Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сущность и виды расходов предприятия





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия вынуждены осуществлять многочисленные расходы, нести издержки, которые уменьшают их экономические выгоды в связи с выбытием активов и исполнением соответствующих обязательств перед поставщиками сырья, комплектующих, энергии и государством.

В экономической теории различают:

явные издержки - все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства, которые в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства и

неявные (вмененные) издержки – издержки от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы, которые не входят в суммы платежи другим фирмам и лицам.

В связи с этим различают два вида прибыли:

бухгалтерская или финансовая прибыль- разность между валовым доходом и явными издержками;

экономическая прибыль, которая определяется как разность между доходами предприятия и явными и неявными издержками.

Экономическая прибыль практически учитывает упущенную выгоду и руководству предприятия необходимо знать эту величину в целях повышения эффективности работы.

Кроме того, выделяют следующие издержки:

постоянные издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции;

переменные издержки, связанные с возмещением затраченных производственных факторов, размеры которых зависят от объема производимой продукции;

валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

Совокупность всех явных издержек является себестоимостью произведенной продукции. Перечень расходов организации, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, и их группировка регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 252-273) и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ № 33н от 5 мая 1999 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г. и 30 марта 2001 г.).

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, выраженные в денежной форме, осуществленные налогоплательщиками. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы – это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. К расходам относятся любые затраты, произведенные для осуществления деятельности, разрешенной законодательством, направленной на получение дохода.

В соответствии с ПБУ 10/99 под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия имущества или возникновения кредиторских обязательств. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Кроме указанных затрат в себестоимость включаютсярасходы на:

подготовку и освоение производства;

обеспечение технологического процесса и организации производства;

обеспечение управления предприятием;

обеспечению условий труда и техники безопасности;

обязательные законодательные выплаты;

отчисления на государственное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и фонд занятости;

воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции (амортизация), износ по нематериальным активам.

В себестоимость не включаются потери и убытки, относимые на счет прибыли и убытков, судебные издержки, штрафы, пени и другие санкции за нарушение правил хозяйственной деятельности.

Себестоимость является ценообразующим фактором и в связи с этим должна быть объектом самого пристального внимания руководства предприятия.

 

Классификация затрат по элементам

 

В соответствии с ПБУ 10/99 выделяютследующие виды расходов предприятия:

расходы по обычным видам деятельности – расходы на производство и реализацию продукции, приобретение и прода­жу товаров, выполнение работ или оказание услуг, погашение стоимости средств труда посредством начисления амортизации, предоставление имущества по договору аренды, предоставление интеллектуальной собственности за плату (последние три вида расхода включаются в данный вид расходов в случае, если эти виды деятельности являются для организации основными; в противном случае эти расходы включаются в состав операционных расходов);

операционные расходы – расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, с предоставлением за плату прав на использование объектов интеллектуальной собственности (патентов, изобретений, промышленных образцов и т.п.), с участием в уставном капитале других организаций, с продажей, выбытием и прочим списанием основных фондов и других активов, с оплатой процентов по заемным средствам, с оплатой услуг кредитных организаций и др.;

внереализационные расходы – расходы по выплате штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий договора, по возмещению причиненных организацией убытков, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, дебиторские обязательства, по которым истек срок исковой давности, либо нереальные для взыскания, курсовые разницы (с учетом ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание»), суммы уценки активов (с учетом ПБУ 6/01), выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом, развлечениями, мероприятиями культурно-просветительного характера;

чрезвычайные расходы – расходы, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств (пожаров, стихийных бедствий, аварий и т.п.).

Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнородныпо своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Классификация затрат по элементам позволяет планировать, учитывать, анализировать расходы и принимать по результатам анализа меры, направленные на сокращение себестоимости продукции и увеличение прибыли.

Основными методами классификации затрат являются группировки затрат по «экономическим элементам» и по «статьям затрат». На их основе разрабатываются важнейшие документы предприятия:смета затрат на производство и калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции.

Смета затрат на производство представляет собой группировку затрат по экономическим элементам,характеризующим их экономическое содержание.

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы (почтово-телеграфные, телефонные, коман­дировочные расходы и другие, регламентируемые ст.264 Налогового Кодекса РФ).

Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений статей 291, 292, 294, 296, 297, 299, 300, 307-310 Налогового кодекса РФ.

Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы зачисляются на счет прочих доходов и расходов.

В бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникли, независимо от момента их оплаты (принцип начисления).

В налоговом учете, если организацией принят кассовый метод признания выручки, то расходы признаются после погашения соответствующего кредиторского обязательства. При исчислении финансового результата произведенные расходы ставятся в соответствие полученным доходам. Если организация использует метод начисления, то расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени выплаты денежных средств в соответствии со ст. 318-320 Налогового Кодекса РФ.

Материальные затраты включают в себя стоимость1:

приобретаемых сырья и материалов, непосредственно входящих в состав продукции;

покупных материалов для обеспечения процесса производства (работ, услуг) и упаковки продукции;

покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;

приобретенных инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и др. имущества, не являющимся амортизируемым имуществом (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов по мере ввода его в эксплуатацию в полной сумме);

приобретенного топлива, воды и всех видов энергии(тепла, сжатого воздуха, холода, электричества) на технологические цели;

работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

содержания и эксплуатации основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в результате процесса производства продукции.

Расходы на оплату труда включают в себя любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы, условиями труда, премии и единовременные вознаграждения, расходы связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективными и трудовыми договорами.

Себестоимость по элементам затрат отражает в стоимостном измерении общий объем потребленных ресурсов независимо от вида продукции.

Калькуляция себестоимости по отдельным видам продукции представляет собой группировку затрат по статьям калькуляции в расчете на единицу продукции, характеризующим направления использования затрат. Калькуляцияосуществляется с целью контроля за затратами по местам их формирования.

Типовая калькуляция содержит следующие статьи:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производствен­ного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические нужды;

5) расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции;

6) расходы на освоение и подготовку производства;

7) расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

8) цеховые расходы;

Итого цеховая себестоимость

10) общезаводские (общепроизводственные) расходы;

11) общехозяйственные расходы;

12) потери от брака;

13) прочие производственные расходы;

Итого производственная себестоимость

14) коммерческие (внепроизводственные) расходы

Итого полная себестоимость

Классификация затрат:

по месту возникновения - различают затраты обособленного производства, цеха, участка, бригады;

по видам продукции – учитывают затраты на производство соответствующей продукции;

по элементам затрат выделяют материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов;

по статьям затрат учитывают все статьи типовой калькуляции;

в зависимости от способа отнесения на себестоимость – различают прямые и косвенные затраты;

по признаку участия в производственном процессе -основные и накладные затраты;

по признаку зависимости от изменения объема производства выделяютпеременные (материальные затраты и зарплата производственных рабочих) и условно постоянные затраты (затраты на управление и обслуживание производства);

по характеру зависимости от предприятия различают «зависимые» затраты, рассчитанные по нормам, утвержденным на предприятии (нормы расхода сырья, материалов, энергии, топлива, трудозатрат, оплаты труда), и «независимые», рассчитанные по государственным нормам (норма амортизации, нормы на социальное и медицинское страхование, отчислений в пенсионный фонд и др.);

по источникам осуществления расходы предприятия подразделяют:

на включаемые в себестоимость продукции;

относимые на финансовые результаты (убытки от хищений, списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой дав­ности, и других долгов, не реальных для взыскания);

осуществляемые за счет чистой прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия после налогообложения (выплата дивидендов, формирование различных фондов предприятия).

Пря­мые затраты представляют собой расходы, непосредственно связанные с производством продукции, включаемые в себестои­мость отдельных видов продукции на основании утвержденных на предприятии норм (нормы расхода сырья, материалов, топлива, заработной платы производственных рабочих и др.).

К косвенным расходам относятся обще­производственные, общехозяйственные и коммерческие расходы, которые обеспечивают производство всех видов выпускаемой продукции и распределяются между ними пропорционально условно выбранной базе рас­пределения - оплате труда, прямым материальным затратам, выручке.

Основные затраты непосредственно связаны с производством продукции и включают в себя материальные затраты и оплату труда производственных рабочих.

Накладные расходы – это затраты на обслуживание производства и управления, включают в себя общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие расходы.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности предприятия.

Основными направлениями снижения себестоимости продукции являются:

внедрение современных ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

повышение технического уровня производства, оснащение производства передовой техникой и оборудованием;

внедрение научно-обоснованных передовых методов организации труда и производства;

увеличение производительности труда;

изменение объема производства и структуры продукции;

использование оптимального метода учета затрат при формировании учетной политики предприятия.

 

3. Формирование цены на продукцию предприятия и ее структура

 

Цены на продукцию, работу и услуги предприятия определяют размер его доходов и во многом оказывают значительное влияние на размер прибыли предприятия.

Доходы от реализациипродукции, работ и услуг) рассчитываются по следующей формуле: ВР = å Цi ´ Кi

где Цi - цена на i-й вид продукции предприятия; Кi -количество реализованных изделий i-го вида, i = 1 ¸ п –количество реализуемых видов продукции.

В процессе ценообразования существуют несколько этапов в зависимости от продвижении продукции от предприятия-изготовителя к ко­нечному потребителю.

На первом этапе формируется оптовая ценапроизводителя (Цопт), которая должна обеспечить возврат затраченных средств на произ­водство и реализацию продукции и получение заданного объема прибыли Цопт = С + П

где Цопт- оптовая цена производителя; С - себестоимость изделия; П - прибыль на единицу изделия.

Следующим этапом является расчет отпускной цены (Цотп) предприятия, в которую включа­ются налог на добавленную стоимость (НДС) и другие косвенные налоги, в первую очередь акцизы: Цотп = С + П + НДС + А

При формировании отпускной цены учитываются: цено­вая политика предприятия, соотношение спроса и предложения на рынке, эластичность спроса, цены конкурентов, качество производимой продукции, ее конкурентоспособность.

В современных условиях реализация продукции производителей в значительной мере осуществляется через оптовых посредников. В результате форми­руются оптовые цены закупки: Цзак = Цотп + Н сн. сб.

где Н сн. сб. - снабженческо-сбытовая надбавка оптовых посредников.

В розничной тор­говли формируется розничная цена розн):

Ц розн = С + П + НДС + А + Н сн. сб. + Нторг

где Нторг – торговая наценка.

Наценка представляет собой надбавку - цену услуг посреднической или торговой орга­низации.

Цены на продукцию имеют определенную дифференциацию в зависимости от распределения расходов на транспортировку, погрузку и разгрузку продукции между покупателем и продавцом. В связи с этим различают следующие цены:

франко-склад поставщика - цена на продукцию на складе поставщика;

франко-станция отправления – цена, учитывающая расходы по доставке про­дукции на станцию от­правления;

франко-вагон станция отправления – цена, учитывающая расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления;

франко-вагон станция назначения– цена, учитывающая расходы по транспортировке продукции до станции назна­чения;

франко станция назначения– цена, учитывающая расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения;

франко-склад потребителя– цена, учитывающая расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя.

При формировании цены используются следующие методы:

метод полных издержек – при использовании данного метода цена формируется на базе нормы рентабельности по следующейформуле:

Ц = С ´ (1 + Nр)

где С - себестоимость продукции, Nр - норма рентабельности, которая определяется на основе рента­бельности предприятия и среднеотраслевых норм. Метод полных издер­жек затратный характер, не учитывает поведение конкурен­тов и эластичность спроса;

метод рентабельности инвестиций – является разновидностью метода полных издержек, при которой норма рентабельности рассчитывается на основе стоимости заемных средств;

метод удельной цены – используется в ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, не имеющие аналогов.

Цн = Пн / Пб ´ Цб

где Цн - цена на новый товар, Цб - базовая цена старого товара, Пб - базовый показатель - качественная характеристика товара (производительность, ско­рость, мощность и т.п.), Пн - новый показатель;

метод маркетинговых оценок –используется в развитых странах; определение цены осуществляется на основе маркетинговых исследований,изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определении эластичности спроса в зависимости от изменения цены. Определение цены методом маркетинговых исследований осуществляется двумя способами:

методом сходной (подобной) цены – путем сравнения цен на аналогичные конкурентные товары;

методом оценки реакции покупателя – цена устанавливается путем практического исследования возможного покупательского спроса, установления той цены, по которой товар будет обяза­тельно продан.

В зависимости от особенностей купли-продажи различают следующие виды цен:

«базисная цена» - согласовывается между покупателем и продавцом на переговорах при определения качества или сорта товара, фиксируется, как правило, в протоколе о намерениях;

«фактурная цена» - цена купли-продажи - определяется условиями поставки, согласованными в договоре, контракте;

«договорная цена» - цена по соглашению сторон на основании заключенного договора на определенные объемы и сроки поставки, в течение которых цена не должна меняться;

«номинальная цена» - денежная цена товара в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;

«оптовая цена» - цена на крупные партии товара;

«закупочные цена» - цена на продукцию, поставляемую через посредников - торгово-закупочные и снабженческие организации;

«мировая цена» - цена на мировом рынке, которая определяется в зависимости от вида товара ценами на биржах (золото) или уровнем цен страны-экспортера (кофе) или ценами ведущих фирм мира.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.