Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СУГГЕСТИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для чего все сказанное было сказано? Исключительно для того, чтобы уважаемый читатель помнил, там где речь идет о творческом процессе догматические принципы, требования и нормативы никогда не являются панацеей от всех бед. А главным принципом обеспечения «гарантированной» безопасности является принцип «творческого подхода». Что же касается остальных, то эффективность их применения в первую очередь определяется конкретной ситуацией: решаемыми задачами, значимостью информации, работающими людьми и т.п.; где-то имеет смысл считать контрольные суммы, а где-то постоянно держать программное обеспечение «в тонусе перемен»; где-то необходимо установить программно-аппаратные парольные системы, а где-то разрешить доступ всем, но закамуфлировать самое ценное под «пенек в лесу». Как это делается для форматов данных и вычислительных процессов показано в [I].


Глава 27(3). Суггестия и безопасность

Для причинынеобходимо одно — чтобыу нее были следствия.

Д. Юм.

Принципиальное отличие методов обеспечения безопасности от явных угроз и методов обеспечения безопасности от скрытых информационных угроз заключается в полном пренебрежении в первом случае т.н. суггестивным шумом, в то время как во втором случае, именно суггестивный шум составляет основу всего явления.

27 (3).1. Управление суггестивным шумом

Случай — это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Это первый принцип всех истинных философов.

Вольтер

Как обычно начнем с вопроса: Что собой представляет суггестивный шум в практической деятельности информационных систем?

Входные данные, поступающие на вход информационной системы,какуже говорилось ранее, благодаря своему воздействию на состояние системы, способны разрушать и создавать новые правила, которыми система и руководствуется в своей практической деятельности. При этом разрушенные правила могут превращаться либо в цели (вопросы), либо в бесхозные факты, ищущие своих вопросов.

Понятно, что входные воздействия можно попытаться классифицировать в зависимости от тех изменений, которые происходят с состоянием системы:

1) увеличение количества правил;

2) увеличение количества фактов;

3) увеличение количества вопросов;

4) отсутствие каких-либо изменений.

Предлагается в том случае, если в результате входного воздействия у системы порождаются правила в противовес целям и фактам, считать данное воздействие целенаправленным, во втором и третьем случаях — хаотическим, в четвертом — невидимым.

Понятно, что при таком подходе одно и то же входное воздействие будет для одной системыцеленаправленным, для другойхаотическим, для третьей невидимым.

Любое входное воздействие может содержать: факты, правила, вопросы. 1 Ив зависимости от состояния системы эти факты, правила, вопросы (цели) представляют собой либо целенаправленное воздействие (идет процесс обучения: как держать ложку, как произносить звук «ом» и т.п.), либо хаос (полученные факты делают известную ранее теорию неверной, либо на вход поступило правило, противоречащее имеющемуся), либо являются невидимыми (мимо пролетела летающая тарелка, которой в модели мира системы в принципе быть не может, поэтому система ее не видит). Вполне возможно, что возможности той или иной системы полностью определяются соотношением в ней и для нее во входных данныхцеленаправленного, хаотического и невидимого воздействия.

Теперь представим себе пациента, который пришел на прием к психотерапевту. Причина в том, что что-то у этого пациента в его понимании или поведении не так как у всех. Чтобы выяснить, что именно не так, необходимо знать правила, которыми данный пациент руководствуется.

Как узнать эти правила?

С помощью вопросов.

Как изменить его модель мира, если она нуждается в изменении?

Изменить модель мира — это значит изменить множество правил, на которых она и базируется.

Изменить правила — это значит либо скорректировать имеющиеся, либо навязать новые.

Скорректировать правило — это значит разрушить его на отдельные или взаимосвязанные факты и вопросы, а затем собрать заново, но уже несколько в ином составе.

Навязать правило — это значит упорно подавать его на вход системы типа навязчивой рекламы: «Пейте дети молоко — будете здоровы».

При этом надо помнить, что просто так взять и навязать новое правило можно только тогда, когда это правило как-то связано со всем остальным знанием пациента и по крайней мере не противоречит ему. В противном случае оно может быть либо невидимо, либо неприемлемо.

Таким образом, просматриваются два направления изменения модели ми­ра:

1) тупое навязывание «правильных» правил;

2) целенаправленная корректировка существующих.

Корректировка существующего правила предполагает следующие два этапа:

1) разрушение «мешающих» правил. Это желательно сделать еще и для увеличения «строительного материала»;

2) создание правила из имеющегося в распоряжении системы материала.

Для того, чтобы разрушить имеющееся правило, на вход системы должны быть поданы факты и вопросы, противоречащие этому правилу. При этом истинность их неважна, если, конечно, пациент не способен осуществить проверку.

Подобные факты разрушают существующую модель мира, являя собой образец хаотического воздействия, — количество фактов и вопросов возрастает, число правил сокращается.

После того, как модель претерпит значительное разрушение, наступает время формирования из обломков новых правил. Это достигается благодаря подаче на вход системы определенным образом скомпонованных вопросов и правил.

Таким образом, придуманные факты разрушают старые правила. заданные вопросы создают новые. Изложенный выше подход изменения модели мира в дальнейшем будем называтьпринципом корректировки правил.

В условиях, когда вопросы и факты, составляющие целенаправленное информационное воздействие на перепрограммирование системы, поступают в нее с потоком любых других вопросов, фактов и правил, можно говорить о скрытом целенаправленном информационном воздействии.

Подобного рода воздействия в дальнейшем будем называть суггестивным шумом.

Прежде чем сделать следующий шаг, подведем черту под предложенной классификацией, определив свое место для каждого введенного в данной модели понятия.

1. Основу процесса обучения информационной самообучающейся мы составляютпроцессы гибели и рождения правил, фактов и целей.

2. Часть структуры системы, называемаяподсистемой управления и обеспечения безопасности, отвечает за управление и защиту от внешних и внутренних угроз.

3. Множество внутренних и внешних угроз, которые могут быть сформулированы в виде правил, названыявными угрозами. Эти правила составляют основу всей структуры подсистемы безопасности, которая и ответственна за выявление во входном потоке явных угроз, в первую очередь опасных фактов и правил. После выявления явных угроз система пытается их устранить, применением известных ей правил управления поведением.

4. Входные данные, не идентифицируемые системой безопасности, в работе определены как шум. При этом, если в поток шума встроены целенаправленно воздействующие вопросы, факты и правила, ориентированные на корректировку модели мира, то такой шум названсуггестивным шумом.

Каждая информационная система постоянно живет в потоке суггестивного шума. И даже если этот входной поток один и тот же для всех, то все равно для каждой системы он индивидуален и неповторим, потому что каждая система воспринимает его, исходя из собственных возможностей по осмыслению и собственной структуры знания. Любая система, даже не осознавая этого, постоянно занята криптоанализом, выделяя из входного потока понятные толь­ко ей события и расшифровывая таким образом окружающий мир. У каждой информационной самообучающейся системы есть своя криптограмма, свой индивидуальный криптографический ключ, составляющий сущность системы, и свой результат, представляющий собой индивидуальный и неповторимый мир.

А существует ли универсальная криптографическая отмычка или т.н. ключ-король?

Иисус, Будда, Магомет, Конфуций, Кастанеда, Ошо и другие предлагают окружающим собственные криптографические ключи в надежде, что именно их ключ и есть тот ключ-король, который способен отпереть все смыслы, а значит и все символические двери, в которых заперто все. индивидуальное неповторимое.

Любая случайная последовательность, если она имеет достаточную длину содержит все ответы и для всех. Поэтому каждый ищет свой ключ, чтобы найти себя.

А теперь вернемся к проблеме перепрограммирования информационных систем потоком входных данных. Все великие учителя человечества, изложенный выше принцип, принцип корректировки правил, использовали для распространения своих учений или, говоря современным языком, для информационной экспансии.

Начнем с одного из древнейших учений — учение Сакиа-муни (Будда). При этом не будем вдаваться в сущность самого учения, а остановимся исключительно на технологии его распространении. Тем более, что сам Сакиа-муни, умерший 543 года до Р.Х. не оставил после себяникаких письменных работ. Его учение устно передавалось около 300 лет и было записано по приказу царя Асоке после Третьего Буддийского собора в Паталипутре.

Исследователи буддизма, как правило, среди причин популярности учения отмечают его доступность простому народу (язык), направленность на жизнь простых людей, гуманизм, открытость для представителей любых каст. Однако все названное более относится к самому учению, а подобных учений в то время было немало, и не объясняет почему учение Сакиа-муни находило для себя носителей среди стольких поколений людей.

Чтобы любое знание способно было уцелеть в веках, для него должна быть создана соответствующая ему структура из его носителей. Именноэтим путем и пошел Сакиа-муни. Вернувшись к людям и занявшись пропагандической деятельностью, он столкнулся с полным неприятием — один против всех. Места для него не было, мир и ученики уже были поделены философами. Наличие учеников— это наличие определенной структуры, определенной «жизненной силы» того или иного знания.

Для того. чтобы внести в мир новое знание, требуется внести в мир носителей этого знания. Осознав это, Сакиа-муни подается в ученики к аскету Касьяпу, у которого в то время было более шестисот последователей. Начинается кропотливая корректировка модели мира аскета Касьяпы. Столкнулись две модели, и одна из них поглотила другую, включив структуру ее носителей в себя. После того, как Касьяпа принял истинность учения Сакиа-муни, за ним потянулись и все его ученики.

Теперь Будда уже был не один; его учение получило физическое тело. Структура, элементами которой стали обращенные ученики, получила возможность наращивать «кожу» в виде различных уточнений классического буддизма, доработок, обоснований.

Сакиа-муни прожил до 80 лет, укрепляя и поддерживая созданноеимучение и его носителей.

Основатель Христианства в своем физическом обличий пробыл на земле очень короткое время (в отличие от Сакиа-муни), но сделал очень и очень много. Из всех известных человечеству учителей уроки Иисуса были самыми эффективными.

Как это делается лучше всех демонстрируется Новым заветом.

1. Входные данные, рассказывающие об одном и том же явлении. поступают из из различных источников (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна и др.), т.е. их всегда можно сопоставить. При этом выяснится, что они совпадают чуть ли не до слова.С точки зрения современного информационного аналитика все сделано чрезвычайно грамотно;

2. Осуществляется обязательная предварительная подготовка общественного мнения перед любой серьезной информационной атакой:

а) «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн. Гл.1);

б) «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лука. Гл. 10).

3. Входные данные, которыми Иисус корректирует модель мира окружающих его, включают:

а)факты-чудеса, подтвержденные различными источниками, которые более всего способствуют разрушению предшествующих информационных моделей:

«Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: « хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лука. Гл.5);

«...Но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог.» Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лука. Гл.8).

«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

И ели и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лука. Гл. 9);

б)вопросы (цели), заставляющие думать о житие:

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

в)готовые правила о том, как надо себя вести для тех, кто сам не додумается:

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему У тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лука. Гл. 6).

4. В речь Иисуса периодически вкрапленыявные угрозынаправленные на сомневающихся:

«А кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лука. Гл. 12).

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лука Гл.13).

Любая корректировка модели мира начинается с вопроса. Вопрос позволяет уточнить эту модель, факт разрушить, и вопрос же заново складывает из обломков новую модель мира.

Точно так построены работы К.Кастанеды [35]. Карлос— это бесконечные вопросы.Хуан - ответы. В книге нет спора между героями, нет противоставлений. В ней есть только вопросы и ответы, которые в свою очередь порождают новые вопросы, уводящие героев все дальше и дальше во внутренний мир.

Для информационной самообучающейся системы порой главное заключается в том, чтобы в нужное время был задан нужный вопрос.

При этом целенаправленно задаваемый вопрос может явиться не только носителем суггестивной угрозы, но и быть средством защиты от нее. Не зря говорится, что один глупец способен задать столько вопросов, что и сотня умных не сможет на них ответить. Но для глупца в этом спасение от сотни умных, которые, отвечая на вопросы, забудут про глупца, занимаясь самогенерацией программ. Не по этой ли схеме поступают порой увлеченные удачливые руководители, когда руководимая ими, процветающая до определенного момента фирма вдруг натыкается на неизвестно откуда взявшийся вопрос. И они начинает, совершая одну ошибку за другой, искать ответ и отвечать, хотя вполне можно и не делать этого, а «сыграть на паузе». Народная мудрость искрится подобными примерами.

Следующим серьезным вопросом, значительно поколебавшим уверенность человечества на его пути ко дворцу Маммона, стал вопрос о соотношении таких понятий каксправедливость и природаприбавочной стоимости. Некоторые ответы, полученные в рамках государственности (тезис о возможности победы коммунизма в одной отдельно взятой стране), положили начало синтезу новой человеческой цивилизации в строгом соответствии с определением цивилизации как реальной совокупности живых существ со своей материальной и духовной культурой.

При этом в основе стратегии и тактики информационного воздействия на народы лежали почти те же сформулированные выше подходы с небольшими, но очень важными обновлениями, обусловленными в первую очередь изменениями, происшедшими с окружающим миром и самими информационными самообучающимися системами:

• резко возросла роль науки;

• крупная промышленность создала всемирный рынок;

• люди стали продавать не себя, а свой труд;

• резко возросло применение машин и т.д.

В Европе изменилась сама структура всего жизненного пространства. В современных больших городах, отравленных чрезмерным скоплением народа , ни один мессия уже не мог накормить всех идущих за ним. Но то, что не может сделать мессия, оказалось по плечу промышленному производству. Поэтому-то и была рождена "философия рынка". И как ее отрицание появился "научный коммунизм" К.Маркса и Ф.Энгельса.

Входная обучающая выборка для своей убедительности объявляется научной. Наука и искусство становятся классовыми. Надобность в свидетелях чудес в этих условиях пропадает: имеется логически обоснованный материал и его надо только развивать. Главная книга «Манифест Коммунистической партии» [59] выдержана с учетом строгих требований к научным трудам.

1. Подробно исследована история вопроса.

2. Представлен анализ движущих сил общественного развития.

3. Сделаны научно обоснованные выводы о том. что будет далее (совсем как в строгих математических дисциплинах): "Таким образом, с развитием крупной промышленности из под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны" («Манифест Коммунистической партии»). Если же пророки от науки предсказали ход событий, то как тогда нормальный человек смеет идти против исторической правды? Пророчество это тоже один из приемов информационного воздействия на самообучающуюся систему. Если ей внушить, что завтра наступит конец, то поверив, она активизирует соответствующие процессы и действительно умрет. Однако в отличие от известных Пророков в случае К.Маркса и Ф.Энгельса впервые миру явлен пример научно обоснованного пророчества которое доступно не только слепо верующим в чудеса, но в каждому, занимающемуся данным разделом науки и способному логически мыслить. В эпоху научно-технической революции подобное учение, будучи поданным в виде обучающей последовательности на вход социальных информационных самообучающихся систем, безусловно, способно повести за собой отдельные народы, но все равно не весь мир.

Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня, когда вопросы, заданные Магометом, воплощаются в государственной политике целых стран и регионов.

Однако мир продолжает изменяться, а значит изменяются мeтoды программирования человечества. И сегодня для того, чтобы навязать миру идеологию "свободного рынка" или "общечеловеческих ценностей" заинтересованные силы уже не призывают на помощь пророков и им не требуется научная обоснованность и т.н. историческая преемственность в объяснении дня грядущего из дня сегодняшнего; достаточно лишь хорошо проработанной стратегии рекламно-психологического воздействия на среднего человека с помощью СМИ. Но при этом как бы хорошо не была продумана входная обучающая выборка, она не может быть одинаково хорошо "видна" (в смысле определения видимости из четвертой части работы) для любой информационной самообучаемой системы. Но если это произойдет, т.е. запрограммированная одинаковость восприятия коснется абсолютного большинства человечества, то тогда надо будет согласиться с Локо Тененте Гобернадором в том, что весь мир действительно увидит, "как перестанет всходить Солнце"

Понятно, что разные люди в зависимости от принадлежности той или иной человеческой цивилизации, от воспитания в атмосфере той или иной духовной культуры и, возможно, даже от особенностей работы НМДА-рецепторов головного мозга, зачастую генетически обусловленной, на вопросы типа:

кому должна принадлежать прибавочная стоимость? бессмертна ли душа? существует ли круг перерождений? можно ли употреблять в пищу человеческое мясо? и др. будут давать совершенно разные, порой взаимопротиворечивые ответы.

Сказанное дополнительно иллюстрирует и объясняет причины, связанные с получением ответов па вопрос: "Почему не существует для стран и народов типового алгоритма их перепрограммирования?". Перепрограммировать можно любую сложную самообучающуюся систему, но делать это придется каждый раз по разному. Именно по этому периодически и возникают новые"системы понятийного поведенческого программирования человечества". Основные из них на сегодняшний день это: буддизм, христианство, ислам, "рыночная философия", коммунизм и др. Причем каждая из них содержит внутри себя Различные диалекты, так христианин может быть православным, католиком или протестантом, коммунист — большевиком или меньшевиком и т.п. Процесс уточнения отдельных понятий не прекращается до тех пор, пока эти понятия существуют. Их гармоничное сочетание, судя по всему происходящему, дает Человечеству способность эффективно и неосознанно отвечать на задаваемые Богом вопросы.

Все это очень похоже на мир программного обеспечения ЭВМ, там тоже каждой компьютерной платформы существует своя базовая система программирования.


27.2 «Структура магии» и проблема останова

Довольство есть смерть духа. Можно все простить, но плесень сознания хуже трупного разложения.

Агни-Йога

Д.Гриндер и Р.Бэндлер в работе «Структура магии» в качестве направления лечения психозов предлагают методы, в основу которых положена коррекция модели мира пациента. При этом авторы исходят из того, что индивидуальная модель мира всегда проецируется в предметный мир в виде текстов, произносимых пациентом. А раз так, то значит анализируя и корректируя эти тексты можно целенаправленно воздействовать на модель мира и, соответственно, на поведение пациента. В результате терапевтический сеанс превращается в последовательность действий, включающую в себя:

а) определение текстов, актуальных для пациента;

б) выявление в текстах искажений, противоречий, опущений;

в) устранение в текстах искажений и противоречий;

г) дополнение текстов.

Основная идея «Структуры магии» заключена в том, что, как правило, текст больного человека является либо неполным, либо содержит противоречия. Исправляя у пациента неадекватное психическое поведение, Д.Гриндер и Р.Бэндлер по существу решают проблему Геделя, пытаясь найти золотую средину между противоречивыми правилами, позволяющими системе охватывать и объяснять чуть ли не весь мир, который в этой ситуации теряет однозначность толкования явлений, и однозначностью толкования явлений мира в ущерб полноте его восприятия. Идет процесс корректировки программы для «человеческого биокомпьютера», где программа представляет собой набор правил.

Кратко напомним основные результаты математической логики, связанные с проблемой Геделя.

А-Тей, П.Грибомон, Ж.Луи и др. «Логический подход к искусственному интеллекту». М.: «Мир», 1990.

Структура языка — некоторая интерпретация этого языка. Теорией относительно определенного языка называется некое множество формул этого языка. Последние называются аксиомами.

Теорема — это логическое следствие из аксиом.

Теория — множество теорем.

Модель теории — такая интерпретация языка, в которой истинны все аксиомынекой теории.

Теория противоречива, если каждая формула этой теории является теоремой. В противном случае теория непротиворечива.

Теория разрешима, если существует алгоритм, позволяющий за конечное числошагов решить, является ли некая формула Л теоремой или отрицанием таковой или же ни тем, ни другим.

Теория полна, если всякая формула языка есть теорема или отрицаниетеоремы.

Теория категорична, если она допускает единственную модель.

Теорема полноты:

1 форма: формула А теории Т является теоремой теории Т тогдаи только тогда, когда А является истинной в Т.

2 форма: теория Т непротиворечива тогда и только тогда, когда онаимеет модель.

****** Дж.Шенфидд. «Математическая логика». М.: «Наука», 1975 г.

Вопрос о том, является ли теория рекурсивно аксиоматизирована сводится к следующему: может ли каждая истина быть доказанной из аксиом, истинность которых очевидна?

Каждая рекурсивная функция вычислима.

Тезис Чсрча. Каждая вычислимая функция рекурсивна и каждый вычислимый предикат рекурсивен.

Теорема Черча. Если Т — непротиворечивое расширение теории N, то теория Т неразрешима.

Лемма. Если Т— рекурсивно аксиоматизированная и полная теория, то Т разрешима.

Теорема о неполноте (Гедель-Россер). Если Т является рекурсивно аксиоматизированным расширением теории № ( № — классическая система аксиом для натуральных чисел, теория № рекурсивно аксиоматизирована), то теория Т неполна.

М.Таубе «Вычислительные машины и здравый смысл» М.: «ПРОГРЕСС», 1964.

Из теоремы Геделя следует, что для любой данной вычислительной машины и любого конечного числа посылок существуют не выводимые из них правильные утверждения- Для сети Мак-Каллока-Питтса с любым конечным числом посылок и конечным числом правил выводы найдется бесконечный класс истинных высказываний, не выводимых с помощью такой сети.

«Логика и компьютер. Моделирование рассуждений и проверка правильности работы программ» / Н.А. Алешина, А.М.Анисов, П-И-Быстров и др.- М.: Наука, 1990 г.

Можно построить для второпорядкового языка точную семантику и точным образом определить семантические понятия общезначимости и логического следования. Но при этом оказывается, что данные понятия в принципе не могут быть формализованы, т.е. нельзя построить такое, обладающее свойством полноты непротиворечивое исчисление, в котором все правила вывода были бы финитны, а число логических аксиом конечным и рекурсивнным.

(Логическое правило финитно, если число посылок этого правила конечны Второпорядковый язык — это язык, в котором кванторы применяются не только по индивидным, но и по предикатным или функциональным переменным).

Теорема Геделя — теорема о неполноте формализованной арифметики. Но «неполнота формализованной арифметики возникает не из-за слабости (неполноты) используемых собственно арифметических аксиом, а является следствием неполноты логических средств, применяемых в исчислении».

Таким образом, подход Д.Гриндера и Р.Бэндлера позволяет проверить насколько выработанные пациентом правила поведения (аксиомы) соответствуют хранящимся у того же пациента исходным данным.

Как применять проблему Геделя к глобальным социальным процессам, связанным с гибелью империй было показано С.Б. Переслегиным в его оценке геополитического положения Европы [71]. Примерно ту же задачу, но применительно к индивидууму, решают Д.Гриндер и Р.Бэндлер. Но если Переслегин, выделив основные противоречия, присущие цивилизациям (Европейская, Восточная, Южная), зафиксировал их как данности, выдержавшие эволюцию и потому полезные, констатировав попутно, что коренное изменение соотношений между полнотой и противоречивостью в психологии цивилизации равносильно гибели этой цивилизации, то авторы «Структуры магии» считают такое изменение для отдельного индивидуума не только возможным, но и благим делом. Однако забывают ответить на один из главных вопросов: Где предел изменениям, после которых начинаются необратимые разрушения корректируемой системы. Не сделав этого, они могут позволить себе сохранить хорошую мину.

Кроме того, прямо противоположные результаты, возможно, объясняются тем, что нельзя буквально переносить гипотезу Переслегина на индивидуума, а терапевтические техники «Структуры магии» на цивилизации. Нельзя, потому что людей много, а цивилизаций мало, временные интервалыих существования существенно различаются и им свойственны различные принципы самообучения. Может быть ещё и поэтому работа Д.Гриндер и Р.Бэндлер дышит оптимизмом, а выводы С.Б.Переслегина не сулят ничего хорошего ни нашей цивилизации, ни ее элементам.

В результате и в языкознании мы пришли, грубо говоря, к той же самой нелинейности», что имеет место в непрерывной математике, описывающей движение сложных природных объектов.

Понятно, что в общем случае задача поиска оптимального соотношения в модели мира между противоречивостью и полнотой относится к алгоритмически неразрешимым, т.е. нельзя придумать единый алгоритм, позволяющий вылечивать все психические заболевания, в основе которых лежит искажение индивидуальной модели мира. Нельзя это сделать хотя бы потому, что процент противоречивости и неполноты текстов напрямую определяется «измерительным прибором» — психотерапевтом. А кроме того, каждый индивидуум имеет свои соотношения между полнотой и противоречивостью, которые частью предпосланы ему генетически, а частью выработаны самостоятельно. И на самом деле трудно сказать чья модель мира более благоприятна для выживания в той или иной обстановке. Не всегда более «богатая» репрезентация мира у индивидуума будет способствовать его процве­танию, порой бывает наоборот. Обладая обедненной моделью мира информационная система просто не в состоянии увидеть многие опасности, а это значит, согласно логике страуса, что опасности тоже могут ее не заметить. Тем более, что очень часто убийцей становится именно страх ожидания обнаруженной угрозы, а не сама угроза. В условиях стресса люди в основном гибнут от страха и потери надежды.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.