Бизнес-план может иметь различную структуру разделов и порядок изложения, это зависит от сути проекта и ключевых вопросов, подлежащих исследованию. Тем не менее, существует наиболее распространенная структура документа, которую и предлагается взять за основу бизнес-плана при его разработке.
Типовая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:
Резюме
Информация об инициаторе проекта
Представление проекта (продукта)
Маркетинговый анализ
Технологии и операционный план
Бюджет и финансовый анализ
Анализ рисков
Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей. Подробнее содержание резюме изложено на стр. 13 Руководства.
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке. Подробнее этот раздел рассмотрен на стр. 14 Руководства.
Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано. Раздел рассмотрен подробнее на стр. 16.
Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе. Вопросы взаимодействия проекта с рынком подробнее рассмотрены на стр. 17.
Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: собственно технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы. Этот раздел рассматривается на стр. 27.
Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности. Подробнее этот раздел рассмотрен на стр. 35.
Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат. О нем подробно рассказано на стр. 58.
Представленные ниже материалы по каждому из разделов бизнес-плана это не только информация о рекомендуемом содержании документа, но и инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.
Резюме
Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта. Обычно, перечень этих показателей включает часть или все пункты из следующего списка:
плановый физический объем производства;
плановый годовой оборот;
плановая годовая прибыль (как правило, EBITDA);
NPV, IRR, срок окупаемости проекта.
При составлении резюме надо исходить из того, что с одной стороны, инвестор должен увидеть в этом разделе все ключевые данные, которые он обычно использует для принятия решения, а с другой стороны, изучение этого раздела не должно занимать много времени (желательно, чтобы всё содержание резюме можно было прочитать за 1 минуту). В этом случае, резюме проекта станет хорошим инструментом для привлечения внимания инвестора и начала работы.