Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Исковое заявление, исправление его недостатков 10 страница



Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандида­тов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референдума за­явление на нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Заявление на неправильности в списках избирателей, участни­ков референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню го­лосования, а в день голосования немедленно.

Порядок рассмотрения дел. Рассмотрение дела проводится по общим правилам гражданского судопроизводства (искового про­изводства) с некоторыми особенностями.

В ст. 260 ГПК РФ зафиксировано, что заявление рассматри­вается с участием заявителя, представителя соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора.

Неявка этих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмо­трению и разрешению дела.

Имеются специальные нормы, регламентирующие производство по делам о расформировании избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума. Эти дела рассматриваются судом в составе трех профессиональных судей и решение принимается не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума — не позднее чем через три дня со дня его подачи.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в пятиднев­ный срок со дня подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению принимается не позднее, чем в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной комиссии и других субъектов избирательного процесса об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Заявления на решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, ре­ферендума должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их подачи.

В качестве мер обеспечения заявительных требований о защите избирательных прав и права на участие в референдуме не принима­ются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы рефе­рендума или их изъятие; запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Решение суда первой инстанции об отмене регистрации канди­дата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению (ст. 260 ГПК РФ).

 

§ 3. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

 

Правовая природа производства об оспаривании нормативных правовых актов. Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного крута лиц. Акты, не обла­дающие этими признаками, имеют индивидуальное значение, их оспаривают при рассмотрении и разрешении исковых дел.

Нормативные правовые акты, опубликованные и зарегистри­рованные в установленном законом порядке, могут быть оспо­рены с точки зрения их законности, в судебном порядке двумя способами.

1. Опосредованно при рассмотрении и разрешении исковых дел, т.е. спора о праве между конкретными заинтересованными лицами (группами заинтересованных лиц), когда сторона просит применить, например, закон высшей юридической силы и не при­менять противоречащий ему другой нормативный правовой акт.

2. Непосредственно в порядке судопроизводства по делам, выте­кающим из публичных правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лип), объединения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав лиц и просят признать акт или его часть недействующими.

Дела по оспариванию законности нормативных правовых актов во втором случае носят публично-правовой, а не частноправовой характер, затрагивают интересы неопределенного числа граждан (объединений граждан) и организаций, а также и правопорядка в целом.

При этом способе оспаривания законности нормативных правовых актов полностью или в части важно точно определять подведомственность и подсудность дел.

Оспаривание нормативных правовых актов федерального уровня, т.е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ с точки зрения соответствия Конституции РФ может быть осуществлено исключительно в Конституционном Суде РФ и по запросам строго определенных лиц и органов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Оспаривание законности нормативных правовых актов феде­рального уровня, принятых иными органами (министерствами, ведомствами, комитетами), подсудно Верховному Суду Российской Федерации.

Оспаривание нормативных правовых актов, принятых в субъек­тах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов и верховных судах республик.

Частным случаем реализации конституционного права на судебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания проти­воречащим закону нормативного правового акта или его части.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противо­речащий закону нормативный правовой акт в орган или долж­ностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законода­тельного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исклю­чительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста не­замедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"», принятого Государственной Думой 18 октября 1995 г.).

Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением, что прокурор не вправе устанавливать сокращенный по сравнению с десятью днями срок рассмотрения его заявления в суде, поскольку сроки рассмотрения и разрешения дел установлены гражданским процессуальным законом. Властными полномочиями в процессуальных правоотношениях обладает судья (суд), и про­курор не вправе изменять нормы процессуального закона.

С учетом публичного характера рассматриваемых судом дел при рассмотрении заявлений о незаконности нормативного правового акта у суда имеются специфические функции.

По этим делам суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств нормативного правового акта, полномочий органа, издав­шего акт, выяснению соответствия закрепленных в нормативном правовом акте норм Конституции РФ, федеральным законам, т.е. суд проводит правовую оценку акта.

Суд не связан доводами заявителя и его правовой позицией и проявляет инициативу в исследовании законности акта или его части.

Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта. Заявления Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, граждан, их объединений, организаций, оспа­ривающих нормативные правовые акты федерального значения, федеральных министерств и ведомств, подлежат рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации.

Заявления прокуроров субъектов Федерации, их заместите­лей, иных заинтересованных лиц, оспаривающих правовые акты органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются соответ­ственно краевыми, областными и приравненными к ним судами, т.е. судами субъектов Федерации.

В районных судах могут оспариваться нормативные правовые акты органов местного самоуправления и местной администрации.

Подача заявления. Гражданин, объединения граждан, ор­ганизации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противо­речащим закону полностью или в части.

С аналогичным заявлением вправе обратиться в суд Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Фе­дерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования (ст. 251 ГПК РФ).

Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности кото­рых отнесена исключительно к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Территориальная подсудность определяется местом нахождения органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 251 ГПК РФ).

Заявление должно соответствовать общим требованиям, предъ­являемым к исковым заявлениям (ст. 131 ГПК РФ), и содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наи­меновании и дате принятия, указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании норматив­ного правового акта приобщается копия оспариваемого акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления в суд не приостанавливает действия оспари­ваемого нормативного правового акта.

Отказ в принятии заявления. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Порядок рассмотрения заявления. О времени и месте судебного заседания извещаются заявитель, прокурор, руководитель органа принявшего нормативный правовой акт, либо должностное лицо их представители. В зависимости от обстоятельств дела неявка без уважительных причин надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению дела по существу. За­явление рассматривается в течение месяца со дня его подачи.

Если при рассмотрении заявления о признании нормативного правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о частном праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения.

Принцип состязательности гражданского процесса действует при разрешении данной категории дел своеобразно. Состяза­тельная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает заявитель, предста­витель заявителя (заявителей), обосновывающий незаконность полностью и в части правового акта, затем — руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правомерность акта. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа, издавшего оспариваемый акт, изучаются нормы законов по их текстам.

Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекраще­ния производства по делу. Признание требования органом, при­нявшим оспариваемый акт, для суда необязательно (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).

Нормативный правовой акт может быть признан судом противо­речащим закону и недействующим, если он издан органом или должностным лицом с превышением компетенции или с другими нарушениями действующего законодательства (Конституции РФ, федеральных законов, решений представительных органов и т.д.).

Решение суда по делу. Резолютивная часть решения суда о признании нормативного правового акта противоречащим закону должна содержать вывод об удовлетворении либо отказе в удо­влетворении рассмотренного заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому норма­тивному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полно­стью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по общим правилам (ст. 209 ГПК РФ). Вступившее в законную силу решение влечет утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящим его содержание.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение доводится до сведения населения в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Решение суда о признании нормативного правового акта не­действующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Законная сила решения суда распространяется на неопределен­ный круг лиц. Это означает, что если законность нормативного акта или его части проверялась по заявлениям одних лиц и вы­несено решение суда, то другие лица не могут обращаться в суд с аналогичным требованием.

Любое решение суда о признании незаконным полностью или в части нормативного правового акта может быть обжаловано в кассационном порядке.

 

§ 4. Производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

 

В ст. 46 Конституции РФ записано, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В Конституции нет ограничений для судебного обжалования и указано, что можно обжаловать не только действия, но и решения, а также бездействие. Уточнено название субъектов, чьи решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы.В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права граждан"», принятым Государственной Думой 15 ноября 1995 г., обжаловать в суд можно и решения, действия (бездействие) государственных служащих.

К действиям, подлежащим судебному оспариванию, относят коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: 1) нарушены права или свободы гражданина; 2) созданы пре­пятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Тенденция развития законодательства об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц такова (ст. 46 Кон­ституции РФ), что каждым последующим законом, принимаемым по данным правоотношениям, снимались определенные барьеры, препятствующие обращению в суд, и расширялась компетенция судов общей юрисдикции.

Например, в суд могут быть обжалованы: отказ в выдаче визы на выезд за границу; решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы, об установлении дополнительных пошлин и сборов. Так, сотруд­ник органов внутренних дел вправе обжаловать в суд наложенное на него дисциплинарное взыскание; суду подведомственны дела, связанные с обжалованием гражданином порядка и способа при­ватизации, в том числе и аукциона.

Решения полномочного органа о регистрации, приобретении или прекращении гражданства РФ либо о принадлежности к гражданству РФ могут быть обжалованы в суд.

Могут быть обжалованы в суд отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмо­трения заявлений и другие действия (бездействие), нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве, выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного само­управления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального об­разования от должности в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, либо в Верховный Суд Российской Федерации) в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа, постановле­ния. Могут быть оспорены в суде решения квалификационных комиссий судей и привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности.

Подача заявления. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государ­ственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Подсудность заявлений. Заявление подается в суд с учетом пра­вил родовой подсудности (ст. 24—27 ГПК РФ). Законом предусмо­трена альтернативная территориальная подсудность — заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа мест­ного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, действия которого оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в свя­зи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Заявление военнослужащего, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа военного управления или командира (началь­ника) воинской части, подается в военный суд (ст. 254 ГПК РФ) Вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть заявление в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении заявления отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с заявлением в суд.

Заявление может быть подано гражданином, права или свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина — надлежаще управомоченным представителем обще­ственной организации, трудового коллектива.

Имеется несколько специальных норм, создающих благоприят­ные условия гражданам для обращения в суд: а) гражданин может выбирать административную или судебную форму защиты прав и свобод; б) он определяет по своему усмотрению суд (альтерна­тивная подсудность) для рассмотрения его заявления, за исклю­чением случаев подачи заявления на действия органов военного управления и отказа в разрешении на выезд из РФ.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции (районный суд) или военный суд.

Избрание гражданином альтернативной формы защиты, т.е. об­ращение с заявлением в вышестоящий орган или к должностному лицу, не лишает его права обращения в суд, когда он не получил ответа в течение месяца или в удовлетворении заявления полно­стью или частично было отказано.

Заявление может быть подано как самим гражданином, так И его представителем, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия в соответствии со ст. 53 ГПК РФ.

Для обращения в суд устанавливается: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

Пропуск трехмесячного срока обращения с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предва­рительном или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ)1.

Рассмотрение заявления. Заявление рассматривается судом в 10-дневный срок с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муни­ципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, руководителя государственного органа, должностного лица, действия которых оспариваются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению заявления.

В судебной практике возникают трудности рассмотрения и раз­решения дел в случае, когда государственный орган, чьи действия обжалуются, ликвидированы, реорганизованы либо должностное лицо в прежней должности не работает.

В данной ситуации суду необходимо принять меры к привлече­нию в дело правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод.

Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, дей­ствия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которой относится восста­новление нарушенных прав и свобод гражданина.

Решение суда и его реализация. Суд, признав заявление обо­снованным, выносит решение об обязанности соответствующих органа государственной власти, должностного лица, государствен­ного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению его прав и свобод.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соот­ветствии с законом, в пределах полномочий органа государствен­ной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетво­рении заявления.

Решение суда по заявлению направляется для устранения допу­щенных нарушений закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, действия которых были оспорены, либо вышестоящему в порядке под­чиненности органу, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения а законную силу.

Суду и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда (ч. 3 ст. 258 ГПК РФ).

Решение суда по жалобе вступившее в законную силу, обладает свойствам общеобязательности, как и все другие судебные акты.

 

§ 5. Производство по обжалованию постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

 

Необходимо отличать две правовые ситуации:

• когда судья единолично применяет административные на­казания за административные правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях, в виде возмездного изъятия орудия совершения иди предмета административного наруше­ния (ст. 3.6 КоАП РФ), конфискации оружия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), лишения физического лица, совершившего администра­тивное правонарушение, специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ), админи­стративного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина иди лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ), дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ);

• когда судья по нормам ГПК РФ. устанавливающим общие пра­вила гражданского судопроизводства, и специальным нормам КоАП РФ рассматривает дела по пересмотру постановлений и решений, принятых не судьей, а иными органами, долж­ностными лицами, уполномоченными рассматривать деда об административных правонарушениях (ст. 23.2—23.61, а также ст. 30 КоАП РФ). В этом случае производство по дедам об ад­министративном правонарушении ведется по процессуальным нормам КоАП РФ

Гражданский процесс возникает тогда, когда иные органы (долж­ностные лица), а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели дело и вы­несли постановление о применении административного взыскания, и оно обжалуется в суде. В гл. 23 КоАП РФ приведены названия более 60 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления (решения) которых можно обжаловать в суд для проверки их законности и пересмотра (гл. 30 КоАП РФ).

Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923 г., а производство по делам, связанным с судебным обжа­лованием административных взысканий в виде штрафов, было регламентировано лишь в ГПК РСФСР 1964 г.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административ­ном порядке и в ст. 21—25 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

В настоящее время в ГПК РФ применительно к обжалованию постановлений (решений) по делам об административных право­нарушениях не предусмотрено специальной главы, как это имело место в ГПК РСФСР 1964 г. (гл. 24).

При рассмотрении и разрешении этих дел должны применять­ся правила, установленные в гл. 23 ГПК РФ для всех категорий публично-правовых дел и специальные правила установленные в гл. 30 КоАП РФ.

Подача жалобы. В течение 10 дней со дня вручения иди получе­ния постановления по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в суд.

В случае пропуска 10-дневного срока он может быть вос­становлен судьей. Об отказе в восстановлении срока выносится определение.

Обратиться с жалобой в суд вправе не только лица, привле­ченные к административной ответственности, но и потерпевший, законные представители, представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных ордером юридического образования, другие представители при наличии доверенности (ст. 25.1—25.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении; вынесенное иным орга­ном, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации — в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Жалоба должна соответствовать требованиям ст. 131 ГПК РФ и содержать сведения, необходимые для своевременного правильного ее разрешения, а именно: фамилию, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа (должностного лица), постановление которого обжалуется, а также место его нахождения; какое постановление обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств за­труднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменные либо вещественные доказательства, при необходимости назначает экспертизу и со­вершает иные действия (ст. 30.4 КоАП РФ).