Пишу, заранее зная, что мои рассуждения не понравятся определенному кругу людей, в том числе и моему окружению. Но исследователь не будет исследователем, если у него главное будет не истина, а желание кому-то понравиться. Как говорил древнегреческий философ: «Платон, ты мне друг, но истина дороже!»
С выходом на пенсию, я начал посещать мечеть по пятницам. Я давно принял ислам, но мое принятие ислама совершенно другое. Я его принял как философию, а не как догматизм. В исламе, в хадисах – очень много мудрого, жизненного, что в прочем есть и в других философиях и религиях, с которыми я ознакомился.
Видимо, во мне сидит социальная потребность – желание общаться. При путинском режиме, все организации, собрания, общественные мероприятия, не организованные властью, находятся под негласным запретом. Вот и потребность в общении приходится искать в мечети. Не пойду же я в церковь – ислам же приняли мои предки.
В пятницу, приняв душ, я спешу в ближайшую мечеть, чтобы не опоздать на лекцию – «вагаз» перед намазом. Усевшись поудобней, рассматриваю лица людей. Для меня интересно как они ведут себя при молитве, при разговоре. Да! Здесь, кажется, больше верующих людей, чем думающих! Или думающих, но только в рамках ислама. Иногда, изучивший верхушки ислама, молодой человек лет 20-25, начинает учить меня жизни и знанием ислама. Я его слушаю и думаю, - ты ведь в своей жизни и хлеба не заработал самостоятельно, прочитав Коран и хадисы, думаешь, что понял все в жизни? Когда надоедает слушать, как будто нечаянно задаю ему вопрос, - как ты думаешь, где находится Мекка, в Африке или в Азии? Он прерывается и его вдохновение исчезает.
Вижу группу русских, принявших ислам. Эти нетипичные русские. Стараюсь подбирать одобряющие слова, говорю - привет воинам Аллаха! Им это нравится! Замечаю их биологическое качество, они напоминают мне спортсменов. Невольно думаю, неужели, потомки татарских мурз, принявших христианство и вошедшие в русскую аристократию, возвращаются через поколения и через ислам к нам обратно. Возможно, часть из них, как и часть татар – это тайные сотрудники спецслужб. Но не может же их быть так много!
Начинается вагаз. Люди слушают муллу с непоставленным голосом. Обычно он рассказывает о событиях, связанных с пророком Мухаммадом и хадисы. У меня, как у неисправимого националиста, возникают мысли. Историю и мудрость какого народа рассказывает мулла? Ведь в его рассказе нет моих предков и истории моего народа! С точки зрения ислама – доисламская великая история моего народа, хуннов, коктюрков, татаро-монголов, - языческая и поэтому презираемая. Арабам это не грозит, до ислама у них не было государства. Именно ислам их впервые объединил в одно мощное государство-халифат.
Вначале вагаз читается по-татарски, потом по-русски. Конечный результат его в том, что прививается любовь и уважение к пророку Мухаммаду, исламу и страх перед Аллахом. Иногда я, во время долгого вагаза, кидаю короткую шуточную реплику, «религия – опиум для народа». Журналист Барый, тоже изучавший основы марксизма-ленинизма, поняв мою шутку, говорит – «если не будет этого опиума, то будет настоящий опиум, водка и наркотики». Я, конечно, соглашаюсь, в исламе это все - харам.
Последние десятилетия в татарских деревнях мало осталось здоровых непьющих мужчин. Наш народ пострадал от водки, наверное, больше, чем от войны. Это одна из причин, почему ислам оказался востребованным. Думаю, что ислам будет и дальше развиваться еще по одной причине. У нас, у татар, выбили национальный патриотизм, гордость за свою нацию и свою историю. Отказавшись от своей нации, безродные люди приходят в ислам, говоря, что нет наций, а есть мусульмане. Но все-таки, в потаенных уголках души у них сидит дух предков, дух рода, и это как раз приводит их не в христианство или куда нибудь - а именно в ислам. Христианство для нас является религией колонизаторов. Именно под флагом христианства пришли завоеватели. У нас, у настоящих татар, генетическое отвращение и неприятие этой религии. Но это не как не должно относиться к крещенным татарам. Их предков насильно крестили и это не их вина! И они являются неотъемлемой частью татарского народа! Это вам говорит матерый заслуженный националист и за свои слова отвечает. На начальном этапе национального движения крещенных татар было немало. Я помню Николая, который первым ворвался в охраняемый милицией партком, чтобы здание передать татарскому театру. Помню Аню и Мишу, которые были всегда в первых рядах вместе со мной.
Начинается намаз. Во время намаза я вспоминаю упражнения из йоги. Самое полезное упражнение в йоге – стойка на голове. Это упражнение для сосудов головного мозга. Намаз напоминает мне это упражнение, потому что голова, во время намаза, оказывается ниже, чем туловище. Заканчивается намаз поворотом головы из стороны в сторону. Если подумать, намаз – это аутотренинг с элементами физкультуры, который необходим при современном гиподинамическом образе жизни. А какая польза от уразы! При малоподвижном образе жизни, мы всегда переедаем, накапливаются шлаки. Ураза помогает выводить шлаки.
Но есть другая сторона ислама, в которую не любят вникать наши патриоты и интеллигенция. После намаза у меня возникают дискуссии насчет родного языка. Я пытаюсь доказать молодым мусульманам, что родной татарский язык нужен, тем более на своей земле. Что на нашей татарской земле наш язык должен господствовать. Но в ответ они меня называют нацистом, что среди мусульман есть и русские, что нации для мусульман – это зло. Потом я спрашиваю, - а если ислам победит на всей земле, на каком языке будем говорить меж собой в мире? Абсолютно все отвечают, – только на арабском, т.к. это язык общения с Аллахом, на нем говорил пророк Мухаммад и его сподвижники. Я припоминаю свое детство, где мы учили стихотворение Маяковского: « Я русский бы выучил только за то, что на нем разговаривал Ленин…». Напомню, что Ленин – один из пророков коммунизма ( марксизма-ленинизма). Если бы на земле победил коммунизм, то все должны были бы общаться на русском, что и было в СССР. Известный для нас прием, пожилым и думающим. Молодые верующие об этом вряд ли задумываются.
Ислам – это методология и целостное мировоззрение. Он программирует мышление и поведение человека. В средние века, ислам и христианство, оказались крайне востребованными для монархов, когда создавались централизованные государства. Программированные под единобожие, программируются под единого монарха и т.д., поэтому управлять людской массой легко, когда они запрограммированы одной программой. Вспоминается книжка из детства, когда в дореволюционные времена начальник военного училища говорил курсантам: «на небе господь – Бог, на земле в России господь – царь, а в училище господь – это я».
В наших современных условиях ислам направлен против русского колониализма. Власти, направляя ислам против пробуждающего национального самосознания татар, кажется, не учли одного, что оно будет направлено и против них. Как в былые времена в Российской империи, ислам уже не будет полностью подконтрольным. Конечно, указные муллы и имам-хатибы, зависят от властей и будут служить современной Российской империи. У искренно верующих, они не пользуются авторитетом, т.к. они боятся властей, а не Аллаха! Потому что связаны материально.
Мы постараемся не повторить ошибок Османского государства. Когда защитив исламские арабские земли от крестовых походов – турки, турецкая культура и язык, турецкая идентичность, оказались на задворках Османского государства. Получается, турки спасли ислам, арабский язык, исламскую цивилизацию, но при этом сами чуть не растворились среди арабов и персов, если бы не было Ататюрка – основателя национального турецкого государства.
У меня возникает вопрос,- а стоит ли нам татарам-тюркам, прилагать усилия за такой ислам, если конечный результат общего труда будет у арабов (языка, культуры, идентичности). Мы не делаем большого секрета, лет 15 назад, возрождая тенгрианство, расшифровали код ислама и христианства в доступных математических формулах. Мне, кажется, сейчас нужен современный взгляд на ислам, т.е. нужны реформы. Но это не мое направление. На мой взгляд исторический опыт японцев очень примечательный. У них буддизм подогнан под национальную психологию японцев (дзен-буддизм) и помог выйти на высоты мировой истории. Синтоизм – основа японцев, обогатился дзен-буддизмом, при этом они не поглощают друг друга. Мы, татары и тюркский мир, возрождая туранскую цивилизацию, должны четко знать свое направление, свою основу. Для нас наш язык, наш алфавит (рунический), наша культура, наша история и философия (мировоззрение) – тенгрианство, должны быть основой, а все остальное взято лишь как дополнение.
Продолжение следует… Экс-председатель ВТОЦ З.Аглиуллин
Размышление матерого националиста.
гордиев узел
Часть 2
Как и ожидалось, тема статьи вызвала острую полемику. Некоторые критики опускались до оскорблений в мой адрес. Но меня обрадовало то, что в татарском обществе есть здравомыслящие люди и они поддержали идею статьи. Ведь сначала 19 века и до октябрьской революции не стихала эта полемика (кадимисты и джадидисты). И вопрос этот остается открытым до сегодняшнего дня, который нам, нашему поколению, предстоит развязать или разрубить этот гордиев узел.
Теперь перейдем к прежнему разговору. Придя на пятничную молитву я увидел чеченца Мохаммеда. Мы поприветствовали друг друга – «Салам аллейкум Зиннур абый! Хэллэр ничек?». Я говорю, - «Якшы нохчи! Счастлив я в состоянии «войны», а в покое тухну!». Он улыбается. Зная три-четыре слова по чеченски, стараюсь их вставить при разговоре. Стоявшим рядом молодым татарам говорю, - вот вам с кого надо пример брать. Они, находясь вдалеке от своей родины, разговаривают между собой только на чеченском. А вы, даже на своей земле, не хотите изучать и разговаривать на родном языке. При них я спрашиваю у Мохаммеда, - могут ли два чеченца разговаривать меж собой на русском? Мохаммед отвечает, - это почти невозможно, т.к. по нашим понятиям – это стыдно. В нашем народе такое не принято, да и наказание старших играет свою роль.
Кроме ислама у чеченцев есть еще и адат – обычаи, культура и законы чеченского общества. Адат и ислам уравновешивают и дополняют друг друга. Я всегда внимательно присматриваюсь и изучаю чеченцев. Несколько раз бывал в Чечне, даже видел и разговаривал с первым президентом Чечни советским генералом Дудаевым. Тогда мы приезжали с делегацией из Челнов, еще до войны. Запомнился он совсем не таким как показывали по телевизору, а уставшим и озабоченным.
Будучи не тюрками, чеченский народ за многие столетия впитал в себя тюркскую культуру и мировоззрение, особенно в воспитании воина и мужчины. То, что вытравилось у нас, сохранилось у них. Этому способствовали горы и малочисленность. К тому же чеченцы не претендовали на мировое лидерство в истории как татары-тюрки и над ними не проводили целенаправленно идейно-духовное разоружение имперские жрецы.
В Чечне, в глаза бросаются татаро-тюркские имена и фамилии (напр. А(р)сланбек, Тимербулат, Зелимхан. Акбулатов, Хазбулатов и др..). У них это больше, чем у нас. У нас больше арабского, теперь уже и русского. Топонимика: Кызыл-юрт, район Шали (у нас тоже район Шали) и др.. Род у чеченцев – тайп, а у нас забытое слово «тай(п)фа». У них нередко встречается внешность типичных татар. Все это дает повод думать, если наше славное прошлое было переплетено вместе, то и свободное будущее должно быть вместе!
В хорошую погоду в мечеть мусульманки приходят обычно с детьми. В мусульманских женщинах и девушках мне нравятся две стороны:
1.Когда я вижу мусульманок с детьми, иногда, спрашиваю,- сколько будет у тебя детей? Они отвечают,- сколько Аллах пошлет. Конечно, у них 7-8 детей не будет, жизнь поставит свои рамки, но думаю, только одним ребенком они не ограничатся, как многие женщины современности.
2. Это культура одежды. У мусульманок она покрывает не только интимные места женщины. В чем сила такого одеяния?
После армии я учился в училище. В училище эстетику (надо же такие предметы были даже в училище) преподавала молодая женщина с красивыми ногами. И вот мы, 20-летние парни, лопающиеся от избытка гормонов, заворожено смотрели на эти ноги, когда она поворачивалась к доске или наклонялась к книгам. Эстетика, в виде ее ног, пролетала мимо наших ушей. Вот представьте, если бы она была одета как мусульманка, у нас бы внимание заострялось на преподаваемом предмете. И вообще, в разумных пределах (без паранджи), одежда мусульманок показывает женщину человеком перед мужчиной, а не в виде сексуального обьекта.
Также я интересуюсь наличием родового пятна при рождении, около крестца, у их детей, постепенно исчезающего через некоторое время. Научное название этого пятна «монгольское». На самом деле это пятно бывает не только у монголов, а у всех народов урало-алтайской семьи (хунны-гунны). Как бы не были схожи лицом например китайцы, корейцы, японцы – у китайцев его нет, может быть иногда у северных (манчжуры), а у корейцев и японцев есть. У нас были встречи с японцами и они подтвердили это. В Иране пятно есть у азербайджанцев, а персов – нет. У турков есть. У татарских детей оно очень часто встречается. В древних китайских источниках его называют «печатью Тэнгри» или «меткой высшего сословия: принц, князь, император». Как известно, древнекитайские государства часто возглавляли тюркские династии.
У врачей есть информация про это пятно, знают, что оно нерусское, не европейское (кроме венгров и части болгар) и поэтому возможно соответствующее отношение персонала к ребенку.
Однажды, когда я жил в Турции, увидел в кафе группу студентов, внешне похожих на среднеазиатов. Прислушался, меж собой разговаривают на незнакомом языке, точно - не на тюркском. Мне стало интересно, подошел спросил по-турецки: «Мерхаба генчлэр, сиз нэ мэмлэкэттэн гэлдиниз?». Они ответили: «Биз хазаралар, Афганистаннан гэлдик». Разговорились. Раньше я много читал про хазарейцев, было много о них информации. У хазарейцев язык персидский и шиитское направление ислама. А вот в культуре у них много тюркского. И они сами сомневаются, кто они – тюрки или иранцы. Шиизм приводит к персизации хазарейцев, а в Иране тюрков-азербайджанцев. Я сказал, что за пять минут рассею ваши сомнения и рассказал про родовое пятно. Девушки быстро вспомнили , у многих младенцев-хазарейцев есть это пятно. Как они радовались, обнимали меня! Человек силен, когда он определяется.
К чему я эти примеры привожу? Большинство людей (обывателей) не способно на критическое аналитическое мышление. Они берут только готовые штампы. В этом их винить нельзя. Ответственность за настоящее, будущее, даже за прошлое в виде подачи истории, лежит на интеллигенции. А наша татарская интеллигенция (кроме редких личностей) выучена русской империей, зависит от подачки, трусливая и самое позорное, не стремится выйти из такого положения. Не понимает и не хочет понимать высокое назначение интеллигента. Казалось бы татарская интеллигенция должна стараться говорить на родном языке и показывать пример простому народу, но увы, она обслуживает колониальную систему и интересы интеллектуально бедных богачей.
С самого начала национального движения мы боролись, чтобы ислам возвратился в народ. Вкладывая свои сбережения, добровольно по субботам и воскресениям помогали строить первые мечети. Не знали мы тогда, что пришедшие на готовое мусульманские кадры будут из - подтишка настраивать народ против национального движения и незначимости родного языка. Люди не слепые видят, что у многих духовных лиц коттеджи и иномарки. Мы не против того, что они живут хорошо, мы все должны жить хорошо, но хотя бы они слово должны сказать за искренне верующих мусульман, которых арестовывают и сажают власти в тюрьмы. Ведь любая идея, в том числе и ислам, держится на таких искренних, а не на приспособленцах. Указные муллы не воспитывают такие качества как дух борца и воина, которых нам не хватает, а воспитывают качества раба и жертвы, которых у нас предостаточно.
…Когда мне было восемь лет, меня жестоко избили русские мальчишки, крича при этом «татарин гололобый, татарин поганый, бей нерусского». Не физическая боль, а обида за такие слова, как ножом по сердцу полоснуло. Не мог своим детским умом сначала понять, в чем я провинился, ведь никого не дразнил и никому не показывал язык. Оказывается, так просто можно избить и унизить только за то, что ты принадлежишь татарскому народу. Я это понял. Но в отличие от многих и многих, я старался не избегать, а усиливать татарскость. Много читал. Начал заниматься физкультурой, гантелями, чтобы избиения не повторялись. Хотя они до определенного возраста повторялись. Видимо чувствовали дух непокорного татара. Я перешагивал через свой страх и выжимал из себя раба. Со временем научился бить и побеждать их. Хорошо изучил внутренний мир и национальную психологию русских, но при этом никогда не опускался до слепой ненависти. Знаю, что это люди, но тяжело больные шовинизмом и не способные поставить диагноз себе. Поэтому надо уметь их ставить в нормальное человеческое состояние в отношении остальных народов. Нельзя дело пускать на самотек, иначе зараза шовинизма погубит вашу национальную идентичность!
Мои жизненные уроки детства и молодости очень помогли при создании инициативных групп национального движения в 1987году в Челнах, которое впоследствии превратилось в самую активную и боеспособную общественную организацию ТОЦ во всей республике. Именно под давлением ТОЦ, была принята декларация о независимости в августе 1990 году…
Продолжение следует…. Экс-председатель ВТОЦ З.Аглиуллин