Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные функции семьи и их характеристика





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и, прежде всего, ребенка; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей.

2. Рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.

3. Нравственно-психологического обеспечения – создание благоприятного климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества.

На современном этапе в зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей:

1. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип - расширенная или сложная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством, независимо от того, принадлежат они к одному или разным поколениям.

2. В зависимости от состава семьи: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные. Нуклеарная семья - однопоколенная "изолированная" семья, состоящая из родителей и их несовершеннолетних (материально зависимых) детей.

3. В зависимости от структуры семьи: полные, неполные, внебрачные. В зависимости от наличия обоих супругов выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную, где один из супругов отсутствует.

4. В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные.

Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания.

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX - начала ХХ века, П.Ф. Лесгафт, которого по праву следует считать корифеем семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью»:

- Атмосфера любви и взаимного уважения людей.

- Высоконравственный воспитатель, тот, кто учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.

- Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка.

- Исключение так называемых, прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.

- Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, игра в шахматы - рисованием, лепкой. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку.

- Принцип постепенности и последовательности. Воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

- Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел - значит освоил. Примерно в семь лет ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.

Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи. Семейная педагогика выделяет, как основные два противоположных типа семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуются властностью родителей (чаще отца). При этом существует убеждение, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях подобного типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические в таких семьях не редкость). В результате такой «методики» у ребят слабо развивается самостоятельность, инициатива, творчество. Факты также говорят о том, что к подростковому возрасту и именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи, (если семья многопоколенная), характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задание, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети хорошо знают слова «можно», «надо» , «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. Наказания в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей. Демократический тип семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.

Стили семейных взаимоотношений и их характеристика:

1. Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

2. Паритетные - равные взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

3. Сотрудничество - для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.

4. Независимые семьи - каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.

5. Конкурентные семьи - стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.

6. Конфликтные семьи - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.

Типы семьи и их характеристики:

Патриархально-модернизированный тип характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность.

Супружеский тип характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы.

Материнский тип – безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, их характеристики:

1) Экономические причины выражаются в прожиточном уровне ниже черты бедности, в низком уровне заработной платы или ее невыплате, в безработице. Психологические причины выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.

2) Асоциальные причины выражаются в алкоголизме семьи или одного из ее членов, наркомании, проституции.

3) Медицинские причины выражаются в хронических инфекционных и венерических заболеваниях, психических и сексуальных отклонениях.

4) Психологические причины - выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.

Типичные роли детей в проблемных семьях, их характеристика:

1. «Козел отпущения» - ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу.

2. «Любимчик» - эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

3. «Беби» - ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит.

4. «Примиритель» - ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

5. Воспитание по типу Золушки- родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво.

5. Воспитание по типу кумира семьи - выполняются все требования детей.

6. Воспитание по типу кронпринципа- обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители заняты преимущественно собой, своей карьерой.

Деструктивные типы семьи и их характеристик:

Семья – «крепость» – ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями.

Семья – «маскарад» – несогласованность жизненных целей и планов супругов.

Вулканическая» семья – отношения изменчивы, супруги часто расходятся для того, чтобы снова сойтись и относиться друг к другу искренне и нежно.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.