Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Разум и творчество





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как же проявляется человек в этом мире вечной борьбы воль?

Человек есть живое, подобно Вселенной. И как все живое находится в единстве Эроса и Танатоса, жизни и смерти.

Но разве не главное в человеке то, что он - разумен? Разве же не это - главная его черта и сущность его миссии?

Нет, не главное.

Разум - лишь инструмент. Что важнее для определения моей функции в мире - то, что я столяр, или то, что я имею рубанок? То, что я способен творить, или то, что имею инструмент творения?

Запутавшие себя в бесконечной суете вокруг разума ученые даже не смогли определить, что же такое этот самый разум. Ибо при одном определении можно найти этот разум и у животных, при другом - у машин... Но никто еще не смог удовлетворительно определить разум как нечто человеческое, специфически человеческое.

О нет, творя человека бог дал ему совсем иное фундаментальное свойство и иную миссию - творчество. Он наделил его своею способностью творить, изменять мир, осуществлять в нем неслучайные изменения, бороться с энтропией.

И разум есть инструмент этого творчества. Но инструмент противоречивый.

В нашей душе борятся те же две воли, что и в нашем теле, ибо наша духовная сущность неизбежно подвержена тем же законам, что и физическая. Эрос и Танатос - инстинкты к творению и к разрушению борятся в самой затаенной недоступной осознанию глубине нашей души.

Эрос в самой первой, простейшей своей ипостаси, проявляется в стремлении к сотворению нового живого, к продолжению себя в живом. Проявляясь как сексуальный инстинкт, он сосредоточивается на самоценности собственно сексуального творчества.

Но и здесь сразу происходит смещение его цели - от простого продолжения жизни к творческому осуществлению самого процесса. И в конце концов процесс становится важнее самой цели, доступной всему живому. И рождается то, что иному живому недоступно - творчество. Творчество Эроса. Имя этому творчеству - Любовь.

Танатос, воля к смерти, заставляет нас подчиняться вечным законам симметрий. И эти законы накладывают свои ограничения на проявления Эроса. Я не стану останавливаться на механизмах этих ограничений, ибо это до меня подробно сделано в рамках психоаналитической науки. Но главное здесь - сам факт существования таких ограничений.

Эти ограничения заставляют энергию Эроса искать других выходов для проявления своей творческой потенции. Все это осуществляется через механизмы вытеснения, сублимации и инверсии первичной энергии инстинкта, описанные у Фрейда.

Разум, будучи человеческим инструментом, в одинаковой степени служит проявлениям как воли к жизни, так и воли к смерти. В силу самой сути своей организации он подвержен стремлению к симметричной организации окружающего, к упрощению.

Энергия творчества, энергия Эроса преодолевает структурную косность разума. Разум упрощает и приземляет свободный полет человеческого творчества, подобно тому как турбина задерживает и затрудняет свободное течение водного потока. Но подобно турбине разум преобразует энергию мощного потока творчества в некий результат.

КПД разума, пожалуй, не выше в этом процессе, чем КПД той самой турбины. Слишком многое теряется в процессе упрощения и актуализации результата творчества. Результат этот всегда несравненно менее затраченных творческих усилий. Но он есть!

Редко процесс творчества прорывается и происходит помимо разума. Тогда возникают творения гениальные и высшие. Творения непосредственно божественной сущности в человеке.

Ибо творчество - и есть божественная сущность.

Но разум может служить реализации и устремлений Танатоса. И здесь он обычно даже более преуспевает. Ибо его стремление к утверждению симметрий соединяется в резонанс с устремлением инстинкта. Тогда разум становится сатанинским орудием, орудием разрушения.

Самореализация

Бог вездесущ и потенциально воплощен в каждом, вопрос лишь в том, в какой мере он может проявиться. Иисус не сразу пришел к воплощению божественной сути, в нем заключенной, совершив поначалу преодоление себя, одолев искушения дьявола в себе, выступив с разъяснением несовершенств этого мира и начав проповедь неверным, продолжающуюся и сегодня, хотя и с множеством искажений и извращений, навязанных князем мира сего последователям Иисуса. Именно через посредство таких свободных людей осуществляются качественные сдвиги в воплощении божественного в мире, в движении человечества к негэнтропии, к высокой самоорганизации, к конечному воплощению горнего мира идей в нашем пространственно-временном бытии. Иисусу мы по сути обязаны всей современной цивилизацией, ибо он дал толчок тому пути к свободе, который мы с таким трудом проходим с тех пор.

Освобождение от пут князя мира сего есть условие для самореализации. Но еще важней самореализация, осознание воплощение в миру своей миссии. Это есть путь к спасению души - таково открытие Жана Кальвина, которое не просто дало ключ к спасению, но сделало его истинных последователей самыми успешными и конкурентоспособными личностями и в этом мире. Просто потому, что те, кто спасает душу свою в мире идей, творят тем самым ее успешное воплощение в этом мире. "Свободен от чего? Какое дело до этого Заратустре. Но уста его вопросят тебя - свободен ДЛЯ чего?"

Путь к успеху в миру и путь к спасению души - один путь, путь к воплощению божественного в себе. Это путь к раскрепощению своей сексуальности, освобождению любви - полиморфного инстинкта, угнетенного пошлыми мифами и ограничениями. Это путь к раскрепощению своей воли к власти, способности к реализации в этом мире исходящей из тебя творческой потенции. Это путь к раскрепощению инстинкта самосохранения, способности ограждать душу свою и свое бытие от мирских угроз.

Не обязательно пройти этот путь до конца, но чем больше тебе удастся продвинуться по пути свободы, тем ближе ты будешь к Богу в себе, тем увереннее поведет тебя по жизни твоя интуиция, тем больших высот ты достигнешь.

А потому не спрашивай, можно ли индифферентно относиться к Богу. Все равно ты на переднем крае борьбы между ним и дьяволом - и этот край проходит через твою душу. Твое сознание, твоя свобода воли даны тебе, чтобы ты мог сделать свой выбор.

Причинность

Итак, мир развивается триадически, как и всякая идея. Изначальное его существование в виде идеи потенциальной реализуется через отрицание в форме материи, материальной Вселенной. Синтез потенциальной идеи и порожденной ей антитезы - материи - выливается в актуальный идеальный мир.

Все это происходит вне времени и помимо времени, так как время присуще только одной - материальной - стадии развития Вселенной. С точки зрения времени все стадии развития присутствуют одновременно, в каждый момент времени. В каждый момент одновременно существует потенция и ее материальная реализация. И в каждый момент существует ВОЗМОЖНОСТЬ актуализированной, окончательной формы каждой идеи. Возможность, но не гарантия ее существования.

В этом мире все существует, но ничего не гарантировано. В каждый момент времени существует множество возможностей.

Для косной материи не существует выбора. В мире косной материи ничего не происходит, в ней все только существует. Ее движение абсолютно предсказуемо. Можно рассчитать положение и состояние частицы косной материи на любое время вперед - хоть до скончания времен.

Но инстинкт жизни, хотя бы немного проявляясь в поведении частицы материи, сразу же сообщает ее поведению непредсказуемость. Жизнь есть свобода.

Изучая физику микромира ученые в прошлом веке ставили опыт рассеяния потоков электронов через два отверстия. Если рассеивать через такие отверстия свет, он ведет себя как волна - на фотопластинке за отверстиями происходила интерференция, то есть расходящиеся от отверстия круги волн накладывались друг на друга и порождали характерную картинку с пиками интенсивности и затемнениями.

Но электроны рассеивали не потоком, а пускали в сторону поодиночке. Электроны не воздействовали друг на друга, каждый случайно выбирал себе то или иное отверстие и никак не мог "знать" о существовании другого. Вроде бы ясно, что на фотопластинке должно образоваться что-то случайно-хаотическое.

Но происходит другое. При рассеянии электронов поодиночке на фотопластинке возникает та же картина, что и при рассеянии их потоком - картина интерференции.

Что же это значит? Это значит, что интерференции подвержены вовсе не материальные частицы и даже не их системы - потоки. Интерференция происходит на уровне идеи. Интерферируют волны вероятностей, вообще не зависимые от факта существования материальной частицы в этом объеме. И эти волны задают законы движения материальных объектов.

Мир идей всегда стоит за любыми событиями мира материального. Мир идей задает те параметры, в рамках которых реализуется поведение материальных объектов - живых, косных или мертвых.

Все в этом мире происходит не беспричинно. Все в этом мире обусловлено свойствами того потенциального идеального мира, которые развертывается через материальную форму.

Но обусловленность происходящего не означает его предопределенность. Закономерность не означает единственность возможного исхода события. Свойства идеального мира влияют на исход события, предопределяют множество его возможных исходов, но никак не единственный исход.

В описанном выше опыте видно, что для каждого отдельного электрона невозможно предсказать, в какую точку на фотопластинке он попадет. Но если пускать один за другим множество электронов, то окажется, что вероятности попадания в одни точки больше, а в другие - несравненно меньше.

Значит, предопределены именно вероятности. Законы движения живого определены вероятностно. Законы идеального мира вероятностны.

Причинно-следственная связь множественная и вероятностна. Каждой причине в мире живого сопоставляется не единственное следствие, но некий класс-следствие, то есть множество возможных выборов с определенным на нем распределением вероятностей.

Живое существо осуществляет выбор из этого класса.

Свобода воли

Вероятностность законов мироздания означает, что всему живому дана свобода выбора. Косная материя лишена этой свободы - законы ее движения предопределены однозначно.

В мире косной материи ничего не происходит. Она есть декорация пространственно-временного континуума. В этом континууме косной материи все только существует, и искусственно оживает лишь тогда, когда взгляд живого, способного к восприятию существа (наблюдателя) скользит вдоль некой пространственно-временной траектории, определенной обстоятельствами и волей наблюдателя.

В мире живого все время осуществляется выбор. Живое существо осуществляет выбор в каждый момент своего существования. Микромир - мир живого, где законы жизни борются с законами смерти. Открыв в прошлом веке микромир, физики позитивистской школы не смогли осознать его как мир живого. Применяя к нему аппарат теорий, описывавших поведение косной материи, они создавали и еще теперь создают себе невероятные затруднения в его познании.

Электрон осуществляет свой выбор ежесекундно. Предопределена вероятность появления его в той или точке. Но за ним остается выбор - в какой точке возникнуть актуально.

Точно также и все живое обладает свободой воли и делает выбор в каждый момент своего существования. И частица, и животное и человек - все обладают этой свободой воли. Свобода воли есть неустранимое свойство живого, она есть проявление божественного в объектах материального мира.

Свобода воли противостоит энтропии. Она порождает информацию. Каждый момент выбора устраняет неопределенность. До него было неясно - в какую точку из класса-следствия попадет частица, какой объект класса-следствия будет выбран. Когда выбор сделан, неопределенность устраняется.

Информация

Мера неопределенности, устраняемой в процессе выбора, называется информацией. Информацияесть мера устраненной неопределенности.

Рассмотрим простой случай. Есть выбор из двух равновероятных исходов. Выбор сделан. Стало ясно, что выбран первый, а не второй исход. Неопределенность уменьшилась ровно вдвое.

Объем информации, возникающий в условиях равновероятного бинарного выбора, принят за единицу измерения информации и называется битом. В битах принято мерять любой объем информации.

Выбор из четырех равновероятных возможностей порождает два бита информации, из восьми - три бита. Выбор из N равновероятных возможностей порождает I=Log2(N) бит информации.

В бесконечном несчетном пространстве возможностей выбор не может быть сведен к выбору одного объекта, речь может лишь идти о локализации - выборе из зоны большего объема (класса-следствия, С) зоны меньшего объема (собственно следствия, А). Тогда информация определяется при равномерном распределении вероятности по классу соотношением объемов этих зон I=Log2(C/A).

Если мы разбиваем класс-следствие С на подмножества с, вероятность выбора каждого из которых равна r, то в результате выбора одного из этих подмножеств возникает информация, равная I=Log2(1/r).

Итак, информация - мера устраняемой неопределенности. Она существует лишь в мире, где есть свобода воли, свобода выбора. Информация есть порождение свободы воли.

Каждый акт выбора устраняет неопределенность. Значит, каждый акт выбора порождает информацию.

Информация порождается в процессе выбора.

Информация есть свойство живого. Ее нет и не может быть в мире косной материи.

Действие божественного, живого, творческого в материальном мире проявляется в порождении новой информации как результата новых свободных выборов. Но божественной воле противостоит воля к смерти, уничтожающая информацию. Возникшие в результате свободных выборов упорядоченности разрушаются под воздействием воли к смерти. Вместе с распадом упорядоченностей, следов совершенных выборов, исчезает и информация, в них содержавшаяся.

Если информация не сохранилась - имел ли место свободный выбор. Ее породивший? Имел ли они место, если не осталось от него никаких следов? С точки зрения мира материального - он существовал. В прошлом. С точки зрения мира идей, где нет ни прошлого, ни будущего, ни самого времени - его никогда не было.

Только те выборы, которые порождают устойчивые изменения в материальном мире, реализуются в актуальную форму. Реализации потенциальных идей, которые не породили устойчивых структур, не завершают своего становления, не переходят в актуальную форму - не происходит.

Время и энтропия

Каждый акт выбора порождает информацию. Это - необратимый процесс. Выбор состоялся, информация появилась, пути назад нет.

Необратимость и последовательность этих актов выбора порождает системное свойство (атрибут) материи, которое называется временем.

Время присуще только материальному миру, в котором идет развертывание потенциальной идеи в актуальный мир идей. Только в материальном мире существует свобода воли и свобода выбора, только в нем существует информация. И только в этом мире существует время.

Время необратимо, как необратим любой выбор, любой акт порождения новой информации. Но точно также необратимы и акты гибели информации, распада упорядоченностей в хаос. Эти два встречных процесса и составляют суть времени.

Время не едино. Время - не некая субстанция. Время не однородно.

В конце средневековья, с появлением рационалистической науки появилась идея мерять время одинаковыми периодическими процессами - от колебания маятника до (позже) импульсов излучения. Это было частью отмеченного Гегелем за рационалистами стремления все моделировать "дурной бесконечностью" ряда натуральных чисел. Постепенно произошло отождествление введенной таким образом меры времени с самим временем. Так возникла концепция "физического времени", силами рационалистической системы образования и писателей-фантастов прошлого века внедренная в сознание масс. Это время столь однородно и изотропно, состоит из столь одинаковых бесконечно малых составляющих, что оказывается обратимым.

Концепция "физического времени" оказалась адекватна миру косной материи лишь в той мере, в какой в нем совершенно отсутствует воля к жизни. Даже на уровне молекулярного движения, где воля к жизни проявляет себя в минимальной мере неполной предсказуемостью движения отдельных молекул (хотя и при полной предсказуемости движения их ансамблей), эта концепция оказалась уже столь неудовлетворительной, что заставила задуматься над проблемами энтропии и негэнтропии.

Негэнтропия может быть отождествлена с информацией, как мы ее определили выше - это мера устранения неопределенности, след устранения неопределенности, а следственно - мера неоднородности среды. Энтропия же есть сущность и величина, обратная информации, а значит - она есть мера хаоса, мера однородности, мера деструктуризации среды.

Постулат неизбежной симметричности взаимодействий еще довлел над умами физиков, когда формировалась теория энтропии. В силу этого казалось очевидным, что информация в каждом взаимодействии может лишь уменьшаться или (в лучшем случае) оставаться той же самой. Следовательно, объем информации во Вселенной может только уменьшаться, а энтропия - только возрастать. В пределе этого процесса объем информации во Вселенной стремится к нулю, энтропия - к бесконечности. Мир превращается в однородный хаос, а следовательно в ничто.

Не оставившие информация события не существуют во вневременном идеальном мире, высшем мире актуализированной идеи. Следовательно, сам процесс развертывания потенциальной идеи в актуальную через материальный мир имеет своим результатом ничто, пустоту.

Эта теория получила название "теория энтропийной смерти Вселенной". В ее основе лежало представление о мире как об однонаправленном процессе. Онтология полностью определялась в нем развертыванием воли к смерти, сатанинской сущности материального, которая способна обращать все сущее в ничто. Эта онтология была свойственная всем материалистическим философиям, отрицавшим идеальную ипостась этого мира и потому видевших сущее как лишь то, что присуще материальному миру, "миру сему", а потому подвластное воле "князя мира сего", воле к смерти.

Ницше первый восстал против этой онтологии, заговорив о развитии Вселенной как о борьбе двух противостоящих воль. Позже, говоря о человеческих феноменах, эту же онтологию ввел в своем учении Зигмунд Фрейд. В физике же, в силу глубокой консервативности философов, ее обслуживавших, весь прошлый век продолжала держаться старая позитивистская философия. Даже Норберт Винер, противопоставивший теории "энтропийной смерти" свое учение об "островках порядка", устойчивых информативных структурах, способных сохранять и повышать свою сложность и структурную дифференцированность в окружающем мире хаоса, даже он не посмел увидеть в этом процессе тенденцию, волю, равносильную и даже более могущественную, нежели воля материального мира к смерти.

В силу этого подхода время оставалось в представлениях позитивистской философии и физической науки изотропной и однородной субстанцией, в принципе обратимой, как обратимо без особых ухищрений движение стрелки часов, качание маятника или любое другое механическое движение. В конце концов время стало мыслиться как координата, как дополнительное измерение в пространстве, как нечто равное пространству. Возникшая в начале прошлого века математическая модель "пространства Минковского", где время окончательно превратилось в координату, стала квинтэссенцией этого детерминизма, этой веры в предопределенность всего сущего.

По сути, обратимость, однородность времени означает, что в мире ничего не происходит, в нем все только существует. И только лишь когда взгляд наблюдателя скользит вдоль линии в этом пространственнно-временном континууме, для него развертываются картины "физических процессов" в мире косной материи. Никакой другой материи, никакой жизни в этом мире нет. По сути, мир сводится к миру декораций без действующих субъектов.

В реальности время есть не процесс развертывания одной воли. Время есть продукт слияния и противоборства двух воль, есть их единство и противопоставление. Порождение новой информации и нарастание энтропии - в равной мере необратимые, однонаправленные, противоположные по сути процессы. Их сложное взаимодействие и порождает время как атрибут материального мира. Оно есть последовательность порождаемых в этой борьбе закономерных, но непредопределенных состояний. Состояний, в которых закрепляются результаты выборов в пользу той или иной воли, в пользу божественного творчества, порождающего новые информационно устойчивые структуры, или же в пользу князя мира сего - шаги к энтропийной смерти, к небытию.

Существование времени есть следствие закрепления последствий этих выборов в процессе становления Вселенной.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.