Спрос на деньги.Спрос на деньги, вытекает из двух функций денег - быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП.
Предложение денег - это совокупность платежных средств, обращающихся в экономике в данный момент. Деньги выпускаются в обращение государственным казначейством и эмиссионным банком.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:
1) агрегат М-1 - «деньги для сделок» - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;
2) агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Неслучайно их называют «почти деньгами».
Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.
Обращение денег в хозяйственном обороте образует денежный рынок. На денежном рынке норма ставки процента, с одной стороны, определяется спросом на деньги и их предложением, а с другой стороны, рынок – это сеть финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
Мультипликатор денежного предложения— коэффициент, характеризующий увеличение (мультипликацию) денег на депозитных счетах коммерческих банков при предоставлении кредитов.
Следует иметь в виду, что мультипликатор денежного предложения приводит не только к увеличению, но и к уменьшению денежного предложения. Происходит это тогда, когда фирма изымает со счета в банке свои деньги, например для выплаты заработной платы.
Итак, кейнсианский мультипликатор работает и в денежно-кредитной сфере. Если не учитывать этот мультипликационный эффект, то в один момент непродуманным изменением нормы резервирования можно расстроить денежную систему страны. Банки, таким образом, влияют на предложение денег, кредитные отношения. Эффект создания коммерческими банками новых денег при предоставлении кредитов активно используется центральными банками при проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки, с помощью различных инструментов управляя деятельностью коммерческих банков, регулируют объем денежного предложения и, в конечном счете, ставку ссудного процента.