Спросна какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенное временя.
Закон спроса: чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить (рис.1).
Рис.1. Кривая спроса
Неценовые факторы, оказывающие влияние на спрос: доходы потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; ожидания потребителей и др.
Предложениекакого-либо товара или услуги – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон предложения: объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот (рис.2).
Рис.2. Кривая предложения
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложения: изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары.
Совместим на одном графике линии спроса и предложения (рис.3).
Рис.3. Установление равновесной цены
Линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.