1.выручка от реализации продукции, работ, услуг (ПРУ), характеризующих общий финансовый результат от реализации ПРУ (валовой доход)
2.валовая прибыль-от реализации ПРУ (разница между выручкой и затратами)
3.прибыль\убыток от прочей реализации – разность между рыночной стоимостью проданного имущества, мат. ценностей, принадлежащих предприятию и их первоначальной\остаточной стоимостью
4.прибыль\убыток от внереализационных операций – разница между доходами и по внереализационным операциям.
5.балансовая прибыль\убыток – общий финансовый результат (рассчитывается путем балансирования – разница между доходной и расходной частью баланса)
1.изменения прибыли за счет объема и структры продукции
за счет объема продукции TPq-темп роста объема продукции,%
за счет структуры
2.влияние себестоимости продукции
3.за счет цен на реализованную продукцию
Факторная модель:
DобщП=DqП+DувП+DсП+DцП
В системе стандарт-костинг:
*К0
DцПи=(б)*К0
Итог: факторная модель
Далее выясняются причины факторных показателей, после чего обобщаются выявленные резервы увеличения прибыли.
Цель, задачи, система показателей анализа рентабельности активов коммерческой организации
Цель: изучение рентабельности активов, оценка и выявление резервов повышения
Задачи:оценка достигнутого уровня, комплексная оценка, степень влияния на эффективность деятельности предприятия, обобщение резервов повышения эффективности, обоснование мероприятий с учетом выявл. резервов.
Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия, из которых наиболее важными являются:все активы предприятия;инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);акционерный (собственный) капитал.
Рассмотрим основные показатели рентабельности активов:
1. Общая рентабельность активов по бухгалтерской прибыли (т. е. прибыли до налогообложения):
.
2. Общая рентабельность активов по чистой прибыли:
.
3. Рентабельность производственных активов (имущества) по бухгалтерской прибыли:
.
4. Рентабельность производственных активов (имущества) по чистой прибыли:
.
Средняя величина производственных активов (имущества) включает основные производственные средства, нематериальные активы и запасы (оборотные материальные активы).
Данные четыре показателя называются экономической рентабельностью и используются для оценки экономической эффективности инвестиций и хозяйственной деятельности в целом.
5. Рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли:
.
6. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:
.
Средняя величина собственного капитала – это итог третьего раздела баланса «Капитал и резервы», или уточненный реальный собственный капитал (чистые активы).
Данные показатели рентабельности называют финансовой рентабельностью, поскольку они определяют эффективность использования не только активов, но и эффективность управления капиталом.
К частным показателям рентабельности активов относятся:
7. Рентабельность внеоборотных активов:
.
Рентабельность внеоборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Динамика этого показателя оценивается путем сопоставления с динамикой рентабельности всех активов и рентабельности оборотных активов.
Сравнительная оценка увеличения или уменьшения доли внеоборотных активов во всех активах должна быть увязана с достаточностью или избыточностью внеоборотных активов для решения производственных и финансовых задач предприятия.
Увеличение доли внеоборотных активов может быть связано с совершенствованием или радикальным изменением производственных технологий, а также с излишним приобретением основных средств, с точки зрения производственных задач.
Снижение доли внеоборотных активов может быть связано с возрастанием доли оборотных активов в результате расширения объемов деятельности, осуществляемого путем более полной загрузки имеющихся производственных мощностей.
8. Рентабельность оборотных активов:
.
Рентабельность оборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде.
Оценка сравнительной динамики рентабельности оборотных активов и рентабельности всех активов должна основываться на тщательном анализе причин изменения доли оборотных активов во всех активах. Изменение доли оборотных активов может быть связано с увеличением масштабов деятельности предприятия, с образованием излишних (неиспользуемых) запасов, с ускорением оборачиваемости оборотных активов или с недостаточными закупками сырья и материалов из-за дефицита источников финансирования.
В процессе анализа рентабельности исследуются уровни показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественная оценка влияния факторов и разрабатываются мероприятия по повышению показателей рентабельности.
Изменение показателей рентабельности активов произошло за счет:
Проверка соответствия общего изменения рентабельности активов сумме влияния рассчитанных факторов:
Δ Ра = Δ Ра (Δ Рv) + Δ Ра (Δ Коб),
35. Алгоритм факторного анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (И)
N-реализация продукции в отпускных ценах предприятия, S-полная себестоимость продукции
Р-прибыль
а. Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции:
=
б. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции в оценке по базовой с/с:
=
=
в. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных сдвигами в структуре продукции:
=
=
г. Изменение с/с за счет структурных сдвигов в составе продукции:
д. Уменьшение затрат на один рубль продукции. определяется как разница между базисной полной с/с фактически реализованной продукции, и фактической с/с, исчисленной с учетом изменений цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины:
е. Изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается как разность между фактической выручкой от реализации товарной продукции и базисной за фактически реализованную продукцию:
ж. Изменение цен на материалы, топливо, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок ОТ. В расчетах используются сведения о с/с продукции.
з. Нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет указанных причин.
Алгоритм факторного анализа рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) (И)
Vрп-объем продаж, Уд-структура продаж, Ц-цены, б-переменные затраты, А - постоянные