Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий



В процессе изучения дисциплины используется Microsoft Word, Power Point, Exel

Материально- техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы – аудитория (класс), оборудованная различными средствами – географическими картами, физической и экономической картой своей области, физическими картами мира, климатических и природных зон, таблицами, коллекциями горных пород и минералов, географическими атласами, глобусами, видео и аудиоаппаратурой, термометром, барометром и компасами. Требуется мультимедийная аппаратура.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ

 

Часть II. Методические рекомендации

И план освоения учебной дисциплины

 

Форма обучения очная

Общая трудоемкость дисциплины – 108 часов, 3 зачетных единицы

Лекции – 18 часов

Лабораторные занятия – 36 часов

Самостоятельная работа - 54 часа

Зачет дифференцированный, 2 семестр

 

Москва, 2011


Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе протокол № 3, от 17 ноября 2011года;

 

 

Заведующий кафедрой: (подпись) Смирнова М.С.

 

Составитель: (подпись) Смирнова М.С.

 

 

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Объем раздела и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Количество часов Семестр
Аудиторные занятия, в том числе
лекции
лабораторные
самостоятельная работа
всего часов на дисциплину 108 ( 3 зачетных единицы)
виды итогового контроля Дифференцированный зачет

Календарно-тематический план освоения дисциплины

№ п/п Наименование темы Всего часов Лекции Лабораторные работы Самостоятельная работа
Предмет и задачи курса «Землеведение и краеведение». Вселенная и Земля.  
2. План и карта  
3. Движения Земли и их следствия.  
4. Строение планеты Земля. Формирование структур земной коры. Литосферные плиты.
Геохронология Земли  
Минералы и горные породы  
Литосфера
Гидросфера
Атмосфера
Географическая оболочка и ее основные закономерности
   

Лекция 1.

Тема: Предмет и задачи курса « Землеведение и краеведение». Землеведение - содержание и место землеведения в системе географических наук. Вселенная и Земля.

Литература:

1. Никонова м.А., Данилов П.А. «Землеведение и краеведение». Изд-во Академия, М, 1,2,3 изд., 2005.

2. Никонова М.А., Данилов П.А. «Практикум по землеведению и краеведению».Изд – во Академия, М., 2001.

3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. «Землеведение и краеведение». Изд – во « Владос», 2003.

4. Неклюкова Н.П. «Общее землеведение».М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 –1976

5. Колесник С.В. Общие географические закономерности. М., изд –во Мысль,1970.

Дополнительная:

1. Сватов Н.М. Землеведение. Часть 1. Планета, жизнь, люди. Изд-во ИОСО РАО, М., 1998.

2. Войтвевич Г.В. Основы теории происхождения Земли. М., 1988.

3. Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Космическое землеведение. Л.,1991.

4.Петросова В.П., Голов и др. Естествознание и основы экологии. Изд-во Академия,1997.

 

План

1. Введение. Предмет и задачи курса «Землеведение и краеведение»

2. Зарождение Земли.

1. Планетарный этап развития.

2. Гипотезы образования земли:

А) гипотеза Канта (1724 – 1804)

Б) гипотеза П. Лапласа (1749 – 1827)

В) гипотеза Джинса (начало 20 века)

Г) гипотеза О.Ю. Шмидта (1891 – 1956).

3. Форма Земли .

8. Размеры Земли.

Лекция 2

Тема « Строение планеты Земля. Формирование структур земной коры. Литосферные плиты»

Литература:

1. Никонова м.А., Данилов П.А. «Землеведение и краеведение». Изд-во Академия, М, 1,2,3 изд., 2005.

2. Никонова М.А., Данилов П.А. «Практикум по землеведению и краеведению».Изд – во Академия, М., 2001.

3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. «Землеведение и краеведение». Изд – во « Владос», 2003.

4. Неклюкова Н.П. «Общее землеведение».М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 –1976

План

1. Внутреннее строение Земли.

2. Формирование структур земной коры.

3. Понятие о литосферных плитах.

4. Теория дрейфа материков А.Вегенера.

5. Теория неомобилизма.

Лекция 3

Тема « Литосфера»

Литература:

1. Никонова м.А., Данилов П.А. «Землеведение и краеведение». Изд-во Академия, М, 1,2,3 изд., 2005.

2. Никонова М.А., Данилов П.А. «Практикум по землеведению и краеведению».Изд – во Академия, М., 2001.

3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. «Землеведение и краеведение». Изд – во « Владос», 2003.

4. Неклюкова Н.П. «Общее землеведение».М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 –1976

План

1. Планетарный рельеф суши

2. Рельеф и рельефообразующие процессы.

3. Морфотектонический рельеф суши.

4. Морфоскульптурный рельеф суши.

 

 

Лекция 4,5

Тема: Гидросфера.

Литература:

1. Сватов Н.М. Землеведение. Часть1. Планета, жизнь, люди. Изд-во ИОСО РАО, М., 1998

4. Неклюкова Н.П. «Общее землеведение». М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 – 1976

3. Слевич С.Б. Океан: ресурсы и хозяйство, Л.,1998.

 

План

1. Мировой океан - состав: Тихий, Атлантический. Индийский, Северный Ледовитый. Океаны как аквальные комплексы.

1) моря – окраинные, внутренние, межостровные.

2) заливы

3) проливы

2. Рельеф дна Мирового океана (схема строения дна Мирового океана, с.106, рис.42).

3. Физико - химические свойства океанической воды.

4. Температурный режим океанической воды.

5. Движения воды в Мировом океане – волны, океанические течения, приливы и отливы, цунами.

6. Значение Мирового океана в жизни людей, экологические проблемы.

2. Воды суши.

1) Подземные воды - глубина залегания, состав воды.

2) Реки, их питание и режим. Различия по характеру течения ( равнинные и горные), пороги и водопады.

3) Озера – классификация озер по происхождению котловин, питание и режим озер, различия озер по составу воды (соленые и пресные).

4) Болота - различия по образованию. Значение болот для жизни человека.

5) Ледники – горные и покровные.

 

Лекция 6,7,8

Тема: Атмосфера.

Литература:

1. Никонова М.А., Данилов П.А. « Практикум по землеведению и краеведению». Изд – во Академия, М., 2005, с.131- 165.

2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. « Землеведение и краеведение». Изд – во « Владос», 2003.

3. Неклюкова Н.П. « Общее землеведение».М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 –1976

4. Баков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. « Общее землеведение», СПб,1999.

 

План

1. Значение атмосферы история формирования газообразной оболочки.

2. Размеры атмосферы.

3. Состав атмосферы - газы, вода, аэрозоли.

4.Строение атмосферы.

5. Солнечная радиация.

6. Температура – суточный и годовой ход температуры.

7. Атмосферное давление – определение веса воздуха Галилеем- итальянским ученым в начале 18 века.

8. Изменение атмосферного давления с высотой.

9. Распределение атмосферного давления на Земле.

10. Причины изменения атмосферного давления.

11. Ветер - его характеристика, основные типы ветров.

12. Вода в атмосфере абсолютная и относительная влажность, дефицит влажности. Конденсация водяного пара ( роса, иней, изморозь, туман и его виды).

13. Облака – формы облаков, их типы (слоистые, кучевые, перистые, облака вертикального развития - грозовые).

14. Воздушные массы и атмосферные фронты:

1) образование воздушных масс

2) циклоны и антициклоны.

15. Общая циркуляция атмосферы.

16. Погода- формирование погоды ее изменения.

17. Значение прогнозов погоды.

18. Климат, формирование климата:

1) разнообразие климатов Земли – климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, арктический.

2)изменения климата.

Лекция 9.

Тема: Географическая оболочка и ее основные закономерности.

Литература:

1. Никонова м.А., Данилов П.А. «Землеведение и краеведение». Изд-во Академия, М, 1,2,3 изд., 2005.

2. Никонова М.А., Данилов П.А. «Практикум по землеведению и краеведению».Изд – во Академия, М., 2001.

3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. «Землеведение и краеведение». Изд – во « Владос», 2003.

4. Неклюкова Н.П. «Общее землеведение».М., Просвещение, изд 1- 1967, изд.2 –1976

 

План

1. Географическая оболочка - предмет изучения землеведения, результат взаимодействия 4 оболочек земли.

2. Особенности географической оболочки.

3. Границы географической оболочки.

4. Закономерности развития географической оболочки.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.