Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЖЕЛЕЗОБЕТОН — ИЗДЕЛИЯ, КОНСТРУКЦИИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Железобетон — комплексный строительный материал с конгло­мератным типом структуры, в котором бетон и стальная арматура замоноличены взаимным сцеплением и работают под нагрузкой как единая система. Бетон в ней воспринимает сжимающие усилия, а стальная арматура — растягивающие, поскольку аналогично дру­гим каменным искусственным и природным материалам бетон сопротивляется разрыву в 10—15 раз слабее, чем сжатию. Строите­льные конструкции зданий и сооружений, выполненные из железо­бетона, называются железобетонными. В обычных случаях стальная арматура в них свободно размещается в зонах повышенных растяги­вающих усилий, но в современном строительстве она, кроме того, подвергается предварительному натяжению путем приложения сил по ее растяжению. Такие железобетонные конструкции становятся предварительно напряженными. В них стальная арматура, оставаясь в пределах упругих деформаций (85—90% предела текучести стали), стремится вернуться в свое недеформированное состояние после от­пуска натяжных приспособлений. Это стремление выражается в об­жатии зон бетона, в которых под воздействием внешних сил возник­ли растягивающие усилия. Обжатие упрочняет бетон на растяжение и изгиб (рис. 9.18), что благоприятствует упрочнению всей конст­рукции.

Предварительное натяжение арматуры осуществляют либо до бетонирования конструкции или изделия, либо после этого. В пер­вом случае арматуру сначала натягивают, концы ее прочно закреп­ляют в бортах формы изделия, после чего бетонируют форму. После отвердевания уплотненной бетонной смеси арматуру освобождают от натяжного устройства. Во втором случае арматуру располагают в каналах бетонной конструкции, созданных ранее с помощью спе­циальных пустотообразователей, и натягивают ее после того, как бетон приобретет необходимую (расчетную) прочность. Затем натя­нутую арматуру заанкеривают на концах конструкции, а каналы замоноличивают цементным раствором или бетонной смесью.

Натяжение арматуры производят механическим путем (домкра­тами) или методом электротермического воздействия.

Железобетонные изделия и конструкции выполняют из монолит­ного, сборного и сборно-монолитного железобетона. Монолитные бетонируют в опалубке на месте строительных работ; сборные изго­товляют на заводах сборного железобетона и в готовом виде доставляют на строительную площадку для их монтажа при возве­дении зданий или сооружений. С каждым годом возрастает количе­ство сборно-монолитного железобетона, под которым понимается рациональное сочетание этих двух разновидностей, работающих под нагрузкой как единая железобетонная система. Сборный железобетон одновременно выполняет и функции своеобразной опалубки для монолитного железобетона, который в свою очередь обеспечивает необходимую пространственную жесткость. Такие конструкции особенно целесообразны для зданий и сооружений тяжелыми и динамическими нагрузками, в районах высокой сей­смичности, в тепло- и гидростанциях и т. п. Для изготовления желе­зобетона используют не только тяжелый, но также легкие, в том числе ячеистые бетоны. Их основой могут быть портландцемент, известково-кремнеземистое вяжущее вещество (силикатные бетоны) и др. Соответствующие же­лезобетонные изделия мо­гут быть сплошными и пустотелыми, иметь раз­личные типоразмеры. По назначению железобетон­ные изделия и конструк­ции разделяют для жилых и общественных зданий; промышленных зданий; инженерных сооружений; изделия общего назначе­ния. В строительных объ­ектах широко используют железобетонные перекры­тия, ограждающие (стено­вые) и несущие перегоро­дочные панели, ленточ­ные марши и площадки, фундаментные плиты, блоки.

 

В каркасно-панельных зданиях основной несу­щей конструкцией служит железобетонный каркас. Он состоит из колонн и горизонтальных связей - ригелей. Плиты перекры­тий опираются на ригели, при безригельной схе­ме — на колонны, в бес­каркасных зданиях — на крупные плитные элемен­ты: панели стен, перего­родок и перекрытий. Продолжает развиваться строительство домов и из сборных элементов с монтажом их на строительных площадках. Здесь могут быть особо уместными так называемые трехслойные па­нели системы «Пластбау» для стен и перекрытий (рис. 9.19). Пено-полистирольный элемент является одновременно и опалубкой, и утеплителем. Слой конструктивного железобетона расположен меж­ду двумя слоями теплоизолятора. Элементы «Пластбау» имеют мас­су 2,5 кг/м3, плотность 25—30 г/л, звукопоглощение 40 дБ, коэффи­циент теплопередачи 0,25 ккал/м2ч∙К. Расход энергозатрат на обо грев таких домов снижается в 3—5 раз по сравнению с традицион­ными домами с железобетонными каркасами.

Санитарно-технические элементы для сети водопровода, канали­зации, отопления и вентиляции, мусоропроводов также при необхо­димости выполняют на основе железобетона. Металлические трубы водопроводной и канализационной сети, трубы горячего водоснаб­жения замоноличивают (в процессе изготовления на заводе) в тело железобетонных блоков и панелей. Такие изделия и детали к ним, доставленные на строительную площадку, позволяют собрать кана­лизационную или водопроводную сеть путем стыкования замоноли-ченных в них металлических труб.

В качестве элементов вытяжной вентиляции применяют блоки в виде прямоугольных железобетонных изделий с круглыми или пря­моугольными отверстиями. Ширина таких блоков зависит от числа вытяжных отверстий, а длина — от высоты помещения.

К достижениям сборного железобетона в санитарной технике, значительно ускоряющим процесс монтажа зданий, относится при­менение готовых кабин санитарных узлов. Санитарно-технические кабины доставляют на строительную площадку в законченном виде и после установки включают в общую сеть канализации, горячего и холодного водоснабжения.

В промышленных большепролетных зданиях используют разно­образные своды-оболочки, в том числе двойной кривизны, винто­вые (висячие) конструкции тонкостенных покрытий, цилиндриче­ские и щедовые оболочки и другие пространственные покрытия. Перекрытия многоэтажных производственных и общественных зда­ний устраивают по балочной или безбалочной схемам. В них при­сутствуют разрезные и неразрезные прогоны различного сечения (прямоугольного, таврового, двутаврового и др.), а также колонны, ригели и др.

Из сборного железобетона возводят и специальные сооружения: резервуары, водонапорные башни, бункера, силосы, дымовые тру­бы, напорные и безнапорные трубы, градирни и т. п. На атомных электростанциях устанавливают железобетонные ограждения про­тив радиации. Ассортимент сборных и монолитных железобетон­ных конструкций и изделий поистине неисчерпаем. В частности, в тонкостенных элементах несущих и ограждающих конструкций на­ходят возрастающее применение армоцементные материалы. Армо-цемент — конгломератный материал, в котором мелкозернистый (песчаный) бетон и тонкая равномерно распределенная по его сече­нию сетчатая стальная арматура работают под нагрузкой как одна монолитная система. Такой материал используют при изготовлении тонких плит (скорлуп) в пространственных покрытиях зданий и соо­ружений. Этому благоприятствует надежное сочетание прочного и плотного песчано-цементного бетона с пакетом тонких плетеных или сварных проволочных сеток. Армоцемент обладает более высо­кой трещиностойкостью, огнестойкостью, водонепроницаемостью и морозостойкостью, чем обычный железобетон. Его использование в строительстве позволяет снизить массу конструкций и затраты ма­териально-энергетических ресурсов.

Широкое применение железобетона обеспечивает экономию ме­талла и древесины в строительстве, способствует повышению эф­фективности труда и темпов строительных работ. Этот материал продолжает оставаться основным для современного капитального строительства, а теория железобетона развивается и совершенству­ется как в нашей стране, так и за рубежом. Исходным положением теории остается совместная работа бетона и стальной арматуры в конструкции. Оно основано на следующем: сталь и бетон при изме­нении температуры в интервале от 0°С до 80°С имеют практически одинаковые коэффициенты линейного расширения, равные 0,00001[44]; между бетоном и арматурой возникают в процессе отвердевания же­лезобетона значительные силы сцепления, препятствующие сколь­жению арматуры в бетоне (для бетонов средних марок напряжение сцепления равно 2,5∙1,0 МПа); стальная арматура достаточно на­дежно защищена бетоном от коррозии даже при возникновении тре­щин до 0,3 мм в растянутых зонах, так как вокруг арматуры щелоч­ная среда создает защитную пленку.

Для увеличения сцепления на концах гладких стержней устраи­вают крюки, придают арматуре периодический профиль, применя­ют сварные сетки, используют некоторые разновидности стальных анкеров (коротыши, шайбы, кольцевые петли и др.). При температу­рах свыше 100°С прочность железобетона снижается: при 200—250°С — на 25%, при 500—600°С бетон теряет прочность и раз­рушается. Чтобы защита арматуры от коррозии (и высоких темпе­ратур) была более эффективной, защитный слой бетона устраивают в растянутых зонах конструкций от 10 до 30 мм, что также благо­приятствует и повышению сцепления арматуры с бетоном.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.