Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.
Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).
Принцип права социального обеспечения– это закрепленное в норме Конституции РФ или федеральном законе руководящее положение, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений.(слайд 12)
Система принципов права социального обеспечения включает в себя две подсистемы: 1) общие и межотраслевые принципы права в праве социального обеспечения и 2) принципы, непосредственно, права социального обеспечения.
Общие принципы права– это руководящие идеи и положения, закрепленные в нормативных актах высшей юридической силы и отражающие сущность, содержание и особенности права как регулятора всей совокупности общественных отношений.
К общим принципам права относятся:
- законность (ч. 2, 3 ст. 15 Конституции РФ);
- равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);
- справедливость (ст. 6 УК РФ, ст. 297 УПК РФ);
- гуманизм (ст. 7 УК РФ);
- презумпция добропорядочности субъекта права (ст. 49 Конституции РФ);
- необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность
(ст. 54 Конституции РФ).(слайд 13)
Межотраслевые принципы– это такие нормы права, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, как правило, близко соприкасающихся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).
К межотраслевым принципам относятся:
- право на защиту прав безработных;
- право на охрану здоровья;
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- право на социальную защиту ветеранов, пожилых граждан, инвалидов;
- право на достойное существование.
Принципами права социального обеспечения являются:
1)принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение;
2)принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;
3)принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств;
4)принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
5)принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.
Под содержанием принципа права социального обеспеченияследует понимать характер основополагающей нормы, ее внутренний смысл и внешнее проявление, а также направленность социально-обеспечительной деятельности.
Принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение.Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ. Законодательство не предусматривает никаких ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения. Оно лишь устанавливает условия, при которых они предоставляются. Объективную основу всеобщности права на социальное обеспечение составляет его естественный, общечеловеческий характер.
Принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.Осуществление данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, объективно определяемого в установленном законом порядке. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы. В целях реализации этого стандарта был принят Закон о прожиточном минимуме[6].
Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств.В качестве критериев дифференциации видов социального обеспечения называют возраст, болезнь, потерю кормильца, воспитание детей и иные случаи. Перечень критериев Конституция оставляет открытым, что для права социального обеспечения очень существенно.
Условия социального обеспечения дифференцируются в зависимости от значимых обстоятельств, к которым относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют следующие обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.
Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.Данный принцип выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальное обеспечение, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата семьёй кормильца; беременность и роды; наличие в семье детей; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, в протезировании; смерть близких и др.
Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Важнейшим является Закон об основах обязательного социального страхования[7].
Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения.Указанный принцип также является нормативным, так как в каждом федеральном законе, регулирующем конкретный вид социального обеспечения, есть соответствующая норма, закрепляющая основания и виды социального обеспечения.
Такими федеральными законами являются:
- Закон о занятости населения[8] (ст. 28-36);
- Закон о ветеранах (ст. 13);
- Закон о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 3);
- Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 16);
- Закон об основах социального обслуживания населения (ст. 8-16);
- Закон об основах обязательного социального страхования (ст. 8);
- Закон о государственной социальной помощи (ст. 6.2, 12);
- Закон о государственном пенсионном обеспечении (ст. 5);
- Закон о трудовых пенсиях (ст. 5) и др.
Социальное обеспечение осуществляется в основном в денежной форме. В этой форме реализуются:
пенсии по государственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию;
доплаты к некоторым видам пенсий;
социальные пособия – по временной нетрудоспособности, безработице и др.;
компенсации – студентам, пребывающим в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.;
иные меры социальной поддержки – некоторым категориям граждан.
Виды социального обеспечения, предоставляемыев натуральной форме,характерны для такого обеспечения, как социальная помощь и социальное обслуживание. Так, ст. 1 Закона о государственной социальной помощи[9] установлено, что категориям граждан, указанным в Законе, помощь в натуральной форме оказывается в виде социальных услуг (ст. 6.2) и жизненно необходимых товаров. К жизненно необходимым товарам Закон (ст. 12) относит топливо, продукты питания, одежду, обувь, медикаменты
2. Общая характеристика источников права социального обеспечения. (слайд 14)
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:
отношения по поводу денежных выплат;
отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
отношения процедурного характера;
отношения процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). Международные правовые акты по правам человека и международные договоры Российской Федерации
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.
Важнейшим международным актом, который устанавливает общечеловеческие права на социальное обеспечение, является Всеобщая декларация прав человека. Первым международным правовым актом, юридически закрепившим политические и моральные требования Всеобщей декларации прав человека, стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Социально-экономический и правовой статус ребенка закрепляет Конвенция о правах ребенка[10].
К источникам права социального обеспечения международного уровня также относятся:
- Конвенция № 156 МОТ от 23 июня 1981 г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»;
- Конвенция № 159 МОТ от 20 июня 1983 г. «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»[11].
К числу источников права социального обеспечения относятся и международные договоры, заключаемые между Россией и государствами – участниками СНГ. Нормы этих договоров регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое, а также иные социально-обеспечительные отношения. Например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека[12].
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).
1. Конституция Российской Федерации.В ней закреплен конституционно-правовой статус граждан в области социального обеспечения. Содержание Конституции РФ как основного источника права социального обеспечения подробно раскрывается в ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.
2. Кодифицированные акты и основы(Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют понятие охраны здоровья граждан, основные принципы, права граждан в области охраны здоровья, виды медико-социальной помощи).
3. Федеральные законы (законы Российской Федерации).На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание.
Основным источником в законодательстве, регулирующем социальную помощь гражданам, является Закон о государственной социальной помощи[13]. Он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.(слайд 15)
4. Подзаконные акты. Прежде всего, это:
- указы Президента РФ (Указ о мерах по социальной поддержке многодетных семей[14]);
- постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ[15]).
5. Ведомственные актыфедеральных органов исполнительной власти. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (правоприемники бывшего Минздравсоцразвития РФ). Так, например, постановлениями Минтруда и ПФ России от 27 февраля 2002 года утверждены важнейшие организационно-правовые документы, без которых оформление пенсий было бы невозможно[16].
6. Законодательство субъектов РФ(например, Московской области).
Закон Московской области от 15 октября 2012 г. № 150/2012-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2013 год в целях установления социальной доплаты к пенсии» // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2012. – №194.
7. Законодательство органов местного самоуправления.
Указ Мэра Москвы от 18 января 2007 г. № 1-УМ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2007. – №7.
[1] Ст.12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (действующая редакция, 2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
[2] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция, 2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
[3] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., 2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
[4] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. от 28.11.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
[5] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., 2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
[6] Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 43. – Ст. 4904.
[7] Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (действующая редакция, 2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
[8] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от 09.03.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. – № 18. – Ст. 566.
[9] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. от 228.11.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
[10] Принята 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована СССР 13 июня 1990 г. (Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955).
[11] Вступила в силу 20 июня 1985 г. Ратифицирована СССР 29 марта 1988 г. (Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1990. С. 270-273).
[12] Заключена в Минске 26 мая 1995 г. Вступила в силу 11 августа 1998 г. Ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1995 г. (БМД. 1999. № 6).
[13] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. от 28.11.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
[14] Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изм. от 25.02.2003) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
[15] Постановление Правительства РФ от 25 января 2012 г. № 4 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2012 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 5. – Ст.599.
[16] Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"» (с изм. от 12.03.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. – № 26.