3. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Ё ?
1) ш_фёр
2) капюш_н
3) ш_рохи
4) ш_л
184. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Рассказ о дубе
Сколько сказок есть у разных народов о дубе. Герои легенд в шуме листьев дуба порой пытались услышать ш_пот предсказаний. Почему с дубом связано много сказок и легенд? У дуба могучий ствол с толстыми и ж_сткими листьями. Все это вызывает представление о мужестве, упорстве, силе. Очень яркое впечатление производит дуб во время грозы на фоне ч_рного неба, при свете молний.
Удивителен по своей форме ж_лудь дуба. Уч_ных давно поражала правильность плодов этого дерева.
Осенью ж_луди падают на землю, и среди ж_лтой листвы в густых зарослях их трудно заметить.
В Греции, Испании известны дубы со сладкими ж_лудями. Уч_ные утверждают, что в древности ж_луди были основной пищей человека. (По Н. Верзилину)
Задания 1-3.
1. Сколько смысловых частей в данном тексте?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение и разберите по составу. Одно из этих слов (на выбор) затранскрибируйте.
3. Какое словосочетание соответствует данной схеме ?
X
существительное + существительное
с буквой Ё после
Шипящего в корне
1) ж_сткими листьями
2) услышать ш_пот
3) со сладкими ж_лудями
4) ж_лудь дуба
185. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Как прекрасны жостовские подносы! На них нет ягод малины или крыж_вника. Расписывают подносы яркими цветами в подмосковном селе Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. А как? На ч_рном металлическом листе ч_тко вырисовывают мастера цветы: ж_лтые, красные, лиловые. Потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне. И кажется, что эти цветы из ш_лка.
Раньше жостовские подносы продавались на ярмарках. Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу! (Е. Осетров)
Задания 1-3.
1. В каком значении употребляется слово ЯРКИМИ (цветами) в предложении №3 ?
1) тёплыми
2) сияющими всеми красками
3) солнечным
4) резкими по насыщенности цвета
2. Напишите краткий ответ на вопрос: «Как не ошибиться на письме при выборе букв О-Ё после шипящих в корне?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста, а также своими собственными примерами.
3. Какое словосочетание соответствует данной схеме?
Х
наречие + глагол ?
с буквой Ё
После шипящего
В корне
1) на ч_рном листе
2) ч_тко вырисовывают
3) ж_лтые цветы
4) цветы из ш_лка
186. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В походе
Прош_л дождь. Воздух наполнился прохладой. Мы расположились на поляне у ч_рной скалы. Между деревьями натянули беч_вку, развесили свои мокрые ш_рты, рубашки. Разожгли костёр. Из рюкзаков достали продукты, которые ещё остались после долгой дроги. С удовольствием съели ч_рный хлеб с рыбными консервами. Потом открыли пачку ш_колада. Вдали послышался ш_рох. Налетели пч_лы. Мы встретились с ними лицом к лицу. Быстро оделись и отправились через речку на поиски жилища. (По Н. Верзилину)
Задания 1-3.
1. Что означает выражение ЛИЦОМ К ЛИЦУ в данном тексе?
1) стоять один против другого
2) быть в непосредственной близости
3) встретиться перед наступлением чего-либо
4) встретиться при наличии чего-либо
2. Слова с пропущенными буквами распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – с буквой О после шипящих в корне, в правый столбик – с буквой Ё после шипящих в корне.
3. Какое слово относится к словам-исключениям из правила о правописании букв О-Ё после шипящих в корне?