Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правовые основы создания, деятельности и ликвидации





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятия

 

Законодательство, регламентирующее создание, деятельность и ликвидацию предприятия, состоит из кодексов, федеральных законов и законов субъектов федерации. Правовые акты в этом направлении могут принимать и муниципальные образования. Но законодательные и нормативные акты субъектов федерации и муниципальных образований не должны противоречить федеральному законодательству

Основным сводом законодательных норм, регулирующих гражданские отношения и устанавливающих гражданские права, являетсяГражданский кодекс РФ.

ГК РФ состоит из двух частей. Структура первой части ГК РФ:

Раздел I. Общие положения: (ст. 1-208).

Подраздел 1. Основные положения (ст. 1-16), в котором определяются гражданское законодательство, возникновение гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защита.

Подраздел 2. Определяет права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц (ст. 17-127). Устанавливает правовые нормы, определяющие статус хозяйственных товариществ и обществ, дочерних и зависимых обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций.

Подраздел 3. Определяет объекты гражданских прав (ст. 128-152): вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Подраздел 4. Определяет сделки и представительство (ст. 153-189)

Подраздел 5. Определяет сроки, исковую давность (ст. 190-208).

Раздел II. Определяет право собственности и другие вещные права (ст. 209-306).

Раздел III. Общая часть обязательного права (ст. 307-419) – определяет общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

Структура второй части ГК РФ:

Раздел 4. Регламентирует отдельные виды обязательств (ст. 454-1109), возникающие в процессе: купли-продажи, мены, дарения, ренты и пожизненного содержания с иждивением, аренды, найма жилого помещения, безвозмездного пользования, подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада и счета, расчетов, хранения, страхования, поручения, комиссий, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, создания простого товарищества, публичного конкурса, проведения игр и пари, обязательств вследствие причинения вреда, необоснованного обогащения.

Основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления с налогоплательщиками, представляет собой Налоговый кодекс РФ(НК РФ), который состоит из двух частей и устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Федеральное налоговое законодательство отдает предпочтение развитию фискальных функций налогообложения для обеспечения полноты собираемости налогов. Законодательство о налогах на региональном уровне носит преимущественно стимулирующий характер, поддерживающий отечественного товаропроизводителя.

Структура первой части НК РФ (от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.):

Раздел 1 - общие положения (ст. 1 - 18): законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел 2 - определяет (ст. 19 - 29) налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, представительство в налоговых правоотношениях.

Раздел 3 - определяет (ст. 30 - 37) налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы налоговой полиции, ответственность указанных органов и их должностных лиц.

Раздел 4 - содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 38 - 79), определяет объекты налогообложения, регламентирует исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Раздел 5 - определяет сущность налоговой декларации и налогового контроля (ст. 80 - 105)

Раздел 6 – определяет налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст. 106 – 136).

Раздел 7 – определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней.

Часть вторая НК РФ (от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ с изм. от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г.) включает в себя:

Раздел 8 – определяет федеральные налоги (ст. 143 - 346): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых.

Раздел 8.1. – определяет специальный налоговый режим (ст. 346.1 - 346.10), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Раздел 9 – регламентирует (ст. 347 - 355) особенности введения и действия регионального налога с продаж.

Основной свод законодательных норм, регулирующих правовое положение наемных работников, включен в Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

Цель трудового законодательства - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ), на которых базируется Трудовой кодекс РФ:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Земельный кодекс Российской Федерации (от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства земли, регулирует правовое положение участников земельного оборота.

Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Лесной кодекс Российской Федерации (от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2001 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

В соответствии с Конституцией РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Структура Лесного кодекса РФ:

Раздел 1 – включает в себя общие основные положения, определяет объекты и субъекты лесных отношений.

Раздел 2 – определяет права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защиту прав пользования участками лесного фонда, право аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии.

Раздел 3 - регламентирует основы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определяет систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, основы организации лесного хозяйства.

Раздел 4 – определяет основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесоразведения.

Раздел 5 – регламентирует платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного хозяйства.

Раздел 6 – регламентирует разрешение споров в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации

Раздел 7 – определяет особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд.

Водный кодекс Российской Федерации (от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2001 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства водных ресурсов. В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Водное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития, сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды. Структура Водного кодекса РФ аналогична Лесному кодексу.

Федеральные законы РФдетализируют кодексы, более полно раскрывают те или иные нормы права и условия хозяйствования. Так, в дополнение к Налоговому кодексу РФ по каждому виду налога приняты Федеральные законы: о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, о НДС, о налоге на прибыль, о подоходном налоге, об акцизах и т.д.

Особенности создания, деятельности и ликвидации организаций различных правовых форм регламентируются соответствующими федеральными законами: "Об акционерных обществах", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах".

При отсутствии соответствующего кодекса действуют федеральные законы, регламентирующие определенные направления. Например, Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый кодекс об административных нарушениях РФ, в котором значительно повышена ответственность за нарушение вышеперечисленных кодексов и законов РФ.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации:

устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве);

регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов;

распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

дает четкие определения состоянию банкротства юридических и физических лиц, регламентирует разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и введение различных процедур (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);

определяет особенности банкротства отдельных категорий должников (градообразующих и сельскохозяйственных предприятий, кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан);

регламентирует процедуры упрощенного банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников, процедуру добровольного объявления о банкротстве.

Федеральный Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г.) распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.

Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.

 

Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.