Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сущность, этапы, функции и методы прогнозирования





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прогнозирование, как любая хозяйственная деятельность, осуществляется на основе упорядоченных правил и концентрируется на решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства. Прогнозные исследования необходимы, чтобы убедиться, насколько реальны и благоприятны для предприятия поставленные им цели.

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного со­стояния и результатов деятельности предприятия в будущем, на ос­нове которых определяется возможность (вероятность) достиже­ния поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероят­ная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социаль­но-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, меся­цы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

Процесс прогнозирования имеет ряд этапов:

начальный этап - определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса на эту продукцию;

научно-техническое прогнозирование, которое опре­деляет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозиру­емого объекта;

экономическое прогнозирование, задачами являются:

предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

определение нижних и верхних границ получаемых резуль­татов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

оценка максимально возможного количества ресурсов, выде­ление которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др.

Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

вероятность достижения поставленной цели в рамках рас­сматриваемого в прогнозе направления;

капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;

затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрез­ке прогнозного периода с выделением затрат по категориям про­фессий;

текущие издержки производства на каждом этапе прогноз­ного периода с выделением издержек на различных стадиях жиз­ненного цикла изделий;

прибыль предприятия, получаемая в результате достижения поставленной цели.

Практическая задача прогнозирования, как одного из элементов хозяйственного управления, заключается в определении реальности и целесооб­разности намеченной стратегии. Поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование - это процесс принятия и практического осуществления управлен­ческих решений, а прогнозирование – формирова­ние возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к уста­новлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйствен­ных планов при определяющей роли плана как главного инстру­мента управления организацией. Поэтому во всех случаях дол­жен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различия.

Директивный характер планирования предполагает его адресность, а прогнозиро­вание может не соответствовать сложив­шейся организационной и экономической структуре предприятия и не иметь конкретного административного адреса. Природа планирования направлена на преодоление вероятностного характера развития экономики. Процесс разработки плана носит вариантный характер, но ут­вержденный план является выработанным директивным вари­антом развития, подлежащим практической реализации. Прогноз же основан на предвидении и является альтерна­тивным (вариантным), причем не только как метод разработки, но и как ко­нечный результат.

Основной функцией прогноза является обоснование возможного состо­яния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятност­ный характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это предплановый документ, фиксирую­щий вероятную степень достижения поставленной цели в зависи­мости от масштаба и способа будущих действий.

К функ­циям прогнозирования также относятся:

количественный и качествен­ный анализ тенденций;

вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей;

оценка возможностей и последствий актив­ного воздействия на предвидимые процессы и тенденции.

Прогноз является основой для разра­ботки стратегического плана и организации управления предприя­тием. Поэтому он охватывает:

анализ развития отрасли прогнозируемого направления про­изводства продукции, ее характеристику и современное состоя­ние спроса и предложения;

основные макротехнические и организационно-экономичес­кие проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пре­делами;

наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в ней на рын­ках;

ожидаемую стоимость разработки и производства этой про­дукции и ее рыночную цену;

мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изме­нения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;

выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также це­лей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: генетический (исследова­тельский) и целевой (нормативный).

Генетическое прогно­зирование заключается в выявлении экономических и производственно-техничес­ких закономерностей и возможностей данного направления произ­водства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характерис­тик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых зна­чений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозированиенаправлено на формулирование и кон­кретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельно­го комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производ­ства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимы­ми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых дости­гается цель и определяются возможные пути движения от настоя­щего к будущему.

Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.

По срокам различают прогнозы:

оператив­ные - со сроком до 3 - 6 месяцев от начала отсчета прогноза;

краткосрочные - до одного года;

среднесрочные - до 2 - 3 лет;

долгосрочные - на период до 10 - 20 лет и более.

Как правило, чем больше период, на который составляется прогноз, тем значитель­ней в будущем может быть отклонение фактических данных от про­гнозируемых.

Все методы прогнози­рования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный про­гнозоснован на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью. Активный(или целевой)ос­нован на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Наиболее известными и распространенными методами прогно­зирования являются:

экспертные оценки, основу которых составляют упорядо­ченные мнения высококвалифицированных специалистов-экс­пертов;

экстраполяция или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;

методы моделирования, т. е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображаю­щей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

Экспертные методыпрогнозирования разделяются на:

методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью;

методы комиссии (коллективного обсуждения), в том числе «мозговой атаки»;

методы коллективной экспертной оценки — экспертизы.

Экспертные методы в настоящее вре­мя являются наиболее распространенными вслед­ствие их относительной простоты и мобильности. На их основе состав­ляется подавляющее большинство прогнозов.

Методы экстраполяциисводятся к обработке имеющихся дан­ных об объекте прогнозирования за прошлое время и распростра­нению обнаруженной в прошлом тенденции на будущее.

Методы моделирования являются наиболее сложным способом прогнози­рования, и состоят из разнообразных подходов к прогнозирова­нию сложных процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться с экстраполяционными и с экспертными методами.

Прогнозы разрабатываются не только в целом по предприятию, но и по отдельным объектам: цехам, филиалам, отдельным изде­лиям и технологиям. При этом методы могут быть различными. Часто применяются методы сценария - деловой игры, когда с помощью имитационных моделей рассматриваются возможные перспективы развития сложных явлений с многочисленными взаимосвязями с целью формирования общего взгляда на совокупность проблем и процессов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке данных.

Прогнозирование, особенно долгосрочное, являет­ся обязательной составной частью определения целей предприятия, разработки стратегии и тактики его деятельности, планирования, особенно долгосрочного, подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций.

Прогнозирование не дает конкретных рекомендаций, а лишь определяет возможные пути достижения поставленных целей. Од­нако квалифицированно составленный прогноз предостерегает пред­приятие от выбора неэффективного способа достижения этих целей.

5. Планирование – средство стратегического управления

Сущность стратегического управления заключается в выборе стратегической цели предприятия и формировании и распределении внутри предприятия мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов, ориентированных на достижение стратегической цели и эффективное реа­гирование на текущие изменения и новые внешние тенденции.

Предприятие может иметь не одну, а несколько стратегических целей. Например:

освоение производства принципиально новой, не имеющей прямых аналогов продукции;

установление на определенных рынках монополии на продажу выпускаемой им продукции;

расширение специализации предприятия и рынков сбыта до безопасного уровня, чтобы ему не угрожал кризис сбыта в какой-либо одной области производства.

Главным ориентиром для всех компо­нентов стратегического управления является соотношение «пред­приятие – среда - ситуация».

Стратегическое управление включает два раз­личающихся, но взаимно дополняющих друг друга процесса - фор­мулирование стратегии и реализацию стратегии.

Формулирование стратегии – является непосредственным процессом стратегического регулирова­ния, который включает в себя:

оценку потенциальных шансов достижения цели;

возможные альтернативы целей;

оценку действия внутренних и внешних факторов, связан­ных с достижением цели;

выбор и окончательную формулировку цели, т. е. принятие стратегии.

Реализация стратегии, в отличие от ее формулирования, включа­ет в себя ряд организационно-административных, интегрирующих, коор­динирующих и контрольных действий, в результате которых пред­приятие постепенно модифицирует свою структуру, ресурсы и ко­нечную цель, ориентируясь на образцы будущего поведения, намеченные стратегией.

Таким образом, стратегическое управлениевключает в себя: стратегическое планирование, текущие задания, которые непосредственно связаны с реали­зацией стратегии и выступают в качестве управляющего и корректирующего элемента между стратегическим планированием и контролем исполнения плана, и стратегический контроль.

6. Бизнес-план: принципы и техника составления, структура

 

В хозяйственную жизнь российских предприятий понятие «бизнес-план» внедрилось очень быстро. Предпринимательство схематично представляет собой постоянный процесс принятия решений, их реализация и анализ результатов. Основу для принятия эффективных, рациональных и оптимальных решений составляет планирование действий фирмы.

Бизнес-план - это прогрессивная форма планирования, которая позволяет увидеть поставленные перед фирмой задачи комплексно, во взаимосвязи и взаимоувязке всех разделов и аспектов плана. Это первая функция бизнес-плана. Вторая важнейшая функциябизнес-плана - привлечение инвестиций для реализации инвестиционных и инновационных проектов.

Таким образом, бизнес-план необходим:

для планирования социально-экономической деятельности организации на перспективу;

для привлечении внешних инвестиций - займов, кредитов, акционеров, пайщиков.

Бизнес-план- это документ, на основе которого инвестор или кредитор составляет свое мнение о фирме и принимает решение о предоставлении финансовых средств заемщику.

Бизнес-план должен убедить кредитора в надежности фирмы и гарантированности возврата кредита и процентов по нему в установленные в договоре сроки, т.к. процессе анализа бизнес-плана кредитор рассматривает деятельность фирмы с точки зрения надежности и устойчивости, а инвестор - с точки зрения доходности инвестиций.

Бизнес-план должен быть хорошо оформлен, доступным для понимания, легко читаться и восприниматься. На финансовые средства претендуют много фирм, поэтому конкуренция между ними за получение инвестиций начинается с презентабельности бизнес-плана, с его оформления, внешнего вида, обложки, рисунков и т.п.

Важнейшим принципом современного маркетинга является ориентация фирмы не на товар, а на рынок и удовлетворение потребности потребителя. Поэтому в бизнес-плане необходимо отразить те преимущества, которые получит потребитель в сравнении с товарами конкурентов, и которые создадут на рынке конкурентное преимущество фирме: качество, выигрыш во времени, экономия в деньгах, удобство, комплексность, гарантии, послепродажное сопровождение и др.

В бизнес-плане необходимо подчеркнуть универсальность, уникальность, рыночные преимущества (новейшая техника, технология, выгодное географическое положение, высококвалифицированные кадры и т.д.). Особенно необходимо выгодно отразить человеческий фактор: кто владелец, состав менеджеров, их профессионализм, высокая эффективность их работы.

Успех бизнес-плана во многом зависит от умения показать положительные результаты будущего развития фирмы в случае получения инвестиций, подкрепленные экономическими расчетами, большую надежность фирмы и ее персонала, высокую прибыль и рентабельность проекта.

Бизнес-плана в обязательном порядке должен иметь:

титульный лист, которыйдолжен содержать:

наименование проекта и его стоимость;

полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах, фирменный знак фирмы;

организационно-правовую форму;

юридический адрес фирмы, указанный в регистрационных документах;

почтовый адрес фирмы;

фамилию, имя, отчество и должности руководства фирмы, контактные телефоны;

месяц и год составления и рассылки бизнес-плана;

порядковый номер экземпляра бизнес-плана;

гриф конфиденциальности бизнес-плана.

оглавление бизнес плана;

резюме- краткое изложение бизнес-плана на нескольких страницах (фирма, ее продукция, место на рынке, ресурсы, поставщики, клиенты, рыночные возможности, финансовая картина с расчетом необходимых финансовых средств, направлений использования их и предполагаемой прибыли, альтернативные варианты в случае успеха и неудачи), главная цель которого - заинтриговать, вызвать интерес и привлечь внимание инвестора. От качества резюме зависит - будет читать инвестор бизнес-план или нет, резюме должно «пахнуть деньгами»;

основную часть бизнес-плана;

глоссарий -словарь специальных терминов (технических, экономических и т.п.);

сопроводительные документы(приложение: документ о регистрации, устав, патенты, лицензии, финансовые документы и анализ хозяйственной деятельности за предыдущие пять лет и отчетный год, отчеты, балансы, расчеты точек безубыточности, буклеты, чертежи, образцы, копии договоров и контрактов, заключения независимых аудиторов, страховые договоры, рекомендации, заключения и т.д.).

 

Примерная структура основной части бизнес-плана

 

1. Анализ отрасли, рынка, предприятия, его продукции:

анализ и обзор отрасли, рынков сбыта, результаты его тестирования;

описание предприятия, его места в отрасли, конкурентоспособности, персонала;

описание продукции, потребности в ней и спроса на нее, важности и особых потребительских свойств, уникальности, жизненного цикла.

2. Руководство и собственность:

структура органов управления;

совет директоров, основные руководители, их краткая характеристика;

собственники, их доля в капитале.

3. Производственный план:

расчет производственных мощностей;

описание технологии производства;

описание организации производства, ресурсов, кадровой политики;

расчет возможных рисков и пути выхода из них.

4. Маркетинговый план:

маркетинговая стратегия - цели и план завоевания рынка;

описание основных конкурентов, просчет их сильных и слабых сторон;

ценовая стратегия и политика ценообразования;

система продвижения продукции на рынке;

план рекламной кампании и формирования общественного мнения и т.п.

5. Финансовый план:

анализ фактического финансового положения фирмы;

план и прогноз финансовых поступлений с разбивкой по временным интервалам;

план и прогноз будущих расходов;

анализ доходов и расходов, прибыли и убытков;

расчет собственных источников и необходимых заемных и привлеченных инвестиций.

К числу плановых и отчетных форм (по международным требованиям к составлению бизнес-плана) относятся:

оперативные планы и отчеты за каждый период и по каждой группе товаров;

планы и отчеты о доходах и расходах по производству товаров (услуг), прибыли - убытках по каждому виду товара;

план и отчет о движении денежных средств (cash flow), который показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности фирмы;

баланс предприятия, подводящий итоги деятельности;

анализ безубыточности коммерческой деятельности с использованием формулы и графиков.

 


Глава 8. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.