Одна клетка становится целым организмом. Где-то она превращается в ногти, где-то становится носом и языком, но все это — проявление одной клетки. Подобным образом вся Вселенная сделана из единого вещества.
Когда помнишь и чувствуешь, что все сделано из одного вещества, то это исцеляет ум и тело и уравновешивает в теле три доши — вату, питту и капху. Это — савитарка самадхи, что означает спокойствие с логическим осознанием.
Глубокий сон может быть джада самадхи — спокойствие с инерцией. Поэтому сон является главным фактором исцеления. Без сна и отдыха не помогут никакие медикаменты.
В самадхи с экстазом логики нет. Это — нирвитарка самадхи, осознанность с блаженством. Нирвитарка самадхи находится за пределами опыта блаженства, ее невозможно описать словами.
29 мая, 1996 г.,
Гаага, Нидерланды
Блаженство
Блаженство нельзя понять, и его крайне трудно достичь. Спустя многие жизни вы, наконец, ощущаете это состояние, но, если его однажды достигнешь, то потерять еще труднее. Вы ищете в жизни только блаженство — этот божественный союз со своим источником, а все остальное в мире отвлекает вас от этой цели. Миллионы вещей отвлекают вас от цели самыми разными средствами — есть столько непостижимых и необъяснимых способов не попасть домой.
Жизнь ума поддерживается влечением и неприязнью. Только тогда, когда ум умирает, наступает блаженство. Блаженство — это место обитания всего божественного, всех божеств. Постичь блаженство и поддерживать его можно только в человеческом теле. Если вы, получив человеческую жизнь и узнав этот путь, все же не осознали этого, то вы очень многое потеряли.
Влечение и неприязнь ожесточают сердце. Бесполезно вести себя вежливо, если вы грубы сердцем. Ваше поведение может быть грубым, но нельзя, чтобы было жестоким сердце. Миру все равно, каковы вы внутри. Он будет обращать внимание только на ваше поведение. Божественному же безразлично, каковы вы снаружи — Оно смотрит только вовнутрь. Никогда не позволяйте даже мельчайшей неприязни или влечению поселиться в своем сердце. Пусть оно будет неиспорченным, мягким и благоухающим, как роза.
Блаженство
Вам кто-то или что-то не нравится, и только это ожесточает вас, и требуется долгое время, чтобы жесткость смягчилась, растворилась, — это такое заблуждение. Влечение и неприязнь — это ловушки, мешающие вам отыскать сокровище.
Ничто в этом материальном мире не может дать вам удовлетворения. Ум, направленный вовне и ищущий удовлетворения, становится еще более неудовлетворенным; эта неудовлетворенность растет, жалобы и негативность ожесточают ум, затуманивают осознанность и создают облако отрицательной энергии. Когда негативность достигает своего предела, она лопается, как переполненный шар, и возвращается к Божественному.
Божественного избежать невозможно, независимо от того, был ли это долгий путь негативности или мгновенный положительный подход. Когда Божественность расцветает, происходит мгновенный переход от неправды — к истине, от темноты — к свету, от бесчувственной инертной материи — к сверкающему духу.
6 января, 1999 г.,
Европейский ашрам,
Бад Антогаст,
Германия
Блаженство
Расширение звука — музыка,
Расширение движения — танец,
Расширение улыбки — смех,
Расширение ума — медитация,
Расширение жизни — праздник,
Расширение преданного — Бог,
Расширение чувства — экстаз,
Расширение пустоты — блаженство
Пустота — это дверь между материальным и духовным миром. Это то, где вы начинаете понимать природу духа. Если вы не знаете пустоты, то вы не можете познать радости бытия. Ощущение бытия приводит к пустоте. Из пустоты возникает полнота.
Одна сторона пустоты — несчастье, а другая — радость. Это и имел в виду Будда, сказав: "Весь мир — несчастье, и достичь нужно пустоты".
3 февраля, 1999 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Преданность
Намерение направляет вас в будущее, но блаженство всегда в настоящем. Мудр тот, кто пробужден к этой истине. Если намерение возникает в состоянии блаженства, оно может проявиться без усилий.
23 декабря, 1999 г.,
Европейский ашрам,
Бад Антогаст,
Германия
Чтобы молитва могла быть услышанной, нужно иметь сильное желание. Чем сильнее желание и чем позже оно исполняется, тем больше будет ваша благодарность.
Сильное желание приводит к преданности. Для того чтобы желание стало сильным, необходимо некоторое время побыть с этим желанием. Когда сильное желание исполняется, то чувство благодарности переполняет настолько, что само достижение цели теряет свою привлекательность и значимость.
Часто люди считают себя несчастными, если их желания не исполняются быстро. Сильное желание может расстроить вас или привести к молитвенному состоянию. В таком состоянии есть благодарность и преданность.
Любой сильный опыт делает вас цельным.
20 ноября, 1996 г.,
Калькутта, Индия
Преданность
Достижение Божественного зависит от силы томления, а не от затраченного времени или вашего уровня. В Индии среди сельских жителей бытует пословица: "Чтобы сорвать цветок, требуется время, но оно не нужно для того, чтобы встретить Божественное". Способности и уровень подготовки не являются критериями — важна лишь сила вашего томления.
Усильте свое томление по Божественному прямо сейчас. Это происходит, когда вы знаете, что вы — ничто и что вы ничего не хотите. Понимание, что вы — ничто и что вы ничего не хотите, дает чувство принадлежности, а принадлежность усиливает томление.
В чем разница между желанием и томлением? Желание — это жар в голове. Томление — это крик сердца.
21 мая, 1998 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Организация
Организация — это контроль. Преданность — это хаос. Организация требует внимания к деталям и осознанности в материальном. Организация — это быть приземленным. Преданность — это терять себя, забывать о мирском, находиться в экстазе.
Организация и преданность противоположны по своей природе. Они не сочетаются, но, тем не менее, не могут быть разделены или существовать друг без друга. Никакая организация не может возникнуть без преданности. Когда преданность сильна, вам просто хочется организовывать. Преданность дает веру, сострадание и ответственность. Когда у вас есть ответственность и забота, вам хочется давать знание, мудрость и любовь. Так и возникает организация. Поэтому организация существует только благодаря преданности.
Если вы преданы, вы не будете просто сидеть. Природа преданности состоит в том, чтобы давать. Если вы считаете себя преданными, и мир вас не волнует, то вы просто эгоистичны. Настоящая преданность означает быть единым с Божественным, а Божественное заботится о мире.
Организовывая что-либо, вы часто теряете преданность. И часто во имя преданности вы создаете хаос и пренебрегаете организацией. Надо быть святым, чтобы одновременно быть организованным и преданным.
3 февраля, 1998 г.,
Кауаи, Гавайи, США
Организация
Все сделано из атомов. Весь мир — это ни что иное как организация, где атомы решили особым образом объединиться для создания некоторой субстанции. Полученные структуры несут в себе определенные качества.
Смерть, разрушение и трансформация происходят тогда, когда атомам надоедают эти структуры, и они решают реорганизоваться. Когда атомы яблока говорят: "Хватит быть яблоком", то начинается гниение. Если бы структуры никогда не надоедали, то разрушения бы не было.
Переход от одного организованного состояния к другому тоже организован. Это переходная организация, которую мы называем хаосом. Она может нуждаться в катализаторе, и таким катализатором является знание. Так что от организации никуда не уйти.
17 декабря, 1998 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Организация
Формальность из общества убрать невозможно. Ей надо отвести определенное место. Но, лишенная сердечности, формальность может стать лицемерной. Сердечность сама по себе может вызвать хаос и иногда даже показаться невнимательной.
Формальность улучшает общение, а сердечность — единство. Общение необходимо там, где есть двое. Формальность поддерживает двойственность. Структуры основываются на формальности. Любовь и знание — на сердечности. Для расцвета любви и знания необходима неформальная, сердечная обстановка.
Никакая организация невозможна, и никакой упорядоченности быть не может, если не соблюдаются формальности. Все действия являются размеренными шагами формальностей. Преданность неформальна и совершенно хаотична.
Сердечность — сердцевина нашего существования; формальность — внешняя оболочка. Когда внешняя оболочка тонка, она может пропускать внутренний свет, подобно тому, как абажур смягчает свечение лампы. Но если абажур слишком темный, то света не видно. Нам точно так же нужно сохранять равновесие между формальностью и сердечностью.
4 марта, 1998 г.,
Ришикеш, Индия
Зависимость
Тело находится в зависимости от всего мироздания. В обществе кто-то должен заниматься шитьем одежды, производством электроэнергии, добычей нефти. Тело не может быть независимым от окружающего мира. Для тела зависимость является абсолютной.
Когда Дух отождествляется с телом, ему становится тесно, и он стремится к независимости. Ум, интеллект и эго — все они ищут независимости.
В стремлении к независимости вы часто застреваете на эго и становитесь еще более несчастными, однако большинство людей не осознают своей зависимости. Когда они начинают осознавать свои ограничения и зависимости, у них возникает желание стать независимыми.
Невозможно достичь независимости, пока вы не начнете погружаться внутрь себя, а заглядывая вглубь, вы обнаруживаете, что вы взаимозависимы. Индивидуальное "Я" — это взаимозависимость. В действительности каждый мудрый человек знает, что все взаимозависимо, и что независимости не существует.
На одном уровне зависимость — это суровая действительность. На другом уровне это иллюзия, потому что нет ничего, кроме высшего "Я". Только тогда, когда вы не чувствуете единства, принадлежности, вам хочется независимости. Так как высшее "Я" не двойственно, то вопроса о зависимости или независимости не возникает. Тот, кто просит независимости, — нищий. Тот, кто знает, что это иллюзия, — царь.
Зависимость
В жизни ищущего наблюдается непостоянство, когда чувство принадлежности не прочно. Эго находит любой повод, чтобы вернуться к мелочам, потому что оно еще не пропиталось целостностью знания.
Из-за того, что чувство принадлежности непривычно для эго, ум находит любой мельчайший повод вернуться к эго и быть независимым и отделенным. Он старается найти малейший недостаток и раздувает его до неимоверных размеров.
Осознавайте эти склонности и, что бы ни происходило, будьте сильными в своей приверженности сатсангу, своему пути.
3 сентября, 1998 г.,
Мушина, Польша
Религия
Всегда бесполезно поклоняться или боготворить без чувства принадлежности. Такое поклонение заканчивается страхом и отчуждением.
С другой стороны, у некоторых людей поклонение вызывает панический страх. Их раздражает, когда они видят, что кто-то поклоняется.
Формы поклонения или обожествления у разных народов разные. Одни поклоняются Папе, другие — поп звездам, третьи без ума от политиков. Посмотрите на детей: они поклоняются своим кумирам, по всем стенам развешивая плакаты с их изображением. Но одно обожание делает вас фанатом. А чувство принадлежности и видение божественного в том, кого вы обожаете, делает вас святыми. Тот, кто поклоняется без чувства принадлежности, и тот, кто против поклонения, находятся в одной лодке; оба находятся под влиянием страха.
В Библии сказано: "Я Бог ваш, и не будете иметь другого передо мной". То же самое сказано в древних индийских писаниях: "Глупец тот, кто поклоняется Богу как отдельному от сознания "Я есть". И не поклоняйся другим богам — "Пуджо аур на дева".
Подношение, подносимое, и подносящий — все это Одно.
10 февраля, 2000 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Религия
Роль религии заключается в том, чтобы сделать человека добродетельным и любящим, а назначение политики — заботиться о людях и их благополучии. Когда религия и политика не уживаются вместе, тогда получаются коррумпированные политики и псевдорелигиозные лидеры.
Религиозный человек, справедливый и любящий, определенно будет заботиться о благополучии всего населения и, следовательно, станет истинным политиком. Все аватары и пророки заботились о людях и поэтому занимались политикой. А чтобы истинный политик оставался добродетельным и любящим, он не может не быть религиозным.
Религии становятся непригодными для создания гармоничного общества, когда они ограничивают свободу поклонения и способы поклонения. Если религия охватывает все вокруг и предоставляет полную свободу молиться и поклоняться любым способом, то такая религия сделает людей добродетельными и умиротворенными и подойдет любому обществу.
Люди думают, что религия и политика должны существовать по отдельности, потому что многие религии не имеют свободы поклонения и не заботятся обо всех людях одинаково. История показала, что религия приводила к конфликтам, однако нерелигиозные общества, такие как коммунистические, создали хаос и коррупцию.
Религия — Бог
Сегодня в реформе нуждаются и религия, и политика. Политикам необходимо стать более добродетельными и духовными. Религия должна расширить свои рамки и стать духовнее, чтобы предоставить свободу поклонения и охватить всю мудрость мира.
23 июня, 1999 г.,
Ист Довер, Новая
Шотландия, Канада
Представьте себе, что вы идете к Богу, получаете какое-либо благо и уходите. Вы спешите, если ваше намерение состоит в том, чтобы что-либо получить. А тот, кто знает, что обладает Богом, не торопится что-либо взять. В нем возникает бесконечное терпение.
Когда вы узнаете, что владеете Богом, то вы не будете спешить что-нибудь от него получить. Эта спешка выбивает вас из равновесия и делает вас незначительными. Имейте бесконечное терпение. Как только оно у вас появится, вы осознаете, что Бог принадлежит вам. Вы приходите к этому либо через осознанность, либо с помощью техник.
Бог
Что значит "обладать Богом"? Вы обладаете Богом, когда Божественное принадлежит вам. Это ничего общего не имеет с тем, когда в спешке делаешь покупки в супермаркете и мчишься домой. Когда вы видите весь магазин уже у себя дома, то вы не спешите делать покупки. Вы расслаблены. Когда вы знаете, что вы — часть божественного плана, вы перестаете требовать. Вы знаете, что все делается для вас, что о вас заботятся.
Чтобы развить терпение, надо просто наблюдать нетерпение. Просто без сожаления наблюдайте мысли и чувства. Обычно мы делаем по-другому: мы торопим ум и медлим с действием. Нетерпение означает поспешность в уме; летаргия — это медлительность в действии. Правильная формула — это терпение в уме и динамизм в действии.
14 августа, 1996 г.,
Санта Моника,
Калифорния,
США
Бог
Проверка — часть незнания. Проверяешь только то, в чем не уверен. Если Бог подвергает вас испытанию, это означает, что Он вас не знает.
Как вы могли подумать, что Бог посылает вам испытания? Он не испытывает вас, потому что все знает о вас: ваше прошлое, настоящее и будущее. Он знает ваши сильные стороны и слабости, и Он один дает вам силу. Он не проверяет вас.
Только вы можете испытывать себя. Вы проверяете себя только тогда, когда у вас нет уверенности. Если вы уверены, то зачем проверки? Если вы испытываете себя, значит, вы не знаете себя.
Вы проверяете Бога? Бог никогда не пройдет ваш тест, потому что Он никогда на него не придет. Если Он все-таки придет на вашу проверку, то Он — не Бог.
13 января, 1999 г.,
Европейский ашрам,
Бад Антогаст,
Германия
Бог
Бог отдал вам все незначительные мирские удовольствия, а Себе оставил блаженство. Чтобы достичь высочайшего блаженства, надо идти к Нему и только к Нему.
Не старайтесь перехитрить Бога и не пытайтесь Его провести. Большинство ваших молитв и ритуалов — это всего лишь попытки обмануть Божественное. Вы пытаетесь дать Ему как можно меньше, а получить как можно больше. И Он это знает. Бог — проницательный бизнесмен; Он все равно перехитрит вас. Если вы залезете под ковер, то он проникнет под пол.
Будьте искренни в своих стараниях придти к Богу. Не пытайтесь перехитрить Бога. Как только вы обретаете блаженство, то все остальное наполняется радостью. Без блаженства никакая радость в мире не будет вечной.
3 июля, 1996 г.,
Монреальский ашрам,
Квебек, Канада
Бог
Вы всегда думали о Боге как об отце где-то на небесах. Имея в своем уме такое понятие о Боге, вам хочется требовать и брать от Него. А можете ли вы представить Бога в виде ребенка? Когда вы воспринимаете Бога как ребенка, у вас нет требований.
Бог — самая сердцевина вашего существования. Вы беременны Богом; вы должны заботиться о своей беременности и родить на свет ребенка. Большинство людей даже не могут "родить".
Бог — это ваш ребенок. Бог держится за преданных. Он держится за вас, как младенец, всю жизнь, пока вы не постареете и не умрете. Бог все время просит есть. Ему необходимо, чтобы вы в этом мире обеспечили Его питанием. Питанием Бога являются садхана, сатсанг и сева.
16 октября, 1997 г..
Бангалорский ашрам,
Индия
Бог
Почему вы должны считать, что Бог — только один? Почему не может быть много? Если Он сотворил человека по своему образу и подобию, то какой Он? Африканец, монгол, кавказец, японец или филиппинец? Почему существует так много типов людей и такое разнообразие вещей? В природе нет одного вида дерева, змеи, облака, комара или овоща. Ничто в природе не представлено исключительно одним видом, почему же Бог должен быть только один?
Как может сознание, которое проявило себя во всем этом мироздании и которое любит многообразие, быть однообразным? Бог любит многообразие, поэтому сам Он должен состоять из бесконечного разнообразия Себя. Бог проявляется в многочисленных названиях, формах и разновидностях.
Некоторые философские школы не позволяют Богу проявляться в Его многочисленных формах. Они хотят, чтобы Он ходил в одной униформе. Вы меняете свой внешний вид в зависимости от обстоятельств, так почему вы считаете, что нет разнообразия в Духе? В древности люди знали это и поэтому воспринимали Божественное в виде бесчисленных качеств и форм. Дух не скучный. Дух, составляющий основу мироздания, постоянно движется и меняется. Бог — это не что-то одно, а множество.
Бог
Когда вы принимаете многообразие Божественного, вы перестаете быть фанатиками или фундаменталистами.
27 января, 2000 г.,
Даллас, Техас, США
Ктo пробуждается первым — вы или Бог? Вы просыпаетесь первыми, пока Бог еще спит! Когда вы пробуждаетесь, то ощущаете боль и удовольствие. Вы осознаете недостатки мира и его красоту. Затем, в поисках высшего вы взываете о помощи, будя Бога. А когда Бог в вас пробуждается, то больше не остается "двух".
Риши создали смешной ритуал пробуждения Бога каждое утро. Они назвали его Супрабатум-служение. Многие считают это нелепым, потому что не понимают глубины этого ритуала. Но только пробужденный Бог может увидеть, что Бог спит повсюду. Бог спит в каждой частице этой вселенной. Бог в зачаточной форме находится в вас, и когда он пробуждается, то не остается ни вас, ни окружающего мира.
3 июня, 1998 г.,
Кьюрепайп, Маврикий
Бог — Высшее "Я"
В день полнолуния по древнему храму Коллур возят тщательно украшенную колесницу богини. Каждый из нас — это колесница, несущая внутри себя могущество Бога. Мы представляем собой настоящие колесницы Божественного. Наше тело — это колесница, а душа — это божество, которое возят вокруг для того, чтобы очистить весь мир.
28 октября, 1999 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
В защите нуждается только временное, маленькое или тленное, а постоянному, большому или огромному защита не требуется. Защита просто означает продлить время определенного состояния, поэтому защита также мешает трансформации.
В состоянии полной защиты изменение невозможно. В то же самое время, без защиты не может произойти желаемая трансформация. Семя должно быть защищено, чтобы превратиться в растение; растение должно быть защищено, чтобы превратиться в дерево. Излишняя защита может либо способствовать, либо мешать трансформации, поэтому защищающий должен представлять себе, до какого предела это следует делать.
Высшее "Я"
Как защита, так и трансформация существуют в рамках времени и пространства; и эти законы следует уважать, чтобы выйти за пределы времени. Мы одновременно находимся под защитой и меняемся. Это — Хари и Хара: Хари защищает, а Хара — трансформирует. Защита для всего тленного ограничена во времени. Сколько врач может лечить или защищать человека? Вечно? Нет.
Истину не нужно защищать. Покой и счастье не нуждаются в защите, потому что они не являются временными. Ваше тело нуждается в защите, а душа — нет. Ваш ум нуждается в защите; высшее "Я" — нет.
26 августа, 1999 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Высшее "Я"
Высшее "Я" — это не просто совокупность ума и тела. Ни тело, ни ум не являются высшим "Я". Единственное назначение существования тела — это дать вам возможность осознать, насколько вы прекрасны, и что можно жить в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые вам дороги, создавая вокруг себя божественный мир. Все упражнения йоги, которые вы выполняете, предназначены для тела. Все ваши медитации — для ума. Спокойный ли, возбужденный ли, ваш ум остается умом. Больное или здоровое, ваше тело остается телом. Высшее "Я" — всеобъемлюще.
16 мая, 1996 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Когда возбуждается тело, возникает удовольствие. Когда возбуждается душа, возникает любовь. Любовь бесконечна, а удовольствие когда-нибудь заканчивается. Зачастую люди принимают удовольствие за любовь. Необходимо понимать разницу между удовольствием и любовью, но это смогут сделать только те, кому повезло больше всех.
Вы едите сахар, стимулируя язык; музыка стимулирует уши, а вид стимулирует зрение. Что же возбуждает душу? Стимулами души являются садхана и сатсанг.
Высшее "Я"
Все, чего нам надо, — это возбуждение для души. Даже малейшее представление об этом поддерживает движение жизни. Любой другой стимул находится на поверхности. Стимул души наполняет энергией, а возбудитель тела приносит усталость. Каждый стимул должен приводить вас к высшему "Я", слушая музыку, надо выходить за пределы музыки, а слушая знание, надо приходить к молчанию.
26 января, 1999 г.,
Европейский ашрам,
Бад Антогаст, Германия
Сатьям Парам Дхимахи" — я поддерживаю в своем сознании истину и Божественность трансцендентального.
Интеллект разделяет мир, и тот же интеллект может соединить его, если пропитается Божественным. Интеллект начинает разделять все существующее, когда рассматривает мирские вещи. Интеллект объединяет, когда он обсуждает знание, мудрость и истину. Он порождает трансцендентальное. Интеллект заново открывает свою истинную природу, в которой нет двойственности.
Высшее "Я"
Жалуетесь ли вы, сочиняете ли стихи или говорите о знании, вы являетесь наблюдателем этого потока. Когда люди жалуются или оправдывается, они просто говорят спонтанно. Точно так же, когда вы говорите о знании высшего "Я" или спонтанно сочиняете вслух стихотворение, — это поток интеллекта.
Из интеллекта может литься все что угодно, а вы наблюдаете этот поток, будь он мусором или мудростью. Все, что вы можете, — это молиться Божественному: "Пусть через этот интеллект льется мудрость, божественность и истина".
21 июля, 1999 г.,
Озеро Тахо,
Калифорния, США
На ум влияют пять факторов: место, время, пища, прошлые впечатления, ассоциации и действия.
· На ум оказывает определенное влияние каждое место, где вы находитесь. Даже в своем собственном доме вы могли заметить, что чувствуете себя в разных комнатах по-разному. Место, где пели песни и мантры и медитировали, действует на ум иначе, чем помещение, в котором произошла ссора или стоял шум.
Высшее "Я"
· Оказывает влияние также и время. Различное время дня и года воздействуют на ум по-разному.
· Различная пища, которую вы употребляете, влияет на ум в течение нескольких дней.
· Впечатления прошлого — карма — влияют на ум по-разному. Их можно стереть с помощью осознанности, бдительности, знания и медитации.
· На ум также оказывает влияние окружение и действия, или люди и события, с которыми вы связаны. В одной компании ваш ум ведет себя так, в другой — по-другому.
· Несмотря на то, что эти пять факторов влияют на вашу жизнь и ум, помните, что высшее "Я" гораздо сильнее. По мере роста в знании, вы сами будете влиять на все эти факторы.
6 января, 2000 г.,
Милан, Италия
Высшее "Я"
Желание, действие и осознание своего высшего "Я" — все это проявление одной и той же энергии, которая есть вы. В каждый отдельный момент времени доминирует что-то одно из этих трех — желание, действие или осознание.
Когда преобладает желание, то осознание своего высшего "Я" сводится до минимума, а это приводит к напряжению и печали. Именно поэтому философы во всем мире всегда выступали за отречение и избавление от желаний. Когда доминирует действие, приходят беспокойства и болезни. Когда преобладает осознанность, то расцветает счастье. А когда ваши действия и желания искренне направлены на благо общества или к Божественному, то уровень сознания автоматически повышается, и вы непременно приходите к познанию своего высшего "Я".
18 марта, 1999 г.,
Ришикеш, Индия
Высшее "Я"
Ваше высшее "Я" не знает ни печали, ни смерти, однако именно в нем происходят все относительные события.
Легко быть бесстрастным, не будучи в любви. Пребывать в высшей любви, но оставаться непоколебимым, быть заботливым, но не впадать в беспокойство, быть упорным, но не приходить в смятение — все это очевидные признаки высшего "Я", которое светит изнутри.
11 ноября, 1999 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Из одной деревни в другую шли десять человек. По пути им пришлось переходить реку. Оказавшись на другом берегу, они захотели удостовериться, что все на месте. Но каждый, кто начинал считать, насчитывал только девять человек. Они очень огорчились и стали оплакивать потерю десятого.
К ним подошел мудрец и спросил: "Мои дорогие друзья, почему вы плачете?"
Они ответили: "Нас было десять, а теперь нас только девять".
Высшее "Я"
Мудрец увидел, что их десять, и попросил посчитать снова. Каждый насчитывал девять, пропуская себя самого. Тогда мудрец попросил их встать, посчитал их и сказал последнему: "Ты — десятый!" И они обрадовались, что нашли десятого.
Подобным образом, пять чувств и четыре внутренних дара (ум, интеллект, память и эго) плачут, когда теряют из вида высшее "Я". Тогда приходит Мастер и показывает вам, что десятый — вы! Считайте, но никогда не останавливайтесь, пока не найдете десятого. Радость приходит со знанием о вечном присутствии высшего "Я".
11 марта, 1998 г.,
Ришикеш, Индия
Высшее "Я"
Вы развиваетесь? Если вы развиваетесь, то вы не находитесь в своем высшем "Я". Но вас нет и вне вашего высшего "Я", потому что ничто не может существовать вне высшего "Я".
Есть шесть искажений, не существующих в нашем высшем "Я".
Расширение — Прасарана. Расширение предполагает, что есть то, во что можно расширяться. То, что расширяется, не может быть основой для расширения.
Сжатие — Акунчана. Сжатие означает сокращение из какого-то состояния. Наше высшее "Я" не выходит и не сокращается из чего бы то ни было, поэтому сжатия в нашем высшем "Я" нет.
Эволюция — Вриддхи. Эволюция означает становиться тем, кого пока не существует. Высшее "Я" — неизменно, поэтому эволюционировать не может.
Разрушение — Кшая. В нашем высшем "Я" нет регресса или разрушения; оно не стареет и не изнашивается. Поэтому, когда вы близки к своему высшему "Я", вы не ощущаете старения.
Начало — Анаади. Наше высшее "Я" не имеет начала. Если Бог имеет начало, тогда Он не Бог.
Высшее "Я"
Недостаток чего-либо — Абхава. Наше высшее "Я" ни в чем не имеет недостатка. То, чему не хватает чего-либо, является неполным. Наше высшее "Я" ни в чем не имеет недостатка; оно полное. Недостаток чего-либо означает, что вовне существует то, чего нет в нашем высшем "Я". Если вы чувствуете, что не растете, не беспокойтесь, вы близки к своему высшему "Я".
Когда ваш ум находится в вашем высшем "Я", вас не беспокоит эволюция. Если вы думаете о развитии, то застреваете в уме. Ум — это часть материи, а материя эволюционирует и разрушается.
Вот так опыт сужения и расширения является лишь игрой и проявлением ума. Ум сужается и расширяется. Однако когда он расширяется, он приближается к истине, которая не знает расширения.
20 января, 2000 г.,
Европейский ашрам,
Бад Антогаст,
Германия
Высшее "Я"
Как утвердиться в своем центре? Перенести осознанность с ощущения на того, кто ощущает. Все опыты находятся на периферии и постоянно меняются. Тот, кто испытывает опыт, находится в центре. Вновь и вновь возвращайтесь к нему.
Если вы расстроены, то вместо того, чтобы тратить время на переживания, спросите: "Кто расстроен?" Если вы несчастны, спросите: "Кто несчастен?" Если вы думаете, что что-то знаете, спросите: "Кто знает это?" Если вы считаете себя просветленным, спросите: "Кто просветлен?" Если вы полагаете, что вы невежественны, спросите: "Кто невежественен?" Если вам себя жалко, спросите: "Кого нужно пожалеть?" Если вы считаете себя глубоко преданным, спросите: "Кто предан?"
Отбросьте все свои лица и встретьтесь со своим высшим "Я". Вот тогда вы действительно пришли ко мне!
10 сентября, 1997 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Высшее "Я"
Жизнь без мудрости — не полна.
Мудрость, не вызывающая чувств, — не полна,
Чувство, не переходящее в действие, — не полно,
Действие, не приводящее к исполненности, — не полно,
Исполненность — возвращение к своему высшему "Я".
1 июня, 2000 г.,
Бангалорский ашрам,
Индия
Не дай мне жажды, если не сможешь дать мне воды,
Не дай мне голода, если не сможешь дать мне пищи,
Не дай мне радости, если я не смогу ее разделить.
Не дай мне талантов, если я не смогу воспользоваться ими во благо.
Не дай мне разум, если я не смогу воспринимать то, что выше него.
Не дай мне знания, если я не смогу его усвоить.
Не дай мне любви, если я не смогу служить.
Не дай мне желаний, если они не направят меня к Тебе.
Не дай мне путь, если он не приведет меня домой.
Не дай мне молитв, если Ты не услышишь их.
Высшее "Я" — Нести в себе Создателя
Когда вы молитесь, к кому вы обращаете молитву? Вы молитесь себе. В молитве ум возвращается к своему источнику, к своему высшему "Я". Бог, Мастер и наше высшее "Я" — это одно и то же.
15 апреля, 1999 г.,
Кауаи, Гавайи, США
Среди всех планет Солнечной системы Земле выпала честь быть носителем жизни во всем ее многообразии, а среди всех видов живых существ человеку выпала честь быть носителем знания. Всегда помните, что вы — покой, вы — любовь, вы — радость, и вы несете в себе Создателя.
Среди всех, кто обладает знанием, вам выпала наибольшая честь. Люди, которые не осознают своей привилегированности, тоже несут в себе нечто, но это "нечто" — негативность. Подобно птицам, которые постоянно возвращаются к своим гнездам, снова и снова приходите к своему источнику; только там вы можете осознать, что несете в себе Создателя.
6 мая, 1998 г.,
Рим, Италия
Ангелы
Бесконечность обладает разнообразными качествами, и всем качествам даются имена — они называются ангелами.
Ангелы — это просто лучи вашего высшего "Я". Подобно тому, как из семени появляются корни и стебли, когда оно прорастает, в вашей жизни проявляются ангелы, когда вы находитесь в своем центре. Они существуют для того, чтобы вам служить. Они похожи на продолжение ваших рук. Как в белом солнечном свете присутствуют все цвета, так и в вашем высшем "Я" присутствуют все ангелы. Их дыхание — блаженство, их обитель — бесстрастие.
Шива дарует бесстрастие. Шива — это сознание, которое является блаженством, невинностью; оно вездесуще. Кришна — это внешнее проявление Шивы, а Шива — это внутреннее спокойствие Кришны.