Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Секреты устной речи





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В одной притче говорится: “Строил Петр Великий город на Неве. Вот как-то однажды решил он тайно пойти в город и посмотреть, как работают, о чем говорят люди. Переоделся он в простое платье и вышел на дорогу. Видит, подводы едут. Спрашивает он первого возницу: “Что ты тут делаешь, добрый человек?” Тот отвечает: ”Да вот, камни вожу”. Задает вопрос другому работнику, а в ответ слышит: “Да вот, семью кормлю”. Третий сказал: ”Я Исаакиевский собор строю”. Четвертый “А я город строю”. Пятый произнес: “Я прорубаю окно в Европу!” И тогда Петр I первого оставил возницею, второго назначил десятником, третьего – помощником архитектора, четвертого – помощником городского головы, а пятого – своим советником”. О чем эта легенда? Иногда бывает достаточно одного лишь слова, чтобы сразу стало ясно, с кем вы разговариваете. Слово может изменить судьбу человека.

В чем секрет устного общения? Почему люди не всегда находят общий язык? Почему собеседник иногда вызывает неприязненное чувство? Мало кому родители в детстве преподнесли уроки риторического мастерства, а в школе, как известно, учат всему, кроме того, что может пригодиться в жизни. Даже введенный предмет “Риторика” не улучшает ситуацию, так как занятия ведут не специалисты, а учителя начальных классов (в лучшем случае) или те, кому не хватило часов (в худшем случае). Эта же участь постигла предметы “Москвоведение” и “Мировая художественная культура”. Устные предметы в школе превращаются в сплошные доклады учеников. А ведь выступлению с докладом, реферированию текста надо тоже учить, о чем учителя общеобразовательных школ забывают.

Автор этих строк до сих пор помнит инфузорию туфельку, вылепленную собственноручно из пластилина по заданию учителя (кому, спрашивается, она была нужна?) и свое ежедневное безумное волнение, когда вызывали отвечать к доске. Школа, кстати, была окончена с 5-балльным аттестатом. От учащенного сердцебиения, пунцовых щек, внезапно возникающего заикания и других признаков социофобии, к счастью, не осталось и следа. Но почему азам устного выступления не научить детей в школе? Когда моим собственным детям дали задание по физике сделать макет действующего фонтана, а по географии – макет вулкана в разрезе, я поняла, что школа намного продвинулась вперед, но в основах культуры речи так и не вспомнила.

Приступая к изучению предмета “Русский язык и культура речи”, мы со студентами ставим перед собой цель – приобрести практические навыки владения грамотной речью (как устной, так и письменной), а это требует активного участия в выполнении всех заданий и упражнений. Далее перечисляем всё, что в нас, как в собеседнике или докладчике, может раздражать: плохая дикция, неверно выработанный тон разговора, неумение ясно формулировать свои мысли, нудный стиль изложения, монотонный голос, “бегающий” взгляд. Оказывается, подводных камней довольно много и для начала необходимо критически посмотреть на себя со стороны.

Выразительность речи достигается четким произношением, правильной интонацией, умением расставлять паузы. Большую роль здесь играют также темп речи, сила голоса, убедительность тона. Устная речь, прежде всего, зависит от артикуляции, то есть от работы губ и всего речевого аппарата. Произнести любую фразу, наблюдая за собой в зеркале. Если при этом ваши губы остаются малоподвижными, это говорит о слабой артикуляции и необходимости механической тренировке губ и голосового аппарата.

Тон и голос человека. Исследователи языка подсчитали, что положительных определений тона и голоса в русском языке около 30 (бархатистый, дружеский, спокойный, шутливый, приветливый и др.), а отрицательных – более 90! Не правда ли, странно? Неужели люди чаще говорят неприятным голосом?

Соревнования по легкой атлетике “Moscow challenge”. В.А. Фетисов приветствует спортсменов, называя их легкоатлетами. Ошибки следуют одна за другой на международном турнире. А в дополнение к ним - весьма своеобразная интонация.

О тоне и голосе важно помнить при разговоре по телефону. Тембр голоса не всегда располагает к общению на расстоянии, особенно когда ничего не знаешь о личных качествах человека. А ведь от результата разговора может зависеть очень многое. Итак, перед началом разговора поставьте перед собой зеркало, улыбнитесь и только после этого начинайте говорить. Тембр голоса смягчится. В будущем вы научитесь представлять перед собой зеркало и умело вести диалог дружелюбным тоном независимо от вашего настроения.

При личном контакте с человеком, от которого зависит что-то важное для вас, постарайтесь для начала сказать такую фразу, на которую он, не задумываясь, ответит “да”, а уже затем переходите к делу.

У вас нет друзей, а вы нуждаетесь в общении? Не ждите, когда вас выделят из толпы, идите на встречу общению. Секрет прост: умейте терпеливо выслушать другого и не скупитесь на добрые слова.Очень скородля всех вы станете приятным собеседником. Обычно в этом месте лекции студенты пытаются меня уличить: “Вы ратуете за то, чтобы люди говорили неправду, лицемерили… Разве из этого складывается дружеское общение?” Нет, не из этого. Надо выработать в себе привычку замечать в людях хорошее и не стесняться сказать об этом. В качестве примера предлагаю студентам выслушать комплимент, который относится одновременно ко всей аудитории, и гарантирую, что все поверят в мою искренность. А комплимент следующий: ”Передо мной 200 человек. И каждый из вас, студентов технического вуза, в свои 18-20 лет в области точных наук знает гораздо больше, чем вся взятая кафедра русского языка. Это достойно восхищения!” Как правило, со мной соглашаются.

Вам предстоит выступление перед большой аудиторией. Вы волнуетесь? Это естественно. Есть несколько способов, как справиться с волнением.

Во-первых, надо четко уяснить себе, что даже если вы ошибетесь, ничего страшного не произойдет. Во-вторых, иногда помогает перед выступлением на какое-то время крепко сжать в руке некий предмет. В-третьих, во время выступления представляйте себе, что вы говорите для самого близкого человека и проецируйте его лицо перед собой.

Как и в любом деле, в публичных выступлениях важен опыт. Каждый ваш последующий выход в аудиторию будет более удачным. Успех выступления зависит от тщательной подготовки доклада или какого-либо сообщения.

Михейкина, С.Г, Секреты устной речи /C.Г. Михейкина// Русская Речь. – №3. - 2007 – С. 75-78.

*****

22. З а д а н и е:

Прочитайте текст. Составьте индикативный реферат (реферат-резюме), раскрывая лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой статьи ( второстепенные темы не учитываются).

А.Т. Гулак

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.