Учебный план вальдорфской школы един не только по вертикали на протяжении учебных лет, но и по горизонтали в связи с различными предметами. Так, история искусства занимает центральное положение в 9 классе, будучи связанной с рисованием, живописью и лепкой. Сильные физические и эмоциональные изменения, происходящие в молодом человеке, расстроили его отношение с миром. В связи с этим большое значение имеет знакомство с идеалами, представленными в египетской и греческой скульптуре. Благодаря неизгладимому действию силы красоты, для молодых людей, в их распадающемся на части мире, единство становится видимым. Эпоха истории изобразительного искусства (около 4-6 недель) помогает непосредственно пережить прекрасное. Воспроизводя древние произведения, ученик становится ближе к пониманию искусства. Посещение музеев, хорошие слайды или копии, фотографии или отчетливые отпечатки, но, превыше всего, заботливо нарисованный учителем рисунок на доске могут помочь развивать эту «близость». Однако, важен способ, которым учитель побуждает ученика переживать благоговение в процессе копирования великих произведений искусства. Роль художника в этом процессе становится темой для совместного обсуждения. Рисование, лепка или живопись должны отражать характерные черты эпохи.
При выполнении заданий по рисованию или живописи (например, в эпохальной тетради) учитель придает огромное значение работе со светотенью, особенно в воспроизведении скульптур. В живописи нужно подбирать цвета. В этом возрасте важно правильно уделять внимание точному изображению пропорций и перспективы, например, предотвратить рисование слишком тонких или слишком коротких колонн. Несколько хорошо выполненных рисунков могут намного лучше передать сущность эпохи, нежели многословные описания или слайды. Рисунки на доске и отпечатанные материалы, с которыми работают ученики, должны служить примером того, что напечатанное должно отражать особенности формы оригинала. (Многие фотокопии имеют невероятно плохое качество, и работа с ними это - потраченное впустую время). Если такие материалы помещаются в папку, то они, надеюсь, станут сокровищницей для тех, кто придет впоследствии.
В рисунках на доске учителю нужно, помимо хорошего использования перспективы, стремиться воспроизвести атмосферу образа. Этой цели можно достигнуть, в полной мере используя цвет и цветовую перспективу. Также можно выполнять большие черно-белые образцы, чтобы поощрить учеников к самостоятельной работе. Надеюсь, эти рисунки станут маяками в их памяти.
Базовое упражнение 10 для учителей
Это упражнение стремится показать, как черно-белая картина из 9-го упражнения свободно превращается в цвет. В этом «превращении в цвет» можно поддержать свободу в реализации; четкое следование шагам не является здесь главной идеей. Штайнер рекомендовал в качестве основы использовать черно-белые работы Дюрера. Здесь нам нужно упростить ее образное содержание. В пространстве работает только свет. С помощью этого света мы оставляем свободными пространства, но переходы в начальной стадии остаются плавными, размытыми. Вот почему снова нужно прибегать к работе по мокрому (с последующей лессировкой на этом же листе). См. главы, описывающие преподавание в 6 и 10 классах.
Мы начинаем работу лессировкой на листе, где уже создана композиция в технике по мокрому. Это мы делаем следующим образом. Сухой лист кладем лицевой стороной вниз на сухой стол и мочим с помощью губки тыльную сторону листа с тем, чтобы весь лист впитал воду (но не перестарайтесь!). Затем лист переворачиваем рабочей стороной вверх (берем его осторожно двумя руками за уголки), разглаживаем с помощью маленькой губки или чистой ткани, либо уже во время рисования. Слои, которые накладываются теперь, усиливают уже присутствующие формы и цвета. Они выполняются более мягким способом (т.е. не слишком много влаги на кисти).
Базовое упражнение 11 для учителя
На высохшей, натянутой во влажном состоянии акварельной бумаге на начальной этапе мы рисуем одним цветом. В разделе о 6 классе описано, как натягивать бумагу, подготовиться к живописи и другие начальные шаги. В этом базовом упражнении мы знакомимся с тем, как усовершенствовать технику и пережить напряжение между цветом в центре и цветом на периферии. В сущности, можете начинать с любого цвета и формы в лессировке. Под «формой в лессировке» мы имеем в виду способ, которым кисть движется по бумаге, вид мазка. Его можно разнообразить множеством вариантов: огромные, похожие на прямоугольники области, закругленные, прямые и закругленные, области средних размеров и маленькие. Если рисуешь разведенной краской, важно, чтобы бумага могла впитывать всю воду. Таким образом, девиз таков: насколько можно суше. Когда на этой основе выполняется следующий слой, то одного мазка кисточкой вполне достаточно. Если пройти по первому мазку кистью вторым, то краска первого слоя постепенно исчезает и легко убирается так, что остается голое пятно. Для такой работы акварельную краску нужно развести до полупрозрачной.
Итак, например, вы выбрали в качестве первоначального цвета синий, прусский синий (сильно разведенный). Мы можем окрасить края в голубой цвет большими прямыми или изогнутыми пространствами. Чем сильнее цвет - кладем рисунок на достаточном расстоянии от себя и рассматриваем его, - тем четче мы видим влияние контрастного розово-красного цвета в белой, оставленной свободной, части. Независимо от этого мы выбираем цвет, чтобы окрасить внутреннюю область. Таким образом, теперь сосредотачиваемся на том, чтобы поместить (по крайней мере, несколько пятен) в прусский синий, например, оранжевый.
При наложении этих цветов (случайном или намеренном), появляются темные коричневые оттенки. Становится нелегкой задачей придерживаться той же формы слоя, что и раньше. Если дожидаться полного высыхания определенного места для того, чтобы продолжить на нем работу, то цвета не будут более «убегать» с листа (разве что вы слишком жидко развели краску).
Когда мы установим на листе равновесие между внутренним и внешним светом, количеством слоев и цветовыми сочетаниями, мы готовы к следующему шагу. За исключением одной или двух частей (которые остаются синей и оранжевой), мы изменяем прусский синий, покрывая его, например, желтым (снова лессировка в несколько слоев). Теперь в нашем примере оранжевый остается в преобладающем зеленом. Далее немного первоначального оранжевого оставляем, а часть его окрашиваем фиолетовым. Фиолетовый получается путем смешивания определенного количества краски (карминовый плюс ультрамарин) либо на палитре, либо в сосуде для смешивания. Появляется совершенно новое, возможно, не приносящее удовлетворения, цветовое созвучие. Оранжевый и чистый прусский синий остаются как первоначальные цвета в определенных местах, а все прежние цвета изменяются с помощью прусского синего и оранжевого путем наложения следующих слоев. Это пример того, как появляются более глубокие оттенки черно-коричневого в то время, как изменяются весь зеленый и весь фиолетовый. Второй контраст, фиолетово-зеленый, постепенно изменяется в красно-коричневый, сине-зеленый и первоначальные цвета создают гармонию в целом.
Пробуя выполнить это задание, вы получаете массу переживаний по созданию цветов и цветовой драмы. Благодаря пошаговой технике и ограничению возможностей, вы также узнаете законы и пределы возможного для определенных цветовых созвучий. (См. главу 6.1.) Монотонное сочетание существенно отличается от характерного или гармоничного (созвучного). Для нас имеет смысл знать об этом. Следующий вопрос: какой цвет может освещать и смягчать?
Ввиду того, что в лессировке нужно ждать достаточно долго, пока высохнет нанесенный слой, а также потому, что сравнение позволяет увидеть специфические особенности, мы можем выполнять три работы параллельно. Начинаем все три работы с одним и тем же цветовым сочетанием, изменяем двумя различными цветами (разными во всех трех проектах) и заканчиваем двумя первоначальными цветами. Сравниваем рисунки и пытаемся выявить типичные различия и описать их в поиске названия для картины.