Кончилось лето, и вышли на прогулку три брата-месяца. Взмахнул сентябрь рукой, и из рукава посыпались листья, устлав своей красотой всю землю. Вышел вперёд октябрь, взмахнул рукавом, и полились на землю дожди. И вот идёт ноябрь, важный, строгий, взмахнул рукавом, нахмурилось небо, и первый снег хлопьями украсил каждую веточку, каждую травинку. (К. Солопова)
Задания 1-3
1. Какой из заголовков наиболее точно отражает тему этого текста?
1) Похолодало.
2) Кончилось лето.
3) Три брата-месяца.
4) Времена года.
2. Выпишите из текста слово, которое соответствует данной модели:
/
Здесь: – согласный звук, – гласный звук,
/–ударение, – линия разделения на слоги.
3. В каком слове звуков больше, чем букв? Затранскрибируйте это слово.
1) сентябрь
2) листья
3) кончилось
4) строгий
12. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.
1) На горе шумит, а под гороймолчит. (Лес) 2) Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево) 3) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ель, сосна) 4) Две сестры, летом зелёные, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина) 5) Бел балахон и шапка красная. (Подосиновик)
Задания 1-3
1. Какая тема объединяет эти загадки?
1) Деревья и кустарники.
2) Дикая природа.
3) Растительный мир.
4) Человек и природа.
2. Выпишите из данных загадок выделенные слова, разделяя их чёрточками на слоги.
3. В каком слове букв больше, чем звуков? Затранскрибируйте это слово.
1) шумит
2) молчит
3) больше
4) красная
13. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)
Задания 1-3
1.Повтором каких согласных звуков достигается усиление выразительности данного поэтического текста?
1) [с], [ж], [ш], [х′]
2) только [с]
3) [л′], [ч′], [г], [р]
4) [к], [п], [т], [в′]
2.Выпишите из текста по одному примеру слов, где буквы Е, Я обозначают два звука и затранскрибируйте эти слова.
3.Сколько букв в словосочетании СУХИЕ ЛИСТЬЯ?
1) 11
2) 12
3) 13
4) 14
14. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
По ночам на крышах происходят кошачьи бои. Бывает, так раздерутся коты, что один из противников съезжает кувырком с крыши. Только и тут ловкий кот не разобьётся: упадёт прямо на лапы, разве что захромает немножко. (В. Бианки)
Задания 1-3
1. Какова цель автора этого текста?
1) Сообщить научную информацию о кошачьих боях.
2)Обменяться впечатлениями о кошачьих боях.
3)Нарисовать словами картину кошачьих боёв.
4)Сообщить инструкцию, которая поможет человеку правильно себя вести при встрече кошачьих боёв.
2. Выпишите из текста в левый столбик слова, в которых букв больше, чем звуков; в правый – слова, в которых звуков больше, чем букв.
3. В каком ряду слова из данного текста расположены в алфавитном порядке?
1) бои, коты, ловкий, захромает
2) бывает, раздерутся, кувырком, только
3) происходят, съезжает, тут, упадёт
4) прямо, разве, немножко, один
15. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Извините
Откуда взялось это слово?
Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не желая того ненароком. Он попросил его, не держать обиды, не винить его и говорил: извините!
То есть – «снимите с меня вину».
Если же сильно провинился, лучше сказать: «Простите!»
А ещё говорят:
Двое маленьких мальчиков, братья, часто ссорились. Один говорил:
– Я первый буду играть этой машинкой!
А другой грубо отвечал:
– Извини-подвинься! Я старше, мне и играть!
«Извини-подвинься» означает: нет уж, этого не будет, и не ждите!
Если не желаете прослыть грубияном, лучше так не говорите. (Л. Яхнин)
Задания 1-3
1. Какова основная мысль этого текста?
1) Вежливых слов много, все их не запомнишь.
2) Старайтесь меньше употреблять грубых слов.
3) Никогда не надо ссориться.
4) Если вы кого-то обидели случайно, скажите: «Извините!» или «Простите!», а вот грубое выражение «Извини-подвинься» лучше не употреблять в своей речи.