Особняком стоят три евангельских чуда воскрешения мертвых. Возможно ли это? Чтобы человек, умерший, вдруг пробудился к жизни, ожил?.. Евангельские воскрешения - события совершенно иного рода. Это чудо силы Божией, побеждающей в данном месте, в данный момент законы природы. Всего по Библии – восемь чудес воскресения.
Лука. Интересно проследить характер чудес, явленных в жизни Иисуса, согласно Евангелию от Луки. Как и Матфей, Лука начинает с рассказа о Рождестве, включающего в себя явление Гавриила и девственное зачатие. Гавриил становится связующим звеном между рождением от Святого Духа и узнаванием Иисуса в качестве «Сына Божьего» (Лк 1:35). Три сообщения о явлениях ангелов у Луки и пять такого рода сообщений у Мф. не пересекаются.
В целом сообщения о чудесах Иисуса у Луки соответствуют повествованиям Мк и Мф, хотя наблюдаются некоторые любопытные изменения. Все чудеса традиции Мк последовательно излагаются в Лк за исключением проклятой смоковницы (ср. Лк 13:6-9) и пяти чудес, которые попадают в так называемый «большой пропуск» Луки (Мк 6:45 - 8:26). Лука упоминает также исцеление (7:1-10) и изгнание бесов (11:14), восходящие к материалу Q*. Наконец, Лука описывает семь чудес, упоминающихся только в его Евангелии, в том числе изгнание семи бесов из Марии Магдалины (8:2) и исцеление уха слуги первосвященника (22:51; ср. также 5:1-11; 7:11-17; 13:10-17; 14:1-6; 17:11-19).
Чудеса как знамения в Евангелии от Ин..
Восемь чудес, описанных у Ин., — это важные «знамения», которые символизируют личность и миссию Христа и в которых проявляется Его слава. Это только Его «деяния», естественные проявления Его чудесной личности, осуществленные с такой же легкостью, с какой люди делают свои повседневные дела. Превращение воды в вино иллюстрирует Его преображающую силу и подобающим образом возвещает о начале Его общественного служения; чудесное насыщение пяти тысяч человек представляет Его Хлебом жизни, духовно насыщающим бесчисленных верующих; исцеление слепорожденного — Светом миру; воскрешение Лазаря — Воскресением и Жизнью. Чудесный улов рыбы побуждает учеников стать ловцами человеков и до скончания века служит залогом обильных плодов христианского труда. Змей в пустыне был прообразом креста. Иоанн Креститель называет Христа Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира. Сам Иисус говорит о Себе с помощью выразительных образов двери, доброго пастыря, виноградной лозы — с тех пор эти образы всегда вдохновляли христианских поэтов и художников на творчество, а церковь — на размышления.
17. Время и обстоятельства Тайной Вечери: • Проблема времени совершения Тайной Вечери и различные попытки решения этой проблемы. Евангельское повествование о Страстях Господа нашего в свете теории солнечного календаря (Суть теории Анни Жобер, аргументы в пользу теории и возражения). • «Тело в снедь» в евангельском повествовании: обстоятельства и вещество Тайной Вечери в святоотеческой экзегезе.
Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была Вечерей пасхальной, которая должна была совершаться вечером 14 ниссана. В то же время из свидетельства Ин. 18:28 ("И они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху") можно с ясностью вывести, что пасха во время суда у Пилата только еще предстояла. Таким образом, по Ин., последняя Тайная Вечеря - 13 ниссана; распятие - 14 ниссана. По синоптикам - 14 и 15 ниссана соответственно. Возможные попытки согласования: 1) во времена Христа закон субботнего покоя при совпадении Пасхи и субботы оставался в силе. Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 ниссана вечером, если 14 ниссана падало на пятницу. Заклание в таком случае переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13 ниссана. Вкушение агнца могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день, поэтому члены Синедриона могли вкушать пасху 14 ниссана, что было бы в согласии с указанием Ин. Несомненно одно: для носителей древнего предания Церкви противоречие, смущающее нас, очевидно, не существовало.
Все четыре Евангелиста повествуют о последней Тайной Вечери Господа со Своими учениками накануне Его крестных страданий, но не все передают обстоятельства этой вечери с одинаковой полнотой. Кроме того в выражениях, употребленных первыми тремя Евангелистами о дне, в который происходила Тайная Вечеря, находится как бы некое противоречие с выражениями, употребленными четвертым Евангелистом, св. Иоанном.
Совершенно несомненно лишь то, что Тайная Вечеря происходила в пятый день недели, то есть, по-нашему, в четверг, так же как ясно, что Господь был осужден и распят в шестой день недели . в пятницу, пробыл во гробе седьмой день недели . субботу и воскрес из мертвых в первый день недели. Но вызывает разногласие во мнениях то, в каком отношении находился день Тайной Вечери к праздновавшемуся тогда иудейскому празднику Пасхи, то есть, происходила ли Тайная Вечеря 14-го Нисана, в вечер начала иудейской Пасхи, или 13-го Нисана, то есть накануне вечера празднования Пасхи? Эти недоумения порождаются следующими указаниями Евангелистов относительно дня Тайной Вечери:
Матф. 26:17 «В первый день опресночный...»
Мк. 14:12 «В первый день опресноков, когда закалили пасхального агнца...»
Лк. 22:7 «Настал же день опресноков, в который надлежало закалить пасхального агнца...»
Ин. 13:1 «Прежде праздника Пасхи...»
18:28, . ведшие Иисуса к Пилату не вошли в претор, да «Не осквернятся, но да едят Пасху», и Ин. 19:31 . иудеи спешили перебить голени у распятых, чтобы не оставлять на кресте тела их в субботу, «Ибо та суббота была день великий» то есть суббота совпадала с первым днем праздника Пасхи, и, следовательно, вкушали Пасху накануне в пятницу, после того, как Христос был распят.
Является вопрос, почему же Христос совершил иудейскую Пасху, которая, несомненно, была Им совершена на Тайной Вечери (хотя Апостолы ее не описывают в подробностях, ибо их главное внимание устремлено на установление Пасхи новозаветной . причащение Тела и Крови Христовой), одним днем раньше, чем следовало. Основательно предполагают, что так как вечер 14 Нисана был в этом году началом субботнего покоя (наступала суббота), то пасхальный агнец закаляем был вечером 13-го.
С этим совпадает указание св. Мк.: «Когда закаляли пасхального агнца» и св. Луки: «Надлежало закалить пасхального агнца». Кроме того, известно, что Иудеи, в особенности Галилеяне, после Вавилонского плена стали праздновать даже дни, предшествовавшие наступлению праздника, и в частности .- для Галилеян, приходивших в Иерусалим, агнец всегда закалался днем раньше . 13-го Нисана, вместо 14-го. Это было большим облегчением для служащих при храме, которым заклание 256 000 агнцов в течение нескольких часов в один день 14 Нисана было бы слишком обременительным.
Наконец, предполагают, что Господь совершил Пасху днем раньше, зная, что на другой день Он уже будет предан в руки иудеев и распят, и для того, чтобы Крестная Жертва, прообразом которой были пасхальные агнцы, была принесена в тот самый день и час, когда закалались пасхальные агнцы. Во всяком случае, мы знаем, что целью св. Евангелиста Ин. было восполнить повествование первых трех Евангелистов, а потому мы должны принять, как несомненное его указание, . что Тайная Вечеря была совершена Господом до наступления праздника Пасхи, то есть не 14го, а 13го Нисана.