В римской лирике – начальной точке отсчета для европейской поэзии– ситуация была такой: задача состояла в том, чтобы подчинить непосредственную реальность, личную эмоцию, отвоевывавшие себе место в поэзии, упорядоченности искусства. Художническое усилие было столь велико, что от завоеванного однажды нелегко отказывались: оно повторялось, переходя от поэта к поэту и то давая ему готовые формы для воплощения эмоций, то просто эти эмоции подменяя. В этом – специфика римской лирики, рода поэзии, который был живым и развивающимся меньше века.
Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) - виднейший поэт в плеяде писателей "золотого века" римской литературы. Родился в 43 г. в городе Сульмоне (в средней Италии) и принадлежал к старинному роду «всадников».
Публий Овидий Назон писал лирику – то есть стихи от первого лица – в начале и в конце пути. Конец проходил в ссылке – в устье Дуная, среди варваров. Наказание, новая среда, оторванность от привычного мира – все было столь неожиданно и странно, что собственная судьба поэта не могла не стать темой стихов. Дело зашло так далеко, что Овидий сочинил нечто до него небывалое: стихотворную автобиографию («Скорбные элегии»). Из нее мы узнаем точную дату и место его рождения: 20 марта 43 г. до н. э., городок Сульмон к востоку от Рима. Мы узнаем, что поэт потомственно принадлежал к всадникам – второму в Риме сословию; что отец мечтал о гражданской карьере для сына и ради этого отдал его лучшим учителям красноречия; что у Овидия рано проявилось поэтическое дарование и все интересы были устремлены к стихотворству – к неудовольствию отца, все же заставившего его занять первые гражданские должности. Но – с гордостью пишет Овидий – перед самым вступлением в Сенат он отказался от карьеры, чтобы полностью предаться поэзии, в которой уже добился признания. Из старших поэтов он дружил с Проперцием, остальных же «чтил как богов» – но и сам был чтим младшими; писал много, но все, что считал неудачным, сжигал.
В первой же стропе «автобиографии» Овидий дает себе определение, которое, по сути дела, непереводимо: «tenerorum lusor amorum». «Lusor» – существительное от глагола «ludere» – «играть, шутить, говорить и поступать не всерьез»; то, с чем «шутил, играл» поэт, – «нежная любовь» (tener amor), но любовь тут поставлена во множественном числе. Любовь во множественном числе – что это? «Любовный флирт»? Да, пожалуй, это верно – во всяком случае, для первого сборника стихов Овидия, в заголовке которого стоит слово «Amores» – любовь во множественном числе.
В «автобиографии» Овидий указывает и на литературную преемственность своих первых стихов:
Галл, тебе наследником был Тибулл, Тибуллу – Проперций.
Был лишь по времени я в этой четвертым чреде.
Направление творчества раннего Овидия, подрывающее реформы Августа в
моральной, семейной и религиозной сфере, - его эпикурейство, яркая любовная
тематика, а также показ развращенности римских матрон (например, в
«Искусстве любви») - все это повлекло за собой ссылку поэта. В 8 г. н. э.
Август, воспользовавшись каким-то не вполне ясным для нас предлогом, выслал
его, уже пожилого человека, на берег Черного моря, в городок Томы, где
Овидий прожил до своей смерти (18 г. н. э.). Здесь Овидий написал два
больших произведения: «Печальные элегии» («Tristia») и «Письма с Понта»
(«Epistolae ex Ponto»), В них то изображаются страдания поэта (последняя
ночь в Риме, описание бури и др.), то Овидий старается оправдать свое
поведение и просит друзей выхлопотать ему помилование.
Творчество Овидия уже развивает те элементы, которые станут ведущими в
поэзии цезаризма, когда часто «фраза была выше содержания». Это увлечение
красотой словесного выражения выливается у Овидия, ученика ораторской школы,
в риторизацию его поэзии, особенно заметную в ранних произведениях
(например, в «Героинях»). Произведения из ссылки гораздо менее
риторизованы. Пушкин правильно отметил, что в «Понтийских элегиях» более
истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности и менее
холодного остроумия… Сколько живописи в подробностях! И какая грусть о
Риме! Какие трогательные жалобы!.. {Отзыв на «Фракийские элегии»
(«Стихотворения В. Теплякова», 1836).} Овидий считался певцом любви в
феодально-рыцарской поэзии трубадуров. В эпоху Ренессанса создавались но-
веллистические переработки мифов «Метаморфоз». Много трогательных стихов
посвятил Овидию, «певцу любви, певцу богов», Пушкин, который находил в своей
судьбе общее с участью римского поэта-изгнанника («К Овидию», в поэме