Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Последний вопрос, который будет рассмотрен в настоящей главе, касается генезиса общения детей со сверстниками в первые 7 лет жизни. Необходимость его постановки обусловлена характером наших исследований, направленных на то, чтобы изучить возникно­вение коммуникативной деятельности, а затем проследить ее разви­тие в первые годы жизни.

Тезис об общей природе обеих сфер коммуникаций привел нас к предположению, что общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, а их развитие происходит как смена качественно специфических форм коммуникативной дея­тельности. Когда же возникает общение со сверстниками и какие ступени развития проходит оно в первые 7 лет жизни? Ответ на поставленные вопросы — предмет настоящей работы. Тем не менее уже в первой главе можно (и полезно) высказать некоторые сообра­жения об онтогенезе общения дошкольников со сверстниками и 29


выделить пункты нашего специального интереса.

Имеющиеся в науке данные и собственные наблюдения привел! нас к выделению нескольких важных периодов в онтогенезе рас­сматриваемой деятельности. Особое значение имеет пункт, в котором общение со сверстниками первоначально возникает. В первое время после появления на свет ребенок не контактирует с окружаю­щими людьми. Описанные в литературе реакции новорожденных на сверстников (например, на их плач) носят характер заражения, имеют безусловнорефлекторную природу и, конечно, не являются коммуникацией (Р. Заззо, 1967). Когда же у ребенка складывается общение со сверстниками?

В настоящей работе мы попытались опереться в поисках пункта возникновения коммуникаций ребенка с другими детьми на четыре критерия, выделенные нами в прежних исследованиях общения детей со взрослыми, позволяющие установить, сложилась ли у ре­бенка коммуникативная потребность. На это нам дает право то, что объединяет обе сферы общения. В экспериментах, проведенных ранее, мы продемонстрировали продуктивность выделенных критериев (М. И. Лисина, 19746), что позволяет надеяться на их полез­ность и приложимость к новой сфере коммуникаций. Мы считаем, что совпадение потребности и объекта общения в обеих сферах сохраняет валидность критериев, разработанных применительно к взрослому, и тогда, когда партнером ребенка становится сверст­ник. Таким образом, определить пункт, когда впервые возникает общение между детьми одного возраста, можно будет, анализируя взаимодействие между ними с точки зрения четырех критериев потребности в общении (см. гл. вторую и третью).

Общение со взрослым оформляется у детей уже к 0,02 мес жизни (М. И. Лисина, 1974 а; С. Ю., Мещерякова, 1979). А как обстоит дело с общением младенцев между собою? Нам известны весьма разноречивые мнения на этот счет. Так, Э. Л. Фрухт полагает, что «взаимодействие детей старше 8—9 мес можно считать первой фор­мой социального контакта» (1976, с. 123). С. В. Корницкая, напро­тив, приходит к выводу о том, что «контакты младенцев побуждаются не особой потребностью в общении друг с другом, а градиентами других потребностей (во впечатлениях, в активной деятельности и в общении со взрослыми)» (1977, с. 38).

Однако суждения того и другого рода не имеют пока достаточ­ного фактического обоснования. Сведения насчет взаимодействия младенцев скудны и почти полностью исчерпываются утверждением, что на первом году жизни ребенок «любит наблюдать» за другими детьми (Б. Спок, 1971). Между тем в этой области нас, возможно, ожидают непредвиденные обстоятельства. Интригующие факты сообщают, например, М. Льюис и Дж. Брукс (М. Lewis, J. Brooks, 1974). По их данным, младенцы, пугавшиеся незнакомого взрослого, давали положительную реакцию на незнакомого ребенка-сверст­ника. Если же с помощью зеркал у ребенка создавали впечатление, 30


что он сам приближается к себе, то младенец выказывал не меньшее восхищение, чем при появлении матери. М. Льюис полагает, что результаты описанных опытов свидетельствуют о способности мла­денца сравнивать незнакомца не только с матерью, но и с собой. Незнакомый малыш опознается ребенком как подобный ему самому и поэтому не таящий угрозы. Интерпретация звучит мало убеди­тельно, но сами факты, несомненно, весьма любопытны.

На втором и третьем году жизни у детей совершаются важные перемены во взаимодействии друг с другом. Однако, в чем именно они состоят и происходит ли преобразование актов взаимодействия детей в истинно коммуникативные контакты, долго оставалось неясным. Относительно раннего возраста, как и младенчества, главную свою задачу мы видим в накоплении фактов и в тщательном их анализе с позиций нашего понимания природы коммуникативной деятельности и содержания социогенной потребности.

Среди опубликованных данных можно встретить не очень co­ гласующиеся. между собой указания на то, что дети вступают во все более тесные практические контакты, и на то, что между ними возникают эмоциональные связи. Б. Спок (1971) сообщает, что дети 2 лет хотя еще почти и не играют вместе, тем не менее любят наблюдать за играми друг друга и «просто быть неподалеку». Если же они играют коллективно, то обходятся «без всяких церемоний» и. лишь после 3 лет научаются «считаться друг с другом». В. С. Мухина (1975) также сообщает об интересе детей раннего возраста к играм друг друга и видит в нем основу для дальнейшего сближения малышей. Но она утверждает, что уже к середине второго года ребенок «чувствует симпатию к другим детям»— сопереживает, помогает им, иногда чем-то делится, встречает их «несмелой улыбкой». У Я. Л. Коломинского (1976) имеются аналогичные указания
на преимущественно эмоциональный характер связей между малень­-
кими детьми даже и позднее, в дошкольном возрасте.

Так что же верно: малыши относятся друг к другу, не церемо­нясь, или они способны к эмоциональному сопереживанию и личностным симпатиям возможно, что верно и то и другое, но в разных обстоятельствах.

 

Только тщательное исследование поможет устано­вить истину. После 3 лет взаимодействие детей резко изменяется: оно интен­сифицируется, появляется инициирование общения (В. С. Мухина, 1975); дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаружи­вается нужда детей друг в друге («мне надо ребенков» Е. А. Аркин, 1968); ребенок перестает бесцеременно обижать других детей, чаще, делится с ними, получает удовольствие от их общества (Б. Спок, 1971). По-видимому, перед нами тот период детства, когда уже не приходится сомневаться в наличии между детьми истинной комму­никативной деятельности.

Но картина выглядит чересчур глобально. Требуется тщатель­ная проработка всех ее деталей, с тем чтобы выяснить, не происхо-


дит ли на протяжении дошкольного возраста смена нескольких коммуникативных формаций. Напомним для сравнения, что в раз­витии общения со взрослыми дошкольники преодолевают три сту­пеньки: от ситуативно-делового общения они поднимаются к внеси­туативно-познавательному, а от него — к высшему достижению до­школьного детства: внеситуативно-личностному общению. Главное, что позволяет выяснить характер сдвигов в сфере коммуникаций со сверстниками и отделить количественный рост от качественных модификаций,— это скрупулезный анализ содержания потребности в общении с ними и ведущих мотивов этой деятельности.

* * *

Мы стремились произвести предварительный анализ психологи­ческой проблемы общения детей со сверстниками и определить те исходные позиции, с которых можно было бы продуктивно ее иссле­довать. В центр внимания поставлены вопросы генезиса этой дея­тельности у детей в первые 7 лет жизни. Изучение общения со сверст­никами было намечено нами в плане сопоставления с общением ребенка и взрослого для выявления и того общего, что есть в этих сферах, и того специфического, отличающего коммуникации ребенка именно со своими сверстниками.

Знакомство с литературой не позволяет пока ясно представить себе ни жизненное значение общения со сверстниками для общего правильного психического развития маленьких детей (во всяком случае, в пределах дошкольного возраста), ни функции этой дея­тельности на разных этапах раннего и дошкольного детства. По-видимому, последняя положительно влияет на формирование лич-. ности ребенка, но, на что и как, мы пока не знаем.

Главный результат проделанной нами предварительной работы мы видим в уточнении путей подхода к изучению генезиса обще­ния детей со сверстниками.


Часть первая

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.