Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О том, что Аристотель и Плотин мусульманами не были





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философствующий: Величайший философ античности Аристотель был сторонником Единобожия и написал много сочинений. Прекрасные комментарии к ним были, позднее, написаны Ибн Рушдом (Авероэс). И еще интересуюсь Плотинным.

А. А.: Откуда у вас данные о том, что Аристотель "был сторонником единобожия"? Его «Метафизику» Вы называете единобожием? Ведь он считал материю вечной, несотворенной и неуничтожимой. Как это Вы согласуете с ее сотворенностью Аллахом в Исламе?

Вот фрагмент одного из стихов Аристотеля, который приводит Диоген Лаерций:

«Во имя твое

Геракл, сын Зевса, и двое близнецов Леды

Великие претерпели заботы,

Залучая силу твою.

Взыскуя тебя,

Низошли в обитель Аида Ахилл и Аякс»[1].

Посмотрите – "единобожие" с Гераклом и Зевсом. И было бы забавно услышать от вас (мусульманина), что ад является "обителью Аида".

А Плотин тоже, по-вашему, сторонник единобожия? Вот фрагмент из плотинских "Эннеад": "И силы небесного Движения также недостаточно, чтобы сделать нас беспомощными; если бы Вселенная была чем-то внешним и чуждым, то она бы и осталась такой, какой ее создали творцы, ибо, когда боги сказали свое слово, то человек, каким бы безбожником он бы не был, никак не может противостоять их намерениям"[2].

Ну а «Эннеады», в переводе, – девятка богов города Гелиополь. Это боги Ра (Атум), Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сетх, Нефтида. Как видите, Плотин отнюдь не единобожник. Таких цитат у него много. Но главное не в этом. Для Плотина, Первоединое, о котором он говорит, это вовсе не тот Бог, о котором говорите вы. Это не творец, а лишь монистическая абстракция, излучающая из самого себя остальной мир. Причем материя, которой мы являемся, у него является больше небытием, чем бытием.

Философствующий: Вы вырываете из общего контекста сказанного некоторые их умозаключения. Ведь идея Плотина о Высшем и Едином Разуме, создавшем Вселенную, отвергает этот приведённый вами отрывок. То же самое могу сказать об Аристотеле. Он верил в Высший Разум, создавший Вселенную и людей.

А. А.: Судя по тому, что мы сегодня знаем об Аристотеле, он вообще не верил ни в какой "Разум". Его теология основана не на том Аллахе, в которого верите вы, а на основе извечности и несотворенности мира. Бог же у Аристотеля это только перводвигатель, который придает силу формообразованию феноменов из материального мира. Что касается Плотина, то я уже говорил вам вкратце о его воззрениях. Его теория – это монизм[3], а не монотеизм[4].

И потом, что я вырвал из контекста, с чего Вы взяли? Я, что ли, назвал плотиновский трактат «Эннеадами»? Или же, я приписал Аристотелю клятвы Зевсу и другим богам греческого пантеона? Почитайте историю античной философии, почитайте трактаты раннехристианских апологетов – Юстина, Татиана, Тертуллиана и многих других. Все они вышли именно из этого аристотелизма и плотинизма, и говорили о них, как о язычниках. То же самое и в мусульманской философии и трудах современных исследователей. Тут других мнений нет: античность – языческая. С чего Вы взяли некое "единобожие" у Плотина или Аристотеля? Приведите, пожалуйста, хотя бы один серьезный источник, который подтверждал бы это.

Философствующий: А вот я люблю Платона. Насреддин Туси тоже его любил Платона.

А. А.: Я тоже высоко ценю Платона, но от этого быть язычником он не перестает.

Философствующий: Им просто не было ниспослано Писание, но я думаю, что эти люди, по милости Аллаха, были из знающих или, на самый худой конец, догадывающимися об истине. Отличие этих людей от пророков в том, что они, обладая таким ресурсом как разум, путём анализа и умозаключений самостоятельно пришли к осознанию существования Творца.

А. А.: Мне придется повториться, что Аристотель не пришел к осознанию существования личностного Бога так, как Вы сейчас веруете. Он считал мир вечным, неуничтожимым и несотворенным никем. Его Бог – это не монотеистический Бог. Это всего лишь причина создания форм из вечной материи. Это только двигатель (мотор), а не личность. Ему Аристотель не молился. Действительно, как можно молиться мотору?

Вообще-то, я высоко ценю ваше стремление изучить историю философии античности. Но надо это делать методично, а не высказывать свои мысли. Ваши мысли не подтверждаются ничем. А история философии – это наука такая же точная, как и все остальные. Есть наследие Аристотеля. Его изучают и делают общие выводы. А общий вывод не дает оснований говорить о нем, как о монотеисте. Просто учтите, что современная история философия – это не пустопорожние переливания слов и мыслей, не голословие, не софистика, в которой все могут обосновать формальными умозаключениями вообще все. Это такая же наука, как и все остальные. У нее свои методы, принципы, теоремы и т.д. Поэтому, если вас все это интересует, то вам придется изучать целую науку. Это нелегко, но возможно. Пока же вам необходимо не утверждать что-либо, а только задавать вопросы, так как ваши утверждения не имеют под собой никакой серьезной основы.

Изучая философию и размышляя философскими категориями, вам придется забыть многие свои прежние предпочтения. Даже придется забывать, что есть религиозная традиция. Современная философия – это огромный мир мысли, в которой не может быть никаких приоритетов, предпочтений, а может быть только стремление познать все вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их считает муджтахид или аятолла. А если Вы хотите сделать философию лишь инструментом для обоснования своих субъективных вкусов и предпочтений, что и делают многие религиозные (в том числе и мусульманские) деятели, то такая "философия" это не наука, а всего лишь «служанка богословия», стремление показать белое черным, апеллируя к формальной логике.

 

[1] Аристотель. Стихотворения. // Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. М.: Ладомир, 1999.

[2] Плотин. Эннеады III, 2 (О провидении), 10.

[3] Монизм [от греч. monos – один] – Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит одно начало (в противоп. дуализму и плюрализму). (Монизм. // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940).

[4] Монотеизм, греч., вера в единого Бога, противоп. политеизм. (Монотеизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.