Описанные меры безопасности являются общими для всех монтажных работ. В то же время при монтаже подъемнотранспортных машин различного назначения возникает ряд специфических опасностей, характерных именно для данного типа машин. Для предотвращения этих опасностей требуется выполнение специальных мероприятий. Например, перед подъемом мостового крана необходимо выверить и надежно закрепить крановые пути. Запрещается устанавливать кран на временно смонтированные подкрановые балки. При монтаже кранов в действующих цехах, на путях, где имеются работающие краны или краны в другом ярусе, монтажную зону необходимо ограждать временными упорами и выключающими линейками, чтобы предотвратить наезд действующих кранов. Троллеи в монтажной зоне должны быть отключены от источников тока, так как при работе с канатами (оттяжки, ванты. полиспасты) возможно касание ими троллеев и короткое замыкание.
Особые условия возникают при монтаже кранов в действующих металлургических цехах, поэтому рабочие-монтажники перед началом работ должны пройти специальный инструктаж. При перемещении расплавленного металла через монтажную зону не допускается проведение каких-либо работ, а также нахождение в этой зоне рабочих. При разливе металла рабочие не должны находиться в верхней монтажной зоне ввиду возможного образования большого количества вредных газов, по этой причине запрещается вести монтаж оборудования над литейными канавами и дверцами плавильных печей. Необходимо планировать работы таким образом, чтобы сократить до минимума передвижения рабочих-монтажников в верхней зоне (по крановым путям). Монтажные работы необходимо вести около посадочных площадок или оборудовать крановые пути специальными ограждениями.
В проекте организации строительства канатной дороги должно быть указано расположение приобъектных складов для хранения оборудования, металлоконструкций и канатов и предусмотрены специальные помещения на трассе для отдыха и обогрева рабочих. Повышенные требования подъявляются к соблюдению правил техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных операций в условиях сильно пересеченной и горной местности.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы посторонние предметы на пути раскатки каната были убраны с трассы. Перед раскаткой проверяют надежность соединения конца каната с монтажными приспособлениями и тяговым механизмом путем пробного натяжения. В это время рабочие должны находиться на безопасном расстоянии. При пересечении раскатываемым канатом железнодорожных путей место для перехода и сроки начала и окончания работ должны быть согласованы с местной дистанцией пути и в отделении железной дороги.
Место пересечения с железнодорожным полотном должно быть снабжено сигнальными знаками, петардами, а также должны быть сигналисты с обеих сторон от перехода на расстоянии, установленном ’’Инструкцией по сигнализации на железных дорогах СССР". По истечении согласованного срока работы должны быть прекращены и рабочие обязаны покинуть железнодорожные пути.
ЛЕКЦИЯ№15
ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР. ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН.
Технический надзор
Органы технического надзора за подъемно-транспортной машиной. Важным звеном системы технической эксплуатации в части контроля за исправностью ПТМ и соблюдением правил безопасной работы является государственный технический надзор, осуществляемый Госгортехнадзором, Морским и Речным Регистром, Госэнергонадзором и Госавтоинспекцией. В системах МПС (Минтрансстроя) выполнение функций по техническому надзору поручено инспекции Котлонадзора МПС.
Госгортехнадзор, Регистры и Котлонадзор МПС осуществляют надзор за подъемно-транспортными машинами. К этим машинам относятся грузоподъемные краны, лифты (кроме малых), эскалаторы, фуникулеры, подвесные пассажирские и грузовые канатные дороги.
Вопросы, касающиеся устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортных машин, регламентируются следующими нормативными документами Госгортехнадзора, обязательными для всех министерств и ведомств: "Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог”, "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов”, "Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов”.
Морскому и Речному Регистру подконтрольны грузоподъемные машины, устанавливаемые на морских и речных судах и в портах. Порядок их устройства и безопасной эксплуатации регламентируют "Правила классификации и постройки морских судов”, "Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания”, "Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов”.
Государственная инспекция по энергетическому надзору Министерства энергетики и электрификации (Госэнергонадзор) ведет надзор за тем, чтобы устройство и эксплуатация электрооборудования подъемно-транспортных машин выполнялись в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ-76), которые являются обязательными для всех ведомств.
Госавтоинспекния МВД осуществляет контроль за базовыми машинами автомобильных кранов.
Центральным инспекциям всех видов надзора подчинены инспекции на местах: управления округов Госгортехнадзора в республиках, краях и областях: инспекции Котлонадзора железных дорог, метрополитенов и территориальных объединений железнодорожного транспорта; республиканские, краевые, областные и районные инспекции ГАИ и т.д.
Задачи технического надзора. Основными задачами технического надзора в отношении подъемно-транспортных машин являются: обеспечение соблюдения на предприятиях и в организациях требований по изготовлению, устройству, содержанию и безопасной эксплуатации этих машин, установленных законами, правилами Госгортехнадзора, Регистра и других инспекций, приказами и указаниями министерств и ведомств, другими нормативными документами; предупреждение аварий и производственных травм; организация и проведение систематического учета и анализа их при эксплуатации; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению аварий и несчастных случаев на поднадзорных объектах; совершенствование нормативнотехнической документации по безопасности производства работ; регистрация подъемно-транспортных машин, вводимых в эксплуатацию; проведение предусмотренных правилами Госгортехнадзора, Морского и Речного Регистра технических освидетельствований, осуществление контроля за своевременным освидетельствованием предприятиями и организациями; выдача разрешений на право изготовления, монтажа и ремонта машин, регистрируемых в инспекциях.
Правилами по устройству и безопасной эксплуатации подъемно-транспортных машин предусматриваются следующие мероприятия по техническому надзору: регистрация машин, разрешение на пуск в работу, техническое освидетельствование, контроль за правильной эксплуатацией этих машин.
Регистрация подъемно - транспортных машин. Обязательной регистрации в органах технадзора до пуска в работу подлежат электрические лифты грузоподъемностью 50 кг и выше, грузоподъемные краны, экскаваторы, предназначенные для работы с крановым оборудованием, а также электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным путям. Другие виды кранов, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером записываются в специальные журналы, имеющиеся на предприятии или в цехе. Регистрация лифтов производится на основании следующих документов: письменного заявления организации-владельца лифта, паспорта лифта, акта технической готовности и приемки лифта, документа, подтверждающего наличие обученного и аттестованного персонала или договора на проведение технического надзора за лифтом специализированной организацией.
Другие подъемно-транспортные машины регистрируют на основании письменного заявления руководства предприятия, являющегося владельцем, при наличии паспорта или формуляра машины. К заявлению должен быть приложен акт о проведении монтажных работ в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. На башенные краны такой акт должен предъявляться после каждой перестановки крана на новое место работ.
Грузоподъемные машины подлежат перерегистрации в следующих случаях: после реконструкции (модернизации), вызывающей повышение или перераспределение нагрузок в узлах или рабочих элементах крана; после ремонта, если на машину был составлен новый паспорт; после передачи машины другому владельцу; после перестановки крана мостового типа на новое место.
После каждой регистрации грузоподъемной машины орган технадзора выдает разрешение на пуск ее в работу. Для лифтов разрешение на пуск в эксплуатацию необходимо получить также после капитального ремонта или окончания срока работы, установленного при техническом освидетельствовании.
О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины инспекция технадзора должна быть уведомлена не позднее чем за пять дней. Разрешение на пуск в работу подъемно-транспортных машин и устройств, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдается инженернотехническим работником по надзору за грузоподъемными машинами на предприятии. Разрешение на пуск в работу подъемно-транспортных машин регистрируется в их паспорте или формуляре, а разрешение на пуск машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, не подлежащих регистрации в органах технадзора, - в журнал их учета и осмотра. Указанные записи производятся лицом, выдавшим разрешение.
Вновь установленные машины до пуска в эксплуатацию должны быть подвергнуты полному освидетельствованию. Полному или частичному освидетельствованию периодически подвергаются также работающие машины и все виды сменных грузозахватных органов и приспособлений.
Освидетельствование машин - это основное мероприятие технического надзора. Его целью является контроль за соответствием технического состояния установки и обслуживания машины правилам Госгортехнадзора и документам, представленным при регистрации; контроль за исправным состоянием машины, обеспечивающим безопасную работу. Технические переосвидетельствования подъемно-транспортных машин по срокам бывают первичные, плановые и внеочередные; по объему проводимых испытаний - полные и частичные.
Полное первичное освидетельствование подъемно-транспортных машин, поступивших с завода-изготовителя или ремонтного предприятия и перевозимых в собранном виде, производится отделом технического контроля (ОТК) завода (предприятия) перед отправкой машины владельцу. В дальнейшем технические освидетельствования производятся в плановом порядке предприятием-владельцем этих машин.
Частичное освидетельствование грузоподъемных машиндолжно производиться не реже одного раза в 12 месяцев, а полное - раз в три года. Редко используемые машины, применяемые только при ремонте оборудования, подвергаются полному освидетельствованию раз в пять лет. Лифты, зарегистрированные в органах технадзора, подвергаются техническому освидетельствованию в полном объеме один раз в 12 месяцев.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузопдъемной машины назначают после монтажа, вызванного установкой машины на новое место, реконструкции (модернизации) машины, ремонта металлических конструкций машины с заменой элементов, капитального ремонта машины или замены механизма подъема, крюка и несущих или вантовых канатов кабельных кранов.
Полное техническое освидетельствование подъемно-транспортных машин включает осмотр, статическое и динамическое испытание. При частичном техническом освидетельствовании производят осмотр машины. В процессе осмотра должны быть осмотрены и проверены в работе механизмы и электрооборудование, тормоза, приборы безопасности, системы управления, сигнализации и освещения, а также габариты. Кремле того, проверяют состояние металлоконструкций машины, крюка и деталей его подвески, канатов, блоков, осей и деталей их крепления; соответствие массы противовеса и балласта лифтов и стреловых кранов паспортным значениям; состояние крановых путей и заземления машин с электрическими проводами (определение сопротивления растеканию тока).
Статическое испытание предназначено для проверки прочности машины и отдельных ее элементов, а также для проверки грузовой устойчивости. Нагрузка грузоподъемных машин при статическом испытании должна быть больше их номинальной грузоподъемности на 25 %, малых грузовых лифтов на 50 %, а лифтов всех других типов на 100 %. В нагрузку включаются вес испытательного груза и вес всех вспомогательных приспособлений, подвешиваемых на крюке. При статическом испытании мостовых, козловых и передвижных консольных кранов груз поднимают на высоту 200 - 300 мм. У кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой части в положение наименьшей устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а после опускания груза в металлоконструкциях и других элементах крана не окажется трещин, остаточных деформаций и других повреждений.
Динамическое испытание имеет целью проверку действия механизмов и тормозов грузоподъемной машины, а у лифтов, кроме того, проверку ловителей и буферов. При динамическом испытании проводят повторный подъем груза, масса которого на 10 % превышает номинальную грузоподъемность, и проверку действия всех механизмов машины. Допускается ди- ' намическое испытание грузоподъемных машин производить рабочим грузом. Результаты технического освидетельствования подъемно-транспортных машин, подконтрольных органам технадзора, записываются в паспорт или формуляр машины лицом, производившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. Результаты освидетельствования других грузоподъемных машин записываются в журнал их учета и осмотра.
Техническому освидетельствованию подвергают также съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и др.). Их осматривают и испытывают нагрузкой, на 25 % превышающей номинальную. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары они должны периодически осматриваться: траверсы не реже чем через шесть месяцев; захваты и тара - через один месяц; стропы (за исключением редко используемых) - через десять дней.
15.2.Правила безопасной работы подъемно-транспортных машин
Пуск машины в эксплуатацию должен быть подтвержден приказом или письменным распоряжением по предприятию. В приказе указывается, в какое подразделение зачислена машина и за каким машинистом (водителем) она закреплена. О вводе в эксплуатацию делается запись в паспорте машины.
Организация надзора. Владелец подъемно-транспортных машин должен постоянно обеспечивать содержание их в исправном состоянии. Для этой цели назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию машин, создается ремонтная служба, устанавливается порядок обучения, проверки знаний и допуска персонала к обслуживанию подъемно-транспортных машин. В зависимости от числа подъемно-транспортных машин могут назначаться один или группа (при наличии более 50 машин) инженерно-технических работников по надзору за ними. На предприятиях с малым числом этих машин в обязанности инженерно-технических работников по надзору может быть включен контроль за правильной эксплуатацией других объектов (паровых котлов, резервуаров высокого давления и др.), подведомственных Госгортехнадзору (Котлонадзору МПС). Инженерно-технические работники по надзору наделены широкими полномочиями в части контроля за безопасной эксплуатацией подъемно-транспортных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары. Они осуществляют надзор за техническим состоянием машин и их правильным использованием; проводят освидетельствование; контролируют выполнение предписаний органов технадзора, графиков периодического осмотра и ремонта подъемно-транспортных машин и крановых путей; проверяют соблюдение установленного Правилами Госгортехнадзора порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию подъемно-транспортных машин. При выявлении неисправностей подъемно-транспортной машины или нарушений Правил устройства и безопасной эксплуатации инженерно-технические работники по надзору обязаны принять меры к устранению этих неисправностей и нарушений, а в случае необходимости остановить машину.
Содержание подъемно-транспортных машин. На предприятии, в цехе или на участке ответственность за содержание этих машин в исправном состоянии возлагается на инженерно-технического работника, в подчинении которого находится персонал, обслуживающий машину. На этого работника возлагаются обязанности по обеспечению содержания грузоподъемных машин, такелажной оснастки и крановых путей в исправном состоянии, обслуживания и ремонта подъемно-транспортных машин обученным и аттестованным персоналом, выполнения машинистами инструкций по обслуживанию подъемно-транспортных машин, хранения эксплуатационной документации.
В каждом цехе или на другом участке работ подъемно-транспортных машин, в каждой смене назначается работник, ответственный за безопасное производство работ. Как правило. их назначают из числа инженерно-технических работников (начальников смен, сменных мастеров, прорабов, начальников участков) после проверки их знаний по соответствующим разделам правил Госгортехнадзора и инструкций стропальщика и крановщика. В отдельных случаях по согласованию с местными органами технадзора наблюдение за безопасным перемещением грузов кранами может быть поручено бригадиру. Периодическая проверка знаний этих работников производится раз в фи года.
Требования к обслуживающему персоналу. К управлению подъемно-транспортными машинами и техническому обслуживанию допускаются лица, удовлетворяющие квалификационным требованиям по возрасту, состоянию здоровья, технической подготовке, стажу практической работы, знанию соответствующих правил, инструкций по эксплуатации и технике безопасности и прошедшие аттестацию в специальной квалификационной комиссии (имеющие удостоверения об окончании курсов и сдаче экзамене» и испытаний).
Для управления грузоподъемными машинами назначаются крановщики (машинисты), а для технического обслуживания машин - слесари и при необходимости электромонтеры.
Управление автомобильным краном может быть поручаю шоферу, обученному по программе для крановщиков и сдавшему соответствующие экзамены в квалификационной комиссии. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола (кроме кранов, управляемых по радио) могут допускаться технологические рабочие, использующие эти машины.
Обслуживание лифтов, управляемых пассажирами, в жилых домах и административных зданиях должно быть поручено лифтерам-диспетчерам или лифтерам-обходчикам. Управление грузовыми лифтами поручают проводнику или лифтеру в зависимости от системы управления.
Согласно правилам Госгортехнадзора, Морского и Речного Регистра к управлению и обслуживанию подъемно-транспортных машин допускаются лица в возрасте после 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и годные по состоянию здоровья к выполнению обязанностей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. Подготовка и аттестация персонала для управления и технического обслуживания подъемно-транспортных машин, подконтрольных органам технадзора, должны производиться в профессионально-технических учебных заведениях, на курсах и в технических школах по программам, утвержденным в установленном порядке. После окончания обучения и получения практических навыков проводят аттестацию знаний путем экзаменов и испытаний в квалификационной комиссии. При аттестации крановщиков, машинистов паровых кранов и пассажирских подвесных канатных дорог, электромехаников по надзору за лифтами участие представителя органов технадзора в работе комиссии является обязательным. Допуск к работе персонала для управления и обслуживания подъемно-транспортных машин должен оформляться приказом по цеху или предприятию.