Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Возникновение чёрной сотни





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наконец, в октябре 1900 года в среде национальной столичной интеллигенции, убедившейся в той опасности, которую представляла для русского дела космополитичность высших слоев русского общества, возникла идея создать националистический кружок. Так возникло общество под названием Русское Собрание, устав которого был утвержден в конце января 1901 г. По сути, это была первая черносотенная организация.

Поначалу она, правда, мыслилась как чисто просветительское общество. Его задачи определялись следующим образом: создать такой центр, куда сходились бы русские люди и где могли бы обмениваться мыслями, по мере сил служить русскому искусству [Список членов Русского Собрания с приложением исторического очерка Собрания. СПб. 1906. С. 1].

На первом собрании было избрано 120 членов организации. У истоков Русского собрания стояли известные литераторы, публицисты и ученые: плодовитый сочинитель, писавший под псевдонимом Муравлин, князь Д.П. Голицин (первый председатель общества), блестящий поэт В.Л. Величко, правовед, приват-доцент университета Б.В. Никольский, крупнейший русский военный инженер и ученый К.И. Величко, публицист, правнук декабриста князь М.В. Волконский, знаменитый издатель и журналист А.С. Суворин и другие известные люди.

Членом общества состоял даже министр внутренних дел В.К. Плеве, убитый вскоре террористами. В 1903 году в Харькове был открыт первый местный отдел Русского Собрания, во главе которого встал крупный ученый-историк, профессор местного университета А.С. Вязигин.

Начавшаяся смута вынудила общество перейти от чтения докладов и проведения литературных вечеров к активной политической деятельности. В 1904-1905 гг. в дополнение к харьковскому были созданы отделы Русского Собрания в Киеве, Одессе, Варшаве, Оренбурге, Казани, Перми и Вильне. В Харькове и Петербурге при отделах РС появились Кружки русских студентов. С 1906 г. общество начало издавать еженедельный Вестник Русского Собрания. Была принята политическая программа Русского Собрания.

В программе определялись причины смуты: умаление веры в народе, расхищение Самодержавия представителями бюрократического строя, ослабление национального чувства и патриотизма, упадок русского просвещения, инородческое, в особенности еврейское, преобладание во всех сферах русской жизни. Выход из этого состояния Русское Собрание видело в призвании выборных от народа, «которые сумеют на деле осуществить истинное единение народа с Царем в деле государственного строительства» [Программа Русского Собрания... С. 1]. Нельзя не заметить, что программа Русского Собрания развивала и применяла к условиям начала ХХ века идеи основоположников славянофильства: И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. и И.С. Аксаковых.

В апреле 1905 года в Москве был создан Союз Русских Людей. Его костяк составили представители древних аристократических фамилий: графы Шереметевы, князья Голицыны, князья Мещерские, графы Олсуфьевы, князья Щербатовы, князь Трубецкой, князь Волконский, князь Куракин, граф Шувалов, князь Гагарин и др. В состав Союза вошли сын славянофила Д.А. Хомяков, сын и внук великого русского поэта Федора Тютчева И.Ф. и Ф.И. Тютчевы, известный московский священник, публицист о. Иосиф Фудель, известный историк Д.И. Иловайский и другие влиятельные московские общественные деятели.

В уставе Союза Русских Людей его цель определялась так: содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основах Православия, Самодержавия и Русской народности [Устав Союза Русских Людей. Б.м. Б.г. С. 1].

Тогда же в апреле 1905 г. усилиями редактора Московских ведомостей В.А. Грингмута вокруг редакции начал формироваться костяк будущей Русской Монархической партии.

Организационное ее оформление произошло в самый разгар смуты осенью 1905 г. Руководителем партии стал В.А. Грингмут. В отличие от Русского Собрания и Союза Русских Людей новая партия отличалась большей проработанностью программных положений и составом (в ее отделы входили в большем количестве представители низших сословий: мелкие чиновники, мещане, рабочие, крестьяне).

Осенью 1905 г. по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации: в Петербурге, Москве, Киеве, Тифлисе, Казани, Нижнем Новгороде, Курске и других городах и весях империи. Народ поднимался на борьбу с крамолой. Но настоящим массовым движением стал Союз Русского Народа. Он был создан по инициативе настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии игумена Арсения, который свел воедино доктора медицины А.И. Дубровина, художника А.А. Майкова, петербургского купца И.И. Баранова и московского мещанина К.К. Полторацкого.

Первое собрание состоялось на квартире Баранова. 8 ноября 1905 года был создан Главный совет СРН. Его председателем стал А.И. Дубровин, товарищем председателя инженер А.И. Тришатный, которого вскоре сменил В.М. Пуришкевич, казначеем И.И. Баранов, секретарем присяжный поверенный С.И. Тришатный. Помимо них в первый состав Главного совета вошли такие известные деятели черносотенного движения: неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист П.Ф. Булацель, известный публицист, специалист по финансовому вопросу и иудаизму Г.В. Бутми, А.А. Майков, председатель совета петербургского Гостиного Двора купец П.П. Сурин и др.

Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер печатного органа СРН газеты Русское знамя. В уставе цель Союза определялась как «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества России единой и неделимой» [Устав общества под названием «Союз Русского Народа». СПб. 1906. С. 3].

Согласно программным положениям СРН, Православная Церковь должна сохранить господствующее положение в России. Только через веру, богослужение и таинства можно установить прочное общение и единение Царя со своим православным народом. Выход из смуты виделся союзникам в реформировании церковно-государственных отношений, так чтобы основой церковного и государственного строения стал церковный приход как правоспособная и дееспособная церковно-государственная единица [Московский Союз Русского Народа. Основоположения. М. 1906. С. 2].

На подъёме

Наивысшего подъема черносотенное движение достигло в 19071908 гг. На тот момент оно было самым массовым общественно-политическим движением России. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами черносотенцы числили в своих рядах значительно большее количество до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких, естественно, было значительно больше. Это те, кто разделял идеологию черной сотни, кто заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев.

Стоит заметить, что практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства.

Яркий пример Почаевский отдел Союза Русского Народа. Он был создан в августе 1906 года. Во главе отдела встал настоятель Почаевской Лавры архимандрит Виталий (Максименко). Это сразу подняло авторитет новой организации. Через полтора месяца в составе отдела насчитывалось 10 тысяч членов. А в 1908 году уже свыше 100 тысяч. В 1909 году делегация из Почаева привезла в Петербург целый миллион подписей под верноподданническим адресом.

Такой успех черносотенных идей в Почаеве имел, конечно, свои специфические причины.

Вопервых, Почаев находился, можно сказать, на передовой борьбы с католичеством, иудаизмом и анти-русским сепаратизмом поляков. Во-вторых, черносотенцы добивались успеха там, где во главе их организаций стояли авторитетные и инициативные лидеры, каковым, несомненно, был игумен Виталий. В-третьих, игумен Виталий ясно понимал, что черная сотня должна выражать конкретные жизненные интересы прежде всего крестьянства. И он, используя свое влияние, занялся организацией различных обществ, которые помогали русскому крестьянству выжить во враждебном окружении.

Словом, если бы везде у черносотенцев были руководители, подобные игумену Почаевской Лавры, то... Впрочем, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Если взять в целом всю Россию, то видно, что наибольшей численности и наибольшего влияния черносотенное движение имело на Украине, в Белоруссии, а также в обеих столицах. Как раз по тем причинам, по которым оно было широким и влиятельным в Почаеве.

Черная сотня являлась в то время единственной общественно-политической силой, которая объединяла православных русских людей. Это определяло тот высокий духовный настрой, которым отличались мероприятия черносотенцев. Вот как, к примеру, открылся IV Всероссийский съезд русских людей, который проходил в Москве с 26 апреля по 1 мая 1907 года.

Съезд начался крестным ходом, который проследовал от Епархиального дома к Успенскому собору Кремля, где были отслужены литургия и молебен и освящена икона Покрова Пресвятой Богородицы, исполненная великим русским художником В.М. Васнецовым специально для Съездов Объединенного Русского Народа. Затем с образом и освященными накануне хоругвями крестный ход направился на Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому. Там священники отслужили литию с провозглашением вечной памяти спасителям Отечества. После чего на площади перед домом генерал-губернатора состоялась манифестация с пением народного гимна.

Только после этого делегаты съезда вернулись в Епархиальный дом, где и начались заседания съезда.

Одной из главных причин широкого влияния и распространения черносотенства были всесословность и демократизм организации. В числе членов-учредителей самой массовой черносотенной организации Союза Русского Народа мы видим представителей дворянства, духовенства, купцов, почетных граждан, крестьян.

Предпринимались и попытки привлечь в свои ряды рабочих. Особенно активно такая деятельность велась в Москве. Активное содействие в этом черносотенцам оказывала администрация и лично генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович (до своей мученической кончины). С начала века там существовала Комиссия для общеобразовательных чтений среди фабрично-заводских рабочих г. Москвы. В ноябре 1905 г. было создано Общество активной борьбы с революцией и анархией, которым руководили отставной офицер Л.Н. Дезобри и вдова чиновника В.Н. Степанова. В состав общества входили в основном рабочие.

В Петербурге активную работу среди рабочих проводил Союз Русского Народа, который имел свои отделы на ряде крупнейших заводов. Черносотенцы пытались отвлечь рабочих от пагубной политической борьбы, поддерживали их справедливые экономические требования. В 1909 г. возник Экономический рабочий союз, почетным председателем которого был Пуришкевич. В Киеве был создан Союз русских рабочих, которым руководил рабочий-литограф К. Цитович.

Но все это были, увы, единичные примеры. Широкого влияния на рабочих черносотенцам достичь так и не удалось. Но не это было главной причиной упадка черносотенного движения.

Раскол и упадок

К 1917 году времени великих испытаний и потрясений черносотенное движение оказалось в плачевном состоянии. Это был такой разящий контраст времени подъема (1906-1908 гг.), что просто диву даешься. Каковы же причины упадка черносотенного движения? Какие факторы привели к тому, что широкое и мощное общественное образование превратилось в жалкую кучку грызущихся между собой групп и амбициозных лидеров? Конечно, следует иметь ввиду, что существовал ряд факторов, которые не зависели прямо от намерений и действий черносотенцев и которые обрекали в тех условиях черную сотню либо на мученичество, либор на вырождение. Речь идет об общем оскудении веры во всех слоях общества, особенно верхних. Но были и субъективные факторы, связанные со страстями тех или иных деятелей, с неумением решать конкретные проблемы, т.е. те, которых можно было избежать.

Непартийность

Руководители черной сотни изначально мыслили свое движение как непартийное. В.А. Грингмут утверждал, что Союз Русского Народа не какая-нибудь партия он есть не что иное, как сам Русский Народ, объединившийся в общий многомиллионный союз на защиту своей Церкви, своего Царя и своей Родины [Владимир Андреевич Грингмут... С. 113]. Это была мудрая позиция, ибо монархическим политическим партиям нечего делать в самодержавном государстве. Такой подход полностью оправдал себя во время беспорядков 1905-1907 гг.

Однако, враги России, потерпев поражение в открытом бою, сменили тактику и начали плести вокруг Государя масонскую паутину. В условиях видимой стабильности, когда не были заметны прямые угрозы существованию Церкви, Царя и Родины, черносотенное движение не могло успешно функционировать. Черная сотня встала перед альтернативой. Либо превратиться в обыкновенную парламентскую политическую партию, т.е. фактически включиться в игру на чужом поле и по чужим правилам. Либо под водительством священников и архиереев сформировать при храмах что-то типа прообраза народного ополчения.

Но в 1913 г. Св. Синод принял решение, запрещающее лицам духовного звания принимать участие в деятельности политических партий и движений. Это решение было роковым для черносотенства, оно обрекало его на вырождение. Руководящие посты в черносотенных организациях вынуждены были оставить о. Иоанн (Восторгов), архимандрит Макарий (Гневушев), игумен Виталий (Максименко) и многие другие представители активной части духовенства.

Справедливости ради стоит сказать, что к тому времени черная сотня была уже парализована расколами. В конце концов, черносотенное движение все более и более политизировалось. Это, в свою очередь, привело к тому, что ряд лидеров, «заигравшихся в политику» превратились, по сути, из охранителей в революционеров, из монархистов в анархистов. Такова была судьба талантливых лидеров черносотенства Пуришкевича, монаха-расстриги Илиодора (Труфанова), Шульгина, Савенко, Бобринского.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.