

 

Таблица 5 - Расчет стоимости предприятия

  Стоимость на 31 декабря тыс. руб. поправки Уточненная стоимость, тыс. руб. гудвилл Обоснованная рыночная стоимость на 31 декабря
Денежные средства
Дебиторская задолженность
Товарные запасы 1 000
Всего, текущие активы
Земля и здания 1 900
Машины, и оборудование 1 800
Всего, основных средств 3 700
Инвестиции в кампанию АВС
Гудвилл  
Всего, активы
Всего, обязательства 3 000
Стоимость собственного капитала
Всего, обязательства и собственный капитал 5 575

Задание 3. Определение рыночной стоимости предприятия сравнительным подходом методом кампании-аналога

 

Таблица 6 – Исходные данные для расчета стоимости предприятия по вариантам

 

Наименование показателя 1 вар 2 вар 3 вар. 4 вар. 5 вар. 6 вар. 7 вар. 8 вар. 9 вар. 10вар.
Оцениваемая компания:                    
Выручка от реализации, тыс.руб.
Затраты, тыс. руб.
в т. ч. амортизация, тыс. руб.
Сумма процентов, уплаченная банку, тыс. руб.
Ставка налога, %
Балансовая стоимость 1 акции, руб.
Количество акций, тыс.шт.
Компания-аналог                    
Выручка от реализации, тыс. руб.
Затраты, тыс. руб.
в т. ч. амортизация, тыс. руб.
Сумма процентов, уплаченная банку, тыс. руб.
Ставка налога, %
Балансовая стоимость 1 акции, руб.
Рыночная стоимость 1 акции, в руб.
Количество акций, тыс.шт.
Корректировки:                    
Рыночная стоимость базы отдыха, тыс. руб.
Премия за контроль 30% 40% 80% 20% 25% 35% 45% 15% 30% 50%

 

Таблица 7 - Исходные данные для расчета стоимости предприятия по варианту

 

Компания – аналог Оцениваемая компания «Восток»
Выручка от реализации Выручка от реализации
затраты   затраты
В том числе амортизация   В том числе амортизация
Сумма процентов, уплаченная банку   Сумма процентов, уплаченная банку
Ставка налога   Ставка налога
EBIT   EBIT  
ДП на базе EBIT   ДП на базе EBIT  
EBT   EBT  
E   E  
Балансовая стоимость   Балансовая стоимость  
Количество акций   Количество акций  
Рыночная стоимость акции      
Рыночная стоимость предприятия      

Таблица 8 - Расчет стоимости предприятия методом компании-аналога

 

мультипликатор Расчет мультипликатора Финансовая база оцениваемой компании Расчет стоимости вес итого
цена / прибыль
цена / прибыль до уплаты налогов
цена / денежный поток до уплаты процентов и налогов
Цена / балансовая стоимость

Контрольные вопросы к защите работы

 

1. Понятие и сущность оценочной деятельности. Необходимость и цели оценки бизнеса.

2. Субъекты и объекты оценочной деятельности.

3. Особенности бизнеса как объекта оценки.

4. Концепция управления стоимостью предприятия.

5. Государственное регулирование оценочной деятельности. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Стандарты оценки.

6. Виды стоимости, определяемые при оценке.

7. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса.

8. Основные принципы оценки бизнеса: принципы, основанные на представлениях собственника.

9. Принципы, обусловленные действием рыночной среды.

10. Принципы оценки, связанные с эксплуатацией собственности.

11. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса.

12. Система информации, необходимой для оценки. Внешняя информация.

13. Внутренняя информация, необходимая для оценки.

14. Подготовка финансовой документации. Нормализация бухгалтерской отчетности.

15. Доходный подход к оценке бизнеса. Метод дисконтированных денежных потоков. Сущность метода, этапы расчета.

16. Выбор модели денежного потока.

17. Анализ и прогноз выручки, расходов, инвестиций.

18. Методы расчета ставки дисконта.

19. Расчет остаточной стоимости. Внесение итоговых поправок.

20. Метод капитализации доходов (прибыли).

21. Сравнительный подход к оценке бизнеса: общая характеристика, используемые методы, преимущества и недостатки.

22. Этапы расчета методом компании-аналога, основные принципы отбора предприятий-аналогов.

23. Характеристика ценовых мультипликаторов. Формирование итоговой величины стоимости.

24. Затратный подход в оценке бизнеса. Метод чистых активов.

 

Литература

Основная литература:

1. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. для бакалавров по экон. направлениям и спец. - М.: Юрайт, 2012.(10)

2. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник /М.: «Финансы и статистика», 2011, 387 с.

3. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2009. -312 с.

4. Филиппов Л.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие.- М.:, 2009.– 720 с.

5. Шпилевская Е.В.. Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Изд-во «Феникс». 2010, 352 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая: по состоянию на 25 марта 2012. Российская Федерация. Кодексы.- М.: Проспект: Кнорус, 2012.

2. Антилл Н. Оценка компаний: анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МФСО. Пер с англ. – М.: 2007. – 440 с.

3. Васляев М.А. Оценка бизнеса и оценочная деятельность: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2008.

4. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса.-2-изд. – СПб, 2007.- 464 с.

5. Есипов В.Е. Оценка бизнеса: полное практическое руководство / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, С.К. Марзажанов. – М.:Эксмо, 2008.- 352 с.

6. Есипов В.Е. Оценка бизнеса: учеб. пособие рек. УМО в обл. финансов / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В.Терехова.-2-изд. – М.: Эксмо, 2008.

7. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. – GUMER-INEO, 2007,-720 с.

8. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учебник – 3-е изд. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.- 576 с.

9. Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса. - СПб: Питер, 2007.

10. Иванов И.В., Баранов В.В. Оценка бизнеса: Методы и модели оценки стоимости предприятий традиционных и наукоемких отраслей: Учебное пособие. – М.: 2007. – 168 с.

11. Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости: учебное пособие/ под ред. М.А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007.- 344 с.

12. ИоноваА.Ф. Финансовый анализ: учебник, М.: Проспект, 2008.

13. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. – 3-е изд. М.: Олимп- Бизнес, 2008. -576 с.

14. Лопатников Л.И.. Рутгайзер В.М. Оценка бизнеса. Словарь-справочник. Издательство «Маросейка», 2009. – 306 с.

15. Масленникова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М.: КноРус, 2011. – 288 с.

16. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.- М.: Интерреклама , 2003. – 352 с.

17. Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки. – Федеральный стандарт оценки №1, от 20 июля 2007 года № 256.

18. Цель оценки и виды стоимости.- Федеральный стандарт оценки №2, от 20 июля 2007 года № 255.

19. Требования к отчету об оценке. – Федеральный стандарт оценки №3, от 20 июля 2007 года № 254.

20. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон, № 135- ФЗ от 29 июля 1998 года 9В РЕД. ОТ 28.10.2010 г.).

21. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.

22. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2007.-492 с. (30)

23. Оценка бизнеса: учеб. для вузов /Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 736 с..

24. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: Учеб.пособие. –СПб., 2007.- 240 с.

25. Просветов Г.И. Оценка бизнеса: задачи и решения: учеб.-метод. пособие -3 изд., доп. – М.: Альфа – Пресс, 2008.

26.

27. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2009. -312 с.

28. Семенова И.А. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Оценка собственности», Ижевск, 2007.

29. Семенова И.А. Экономика недвижимости.- Ижевск, ИЭиУ ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2011,- 65 с.

30. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А.. Оценка стоимости предприятий (бизнеса). – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

31. Феррис К., Пешеро Б.П. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

32. Фридман Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. / Пер. с англ.- М.: Дело Лтд., 1995.

33. Филиппов Л.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие.- М.:, 2009. – 720 с.

34. Фишмен Джей, Пратт Шеннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт. Руководство по оценке стоимости бизнеса (пер. с англ. Лопатникова Л.И.). М.: ЗАО «Квинто-консалтинг», 2000 г.

35. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: Учебное пособие. – М.: 2007. – 575 с.

36. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учеб.пособие для вузов по спец. «Финансы и кредит», под ред. М.А.Федотовой. – М.: КноРус,2012.

37. Щербаков В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/В.А.Щербаков, Н.А.Щербакова. – 2-е изд., испр. – М,: Омега – Л. 2007. – 285. (6)

38. Эванс Ф. Ч., Бишоп Д. М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 332с.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. Электронная коллекция диссертаций Российской государственной библиотеки. - http://diss.rsl.ru/

2. Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru/defaultx.asp

3. Электронная библиотека издательского дома «Гребенникова». - http://grebennikon.ru/

4. Коллекция электронных книг издательства Emerald: «Business, Management and Economics collection», «Social Sciences collection»..- http://www.emeraldinsight.com/

5. Электронная коллекция журналов «Emerald Management». - http://www.emeraldinsight.com/

6. Международный оценочный консорциум.(http://www.valnet.ru/

7. Клуб и СМИ «Appraiser.RU. Вестник оценщика» http://www.appraiser.ru/

 

Периодические издания:

 

1. Оценочная деятельность

2. Федеральный справочник «Оценочная деятельность в
Российской Федерации»

3. Имущественные отношения в Российской Федерации

4. Интеллектуальная собственность

5. Business valuatioпs Guide

6. Экономические стратегии

7. Вопросы оценки

8. Российский оценщик

9. Бизнес-справочники, бюллетени "Эксперт РА"

10. Рейтинговые ежегодники Издательства "Интелбук"

11. КО-ИНВЕСТ

12. Бюллетень рынка недвижимости “RWAY”

 

Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

 

1. AUP.Ru : электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга (http://www.aup.ru)

2. ELObook.com: Экономическая библиотека онлайн,(http://www.elobook.com)

3. Университетская электронная библиотека "InFolio" (http://www.infoliolib.info)

4. Удмуртская научно-образовательная электронная библиотека (УдНОЭБ) (http://elibrary.udsu.ru)