Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О неистовом богословствовании великороссийския церкви. 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обаче тии с латинскими ересми книги везде в церквах, по всей России, беззазорне держат, утвержающеся ими, и словеса в них на праздники в службе прочитают, не боящеся запрещения.

Статия, 119.

Латыни древних святых книги растлевают, на свое мудрование словеса святых учителей превращающе, тако и книги своя пишут и печатают. О чесом святый Нил Солунский во главе 13, 14 и 21 книги своея сказует [лист 488]: и святейший Мелетий, патриарх Александрийский, в послании 4-м изъявляет: и в книге О вере глава 4. Такоже и российстии архиереи ныне печатают книги святых, по своему разуму, якоже хотят, прилагают и отлагают и изменяют.

Статия, 120.

На Флоренском соборе принесоша латыни восточным отцем книгу ветхую, писанную за многая лета [кроникер греческий, о Флоренском соборе, превод Арсения Грека]: в ней же написано, яко бы седмый вселенский собор в символе веры повеле глаголати Духа Святаго, от Отца и Сына исходящаго. И хваляхуся от ветхости ея, утвержающе мудрование свое. И понеже книга оная не согласна древлегреческаго православия книгам, отцы восточнии не прияша ю, неистову и лживу разсудиша быти. И святый Нил Солунский о таковых лживых книгах латынских в 14 главе извествует: "Издревле таковая быша, апостола Павла именем послания нецыи посылаху [к солун, глава 20]. Доките еретицы ложное святаго Петра евангелие употребляху, лжи и басни о святых апостолех путяху [Бароний, лист 191, и 44, 16 и 5]". Святаго апостола Петра. Деяния Андреева, Фомина, Филиппова. И староцерковныя в предисловии Кириловы книги, многолживых книг изъявлено.

Подобно латином, докитом и прочим таковым, и российстии архиереи, ныне утвержающе новины своя, сочиниша и написаша на старых хартиах книгу, Соборное деяние на Мартина еретика, ложно, чесого в России никогда не бысть, и ни един летописец российский о сем являет. И другую книгу таковую, Требник Феогностов. Написавше обе лживыя, хулныя, с клятвами на древлецерковное святоотеческое всеблагочестивое содержание. И оныя книги у себе имеют, и ими защищают своя еретическия нововнесенныя уставы.

Но да не вся российския церкве по единой исчисляя ереси, в безмерное долготы множества ради их слово прострем, и тако вас, вопросителю, слухом отягчена сотворим. Прочее прочия самем благоревностно вежественнейших нас в писании разсмотрети оставляем.

Статия, 121.

Оставляем глаголати нынешния российския церкве, что, приходящих от иноверцов латинов, люторов, и калвинов и прочих еретиков, единопогруженцов и обливанцов не покрещевают [книжица О поливат. крещении, глава 11, лист 44], противно святых апостол правилу 50-му, не крестящаго епископа или презвитера в три погружения из сана извергающему, такоже и вселенскаго 2-го собора правилу 8-му, и всей грекороссийской древлеправославной церкви, не приемлющей не точию от латин и люторов обливателное или единопогружателное крещение, но и от белороссийцев: о чесом во ответех выговских в 50-м, в статии 35-й, доволно показуется.

Статия, 122.

Оставляем, что, приходящих латинам, лютором и калвинам, не повелевающих проклинати ереси, противно святых вселенских соборов перваго 8-му, и 6-го 95-му правилом, тако же и Тимофею презвитеру, повелевающим проклинати (аще и втораго чина и 3-го) ереси и ересеначалников.

Статия, 123.

Молчим нынешния российския церкве не точию приятие обливания и единопогружения, но и содержащую целыя митрополии и архиепископии обливанцов: Киевскую, Белоградскую, и Смоленскую и прочия. И от тех обливанцов, имеющих на престолех всероссийских архиереов, таковии быша: Стефан, митрополит Рязанский: Феофан, архиепископ Новгородский: такожде Феодосий, архиепископ Новгородский, бывый лютор родом: Димитрий, митрополит Ростовский, и прочии безчисленнии, имеющиися елико во епископех, елико во архимандритех, елико во игуменех, елико во иереох, елико в клирицех, елико во иноцех, их же исчислити не возможно. И во всяких службах во икономских и в монастырских, и в поставлениих в чины они присудствуют, о чесом и Синод со оправдание обливания приводит.

Понеже Киевская митрополия вся, и Смоленьская епископия, под Полшею много лет бывшии, издавна обливанием крестят, тако же и греки: о них же всех во ектениях и приношениях в российских церквах моление совершается всегда подобно, яко у латинов.

Статия, 124.

Не воспоминаем нынешния российския церкве обычая, что восприемников на крещении мнози имеют еретиков. Восточный же учитель святый Симеон Фессалонитский глаголет: "Тако творящии родители, не просвещают чада своя в крещении, но затемняют. и попы, сице творящии, являются причастники чужде Божия". О чесом во главе 66 засвидетельствует.

Статия, 125.

Молчим нынешних россиов в браке с еретики латыни, люторы и калвины сообщение, в противность святым собором и святоотеческим запрещениям. О чесом Лаодикийскаго собора в правиле 10-м тако глаголет: "С еретики в сватовство не сходитися". На поле: "У еретиков не женится, ни дщерей своих за них христианом не давати". И 31-е правило о том же, и шестаго вселенскаго собора 72-е правило подобне запрещает. Но Афонстии отцы в правиле 52-м глаголют: "С латины аще православная жена сочтется, с роспустом брака и запрещению подлежит, по 12 главе, 3-го стиха, еже в Матфеи. аще кто преступит уставления, той да отлучится". И Никон преподобный в слове 13, и в Тактиконе слово 27. Такоже повелевает и преподобный Феодосий Киевопечерский о латынех, князю Изяславу поведа ереси их злыя, глаголет: "Христианом же своих дщерей не достоит даяти за них и ни поимати от них за себя. ни брататися с ними, ни кумитися, ни целования с ними имети".

Ныне же великороссияне за еретиков латинов, люторов и калвинов дщерей своих дают, и от них за себя и за сынов своих принимают, и Синод сему не запрещает.

Статия, 126.

Не глаголем о сообщении россиян разных вер с еретиками: с латины, люторы, калвины, и с армены и прочими, в молении, в несогласие святых апостол и святых отец правилом, и священным писаниям. О чесом заповедуют: святых апостол правила 10-е и 40: и Лаодикийскаго собора правило 6 и 33: и Карфагенскаго собора правило 9: Тимофея, архиепископа Александрийскаго, правило 9: в Номоканоне афонских отец правило 153 [лист 270 и 253]: и преподобный Никон в слове 63-м: повелевающих отнюд в молении с еретики не сообщатися. В книзе же О вере засвидетельствует: "латины в своя костелы иноверцов к службе пущают". Равне и россияне ныне всяких еретиков: латин, люторов, калвинов и арменов, в церковь, и во время литургийнаго пения приемлют, или егда бывает коронация государем, и в церемонии брачныя и погребальныя.

Статия, 127.

Прешествуем нынешних россиян о сообщении в ядении с еретики: с латины, с люторы, с калвины, с турками, и с армены, и с прочими погаными язычники, не точию простых, но и духовных, в разгласие святых учителей церковных и святых богословцев, отнюд не повелевающих тако творити. О чесом святый Василий Великий, в книзе Постничества второй, во главе 279, пишет. Святый Златоуст в слове О лжеучителех тако глаголет: "Услышите вси вы, иже с еретики вкупе ядущии, болезненнаго сего ответа, яко вы Христовы врази бысте. иже врагом царевым друг есть, сей не может друг царев быти, и жити недостоин есть, но со враги погибнет, и горшая подъимет". И ниже, на листу 523-м. О том же преподобный Иоанн Лествичник в 1-м слове в толковании, и в книзе Матфея Иеросалимскаго, в Зонаре глава 76 и глава 112: "Всяко ядущаго с еретики, или пиющаго, или дружбы деющаго, и в любви и соединении пребывающаго, таковаго анафема". И преподобный Феодосий Печерский князю Изяславу о латынех изъявляет [Патерик старописмен., слово 13. И Минея Макар. митр., глава 36]: "Христианом же не достоит с ними ни пити ни ясти из единаго сосуда". И преподобный Иосиф Волоцкий глаголет [глава 14, от словес Златоустаго]: "Возлюбленнии, многажды глаголах вам о безбожных еретицех, и ныне молю не совокуплятися с ними ни в ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви. творяи бо сия, чужа творит Христовы церкви. аще кто и безплотных житие поживет, еретиком же приобщаяся в дружбе или в любви, таковыи чужд есть Владыки Христа".

Статия, 128.

Преходим молчанием россиян дворян и прочих многих, не точию с еретики сообщение, но и со псы из единых сосудов ядение, на подобие латин, люторов, калвинов, турок, и прочих неверных языков [Кирилова, глава 26]. О чесом обличает святый Константин Панагиот латинника Азимита. и в Потребниках [лист 594 обор.]: "Проклинаю беззаконнаго Петра Гугниваго, иже со иными и со псы из единых сосудов ядят", и прочая.

Статия, 129.

Сверх же всех сих вышепредложенных ересей великороссийския церкве напоминаем множество издания богохульных и святохульных книг, во опровержении всего древлеправославнаго предания, издаваемых от нынешних учителей. Их же и в них же исчислити вся новопредания и противности древнему благочестию невозможно, исписати же тонкочастне еще не возможнейше есть. И аще бы кто от прозорливых и художных мужей поистязати восхотел бы елико в книгах их, елико внутрь сердец тех крыющаяся безбожная мнения, елика в самех словесех произносимая теми везде и всюду, то упователно не сыскал бы он вящше того зла и в самых тех духах, сверженных с небес от Бога за высокомерие и гордость безумную.

Нецыи бо из сих последних благочестия отступников (римлян и россиян) в таковое приидоша дерзнутие, якоже некто сказует об них в своей апологии [книжица выпепечатана в сенатской типограф., 1765 года, на атеистов и неутралистов]: "Что не признают никакого промысла в свете от верховнаго Правителя. а иныя хотя Его и признают, однако говорят, что будто Он ни мало не обращается около благочестия или веры, евангелием утвержденныя. Другия же мечтают, яко бы нет настоящей ни лжи, ни истинны, но все от мнения и узаконения человеческаго зависит. и нет де ничего добраго ни худаго, и потому ни в чем нет никакой подлинной истинны, но все по своему узаконению и обычаю люди делают. Всякая де речь другой подобной речи како нибудь имеет противословие: и об одном деле между двумя спорщиками равносилныя выискиваются доказательства. и тако по сему во всем свете истинны не взыскивают. и все законы, вещи и писания божественныя, от выдумщиков изложенныя быти, признавают. и сие глаголют они о Аврааме, о Моисеи и о Христе, началницех благозакония". Прочее тех злосмышления молчанием со слезами запечатлеем, да не како простых мысли восколеблются о Христе, и ослабеют силы душевныя от таких повестей, губящих в сердцах человеческих крепость благочестия. Суть бо нецыи мудрствующе, и грех естеством входящ, а не произволением, по манихейски глаголют. Сия бо производства мнениев во внешних россиян многих из дворян и прочих обретаются. Мнози же и из духовных и ученых студентов глаголати таковая дерзают, что много де таких пустошей и безделиц напечатано есть в церковных книгах, и в самех апостольских и соборных правилах. Мы де все то, кроме священной Библии, почитаем за выдумки и человеческая предания. Да еще же и сие инии приглашают, что и в самой Библии есть такия апокрифы, которые отнюд не принадлежат до богодухновеннаго писания. В иных же и таковое мнение находится, что и в лютерокалвинских списаниях имеется. Не признавают они никаких мытарств воздушных, ни рек огненных, ни езер, ни тартара студенаго, яже Бог сотвори в наказание грешником. А о воскресении мертвых и о будущем суде, и о безконечном царствии, чуть ли они не то же мудрствуют, что и Ориген проклятый в книгах своих баснословит.

И сия вся мнения разная россиян церковь великороссийская всесоборне не запрещает, клятве и отлучению не предавает: но попущает таковому зело развращенному разуму всюду по России носитися в досаждение всему благочестию.

Статия, 130.

Оставляем попущение нынешния российския церкве амазонским ложам всюду в россиянех умножатися, и прочим нововыниклым еретическим сонмищам: в них же не точию мирстии увязнуша, но и мнози духовнии: их же не разрушают ниже соборне клятве предают.

Статия, 131.

Но о сем единем глаголем: яко российская церковь в поставлении чинов причащается ереси жидовския, симонианския и македонианския. Понеже по правилу святых апостол 29-му: "Аще кии епископ за сребреники достоинства сего приятель бысть, или презвитер, или диакон, да извержется и той и рукоположивыи, и да отсечется общения всячески, яко же Симон волхв от мене Петра". По правилу 30 тех же апостол: "Аще кии епископ мирских князь помощию приимет церковь, да извержется и отлучится". Четвертаго же собора правило 2-е глаголет: "Купяи и продаваяи поставление, даже и до церковнаго ключаря, своих степеней да отпадут, мирстии же человецы и черноризцы да будут прокляти". Толкование: "По Великому убо Василию, горее есть Македония духоборца, иже непродаемую Божию благодать продает". (и проч. зри 6-го собора прав. 22: 7-го прав. 5 и 19: и Василия Вел. прав. 89: Кормчая, главу 36: в Матфеи состав X: и Номоканон, лист 60). Кормчая, глава 36, Генадия патриарха со епископы, 81-м в послании, вси сии продающаго и купующаго, и ходатайствующаго сия, извергают и анафеме предают. Преподобный Исидор Пилусиот купующих священство уподобляет Каиафе жидовину христоубийце, и Симону волхву: а поставляющих за мзду, ко Июде, предавшему Христа. И в книзе О вере о латынех [лист 239 и 237]: "Симонианству же в Риме бывати не новина, и папеж папежа подкуповал".

Ныне же в великороссийской церкви несть ли оной симонии? не купят ли златом и сребром и всякими подарки священства попы и диакони? Яко всяко есть. Ибо всякому от них рукоположение становится в тридесять, в четыредесять и в пятьдесять рублев и вящше. И в диаки причестися, в десять, в пятьнадесять, в двадесять рублев и болше становится. Суть же нецыи и имение свое, такожде и у жен все истощают на поставление. Аще же архиерею рукоположитися потреба, то и многия тысящи источает. И ни един кто получит церковнаго чина, аще на се великаго даяния и помощников не возъимет.

Тако убо, вопросителю, во всех вышеписанных разделах и главах предложихом: яко нынешняя видимая великороссийская церковь в новоизданных своих догматех и преданиях со древними оными, иже во Святую Троицу не верующими, и воплощение Сына Божия не приемлющими, еретики удобь соглашается. Тако предъявихом, яко и в самой богословии, в своем учении, существо Божие тленным естеством измеряти дерзает. Тако засвидетельствовахом, яко и Бога Отца Вседержителя самого от себе создана, и под временем и под началом, и конец имуща, купно с Сыном и со Святым Духом, в своем учении быти заключает. Тако показахом, яко безгрешнаго Сына Божия, Господа нашего Исуса Христа, именует грешным человеком: тайну же двоестественную Божества и человечества, в перстах образуемую, демонским именем порицающи, ругательствует, спасительное же имя Исусово равноухим именует. Тако засвидетельствовахом, яко Божие триипостасное существо одаренным, а не одаряющим вся, противно всей святей богословии мудрствуют. Сице представихом, яко российская церковь, и с прочими перваго чина еретики не с единым, но со многими еретиками, во своих догматах соглашается. Сице предложихом, яко с латины, с люторы, калвины, и прочими многими языки неверными, как своим учением и содержанием, так обычаем, всячески соединствует. Сице указахом, яко российская церковь хулами и клеветами, и разными богопротивными мнениями, всех еретиков качеством и количеством превосходит. Темже таковыя и столь множайшия ереси имеющей великороссийстей церкви, что имамы к ней пригласити? Разве точию с пророком возопием: "От главы до ногу бысть яко едина язва, и яко един струп, и несть кому приложити пластыря ниже врачевания". И с тайновидцем речем: "Вавилон великии, мати любодеицам и мерзостем земским, и душевному блуду учителница. с неюже любодеиша царие земстии, и упишася от вина любодеяния ея, и купцы от силы пищи ея разбогатеша". Святейший же и многострадальный господин Филарет, патриарх Московский, в соборном своем изложении о римлянех, причащающихся многоразличным ересям, засвидетелствующи, возвещает: "Всех же лютейшии и сквернейшии есть латиняне папежницы, понеже всех древних еллинских и жидовских, и агарянских, и еретических вер, ереси проклятыя в закон свой прияша, и со всеми еретиками обще все действуют и мудрствуют". И преподобный Иосиф Волоколамский, храбрый и многопремудрый обличитель безбожных, блаженнаго евангельскаго теснаго пути разрушителей и святоотеческих преданий презрителей, окаянных люторов, в преизящном своем словеси на сих громогласно тако вопиет: "И еже (рече) Христос кая собою и не собою, но божественными апостолы и святыми отцы предал есть, и тая отметая и хуля, и той всех неверных невернейший есть, и ниже христианин может быти". Слово 15 О чине иноческом.

 

Часть, 2.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.