Выручка от реализации продукции, затраты на ее производство и реализацию и чистый доход (прибыль) взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь базируется на группировке затрат на переменные и постоянные затраты. Такой подход в развитых странах называется direct costing или метод управления затратами с целью максимизации прибыли. Схема взаимосвязи между объемом реализации и издержками представлена на рис. 15.
Точка пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации называют точкой безубыточности (точкой перегиба, точкой перелома - break even point).
Предприятие получает прибыль в том случае, когда объем реализации его продукции превышает некоторый критический объем выручки.
Рис. 15. Точка безубыточности
Для определения точки безубыточности используется ряд соотношений:
ВР = К ´ Ц;
С = К ´ Зпер + Зпост;
П = ВР – С,
где П – прибыль, ВР – выручка от реализации, К – количество продукции в натуральном выражении, Ц – цена единицы продукции, Зпер – переменные затраты на единицу продукции, Зпост – постоянные затраты, С – себестоимость продукции.
Приведенные соотношения позволяют получить следующее равенство:
П = К ´ Ц - (К ´ Зпер + Зпост) = К ´ (Ц – Зпер) – Зпост
В точки безубыточности при определенном критическом объеме производства (Ккр) прибыль равна нулю (П = 0).
Ккр = Зпост / (Ц – Зпер)
В денежном выражении критический объем производства определяется по формуле:
Ккр = Зпост / (1 – Зпер / Ц)
где Зпер / Ц - удельный вес переменных затрат в цене товара.
Отсюда,
объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли равен:
К = (П + Зпост) / (Ц – Зпер)
предельный уровень цен: Ц = Зпер + (П + Зпост) / К
Приведенные в виде линейной функции формулы позволяют определить минимальный объем производства и минимальную цену на производимую продукцию.
Рентабельность
Величину прибыли характеризует рентабельность -показатель эффективности единовременных и текущих затрат.
В общем виде рентабельность определяется как отношение прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым была получена эта прибыль, в процентах. Физический смысл данного показателя: количество прибыли полученной на один рубль произведенных затрат. Существует несколько видов рентабельности:
рентабельность продаж (Р продаж) - показывает: сколько прибыли приносит предприятию каждый рубль проданной продукции:
Р продаж = П / ВР ´ 100, % ;
рентабельность производства отдельных видов продукции (Р продукции):
Р продукции = П пр. / С пр. ´ 100, %
где П пр. и С пр. – соответственно прибыль и себестоимость производства и реализации отдельных видов продукции;
рентабельность предприятия (Р кап.):
Р кап. = П / (ОФ + ОС) ´ 100, %
где П – прибыль предприятия (балансовая, валовая или чистая);
ОФ и ОС – среднегодовая стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия. Сумма ОФ и ОС представляет собой, как правило, капитал предприятия.
В развитых рыночных странах существуют свои традиционные показатели эффективности:
коэффициент доходности ROE- коэффициент рентабельности собственного капитала,показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия:
ROE= ;
коэффициент прибыльности инвестированного капитала ROI - выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала:
ROI = ;
коэффициент прибыльности ROS:
ROS = .
Глава 15. КАЧЕСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ