Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общая характеристика самостоятельной работы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методический проект

«Самостоятельная деятельность как способ организации самообразования и саморазвития учащихся»

Руководитель проекта:

учитель математики и информатики

Мелехина Г.В.

Участники проекта:

Болгова В.Ф.

Петрова Т.Ф.

Некрасова Л.И.

Токарева С.М.

Волгарева Н.А.

Головин Л.Д.

 

 

Платошино, 2016

Ничему нельзя научить –

Всему можно только научиться.

В.А.Сухомлинский

Актуальность:

Реформы российского общества требуют подготовки людей способных обеспечить развитие и процветание Российского государства. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела, возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе:

  • повышение качества учебного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей;
  • формирование навыков самообразования и самореализации личности;
  • непрерывное образование в течение всей жизни человека;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д.

Для решения этих задач значительная роль отводится формированию у учащихся умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Интересные мысли:

· Несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся.

· В результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам.

· Быть самостоятельным – это, значит, “стоять самому”, делать что – либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению.

· Самым лучшим является тот учитель, от которого ученик может быстрее всего освободиться, т.е. далее учиться самостоятельно.

· «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой

По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать.

Проблема: в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников.

Объект:самостоятельная деятельность учащихся.

Предмет:эффективные формы организации самостоятельной деятельности.

Цель: организация системы самостоятельной работы учащихся и создание условий ее успешной реализации.

Задачи:

· познакомиться с принципами планирования самостоятельной работы;

· определить основные виды самостоятельной работы в условиях ФГОС;

· выявить эффективные формы организации самостоятельной деятельности обучающихся и спроектировать их модели реализации в учебном процессе;

· адаптировать эффективные формы самостоятельной работы в учебном предмете;

· разработать методические материалы по теме проекта.

Гипотеза: систематическое использование эффективных форм организации самостоятельной работы учащихся способствует повышению качества учебного процесса, активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их умственных способностей, формированию навыков самообразования и самореализации.

Задача образования – подготовить профессионалов. Основа любой профессии – это знание. Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно?

Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ на любой вопрос, научить его думать. Результат работы обязательно скажется: научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут находить необходимую информацию, добывать новыми знания, анализировать проблемы и искать оптимальные пути их решения.

 

Общая характеристика самостоятельной работы

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Основные цели самостоятельной работы обучающихся:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.;

· развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских навыков;

· контроль знаний.

Психологи и теоретики выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:

1. Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;

2. Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;

3. Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;

4. Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом по определённым уровням самостоятельности. Целесообразно выделить 4 уровня самостоятельности школьников:

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец.

Второй уровеньвариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные операции: сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Третий уровеньчастично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п.

Четвёртый уровеньтворческая самостоятельность.Самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке – это и есть высший уровень самостоятельности.

В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы.

На первом этапе учитель ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности, знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебника и решении задач, разработанных учителем в качестве примеров.

На втором этапе учащиеся привлекаются к обсуждению различных способов решения задач, поощряя инициативность учащихся в поиске решения, совместно обсуждается, рассматривается каждый предложенный вариант, пока не находится самый рациональный способ.

На третьем этапе большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной литературы, подготовке ими рефератов, докладов, что очень нравится учащимся. При этом для докладов и рефератов могут быть предложены классические темы, или учащиеся сами выбирают волнующую их проблему и работают над ней. На этом этапе систематизируются знания учащихся, идет обучение использования приёмов обобщения, выдвижения гипотез, поиска путей предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путём, а затем нахождения дедуктивного доказательства.

На четвёртом этапе учитываются познавательные интересы и потребности каждого учащегося. Самостоятельная работа школьника носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий.

Учащиеся самостоятельно, в течение сравнительно длительного срока, решают какую-то выбранную проблему или решают задания повышенной трудности. Роль учителя состоит лишь в проведении индивидуальных консультаций и в рекомендации соответствующей литературы.

Каждый этап учебной работы связан с предыдущим и последующим этапами и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на другой.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.