Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Роль индивидуально-психологических особенностей слушателей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ряде работ (Блинникова, 2003; Шик, 1995; Taylor, Gandy, Dark, 1974; Zuzun, 1969) было выявлено, что на характер обозначения воспринимаемых объектов существенное влияние оказывают прошлый опыт, в частности, зрительный и профессиональный опыт индивида. В зависимости от своего профессионального опыта испытуемые по-разному интерпретировали услышанные звуки. В нашем исследовании мы предположили, что индивидуально-психологические особенности людей, также играют важную роль в воспринимаемом качестве эмоционально окрашенных акустических событий. Большинство исследований эмоциональных состояний указывают на влияние темперамента как природной особенности поведения. Среди темпераментальных свойств обращают внимание на общую активность и собственно эмоциональность. Наиболее полно общая активность описывается конструктом экстраверсия-интроверсия (Айзенк, 1993; Кеттел, 2003; Небылицин, 1990; Ольшанникова, 1996; Русалов, 1997; Юнг, 2001; Buss, Plomin, 1975). Эмоциональность представляет собой комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффективных состояний (Аболин, 1989; Айзенк, 1993; Кеттел, 2003; Лазурский, 1995; McCrae, Costa, 1987). Ее эффективным показателем является конструкт эмоциональная стабильность/нестабильность (нейротизм). Оба конструкта используются в качестве основы для типологизации теоретических моделей личности. Особое внимание уделяется эмоциональному интеллекту (Люсин, 2004; Соколова, Сергиенко, 2007; Bar-On, 1997; Goleman, 1995; Salovey, Mayer, 1990), имеющему двойственную природу и связанному с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. В результате теоретического анализа, в качестве индивидуально-психологических особенностей оказывающих влияние на эмоциональную сферу личности, были отобраны экстраверсия, нейротизм и эмоциональный интеллект.

Во второй главе диссертации описывается методика исследования, процедура подбора и апробации эмоционально окрашенного акустического стимульного материала. В основу исследования положен системный метод анализа вербализаций, полученных при описании людьми воспринимаемых событий (Носуленко, 2007; Носуленко, Самойленко, 1995; Самойленко, 1986, 2010; Nosulenko, Samoylenko, 1997, 2009).

Эмпирическое исследование включало в себя подготовительный и основной этап. В рамках подготовительного этапа был осуществлен подбор эмоционально окрашенных акустических событий.

В первой серии подготовительного этапа проводился опрос респондентов с целью выяснения их мнений относительно связи между базовыми эмоциями и знакомыми им звучаниями, которые могли бы эти эмоции вызывать. В опросе приняли участие 130 студентов «Института современного искусства» в возрасте от 18 до 22 лет (средний возраст 20 лет, 64% выборки составляют женщины и 36% - мужчины). В дальнейшем все высказывания подвергались частотному анализу, на основании которого формировался список эмоционально окрашенных акустических событий для каждой из девяти эмоций.

Во второй серии подготовительного этапа мы подбирали соответствующие полученному списку акустические события. В качестве источника использовались фонограммы «10000 профессиональных звуковых эффектов для кинофильмов», а также звуковые базы данных, доступные в Интернете. Для каждой из девяти базовых эмоций отбиралось по пять вариантов акустических событий, наиболее часто упоминаемых при опросе. В результате было подобрано 45 акустических событий с различной эмоциональной окраской.

В третьей серии подготовительного этапа проводилась предварительная оценка субъективного соответствия отобранных звучаний вызываемой эмоции. Группе, состоящей из 15 человек в возрасте от 25 до 54 лет (средний возраст 30 лет, состав выборки включал в себя 60% женщин и 40% мужчин) в индивидуальном порядке предъявлялось каждое из акустических событий (последовательно, по 5 звучаний для каждой эмоции). Участники оценивали по 6-ти балльной шкале (0 – звук совсем не вызывает данную эмоцию, 5 – звук максимально соответствует данной эмоции) степень соответствия конкретной эмоции предъявляемому акустическому событию. При анализе данных, полученных в исследовании, первоначально убирались акустические события, которые хотя бы одним участником оценивались как совсем не вызывающие соответствующую эмоцию. Для оставшихся акустических событий для выявления их соответствия базовым эмоциям подсчитывался коэффициент конкордации Кендалла.

В результате в качестве стимульного материалабыли отобраны 9 акустических событий со значением коэффициента согласованности оценок группы больше 0,6: «гнев» (отбойный молоток (перфоратор)), «интерес» (женский шёпот), «отвращение» (мужская рвота), «печаль» (детский плач), «презрение» (мужская отрыжка), «радость» (детский смех), «страх» (рык животного), «стыд» (сдувающийся шарик), «удивление» (космический радиосигнал (синтезатор)).

Участниками основного этапа исследования были студенты гуманитарных факультетов московских ВУЗов в количестве 121 человек в возрасте от 18 до 54 лет (средний возраст 20 лет, 70% выборки составляют женщины, 30% – мужчины).

Процедура эмпирического исследования заключалась в следующем:

Перед началом исследования с каждым участником проводилось собеседование, а также заполнялась методика «Шкала дифференциальных эмоций» с целью изучения его эмоционального фона. В исследовании принимали участие только те испытуемые, эмоциональный фон которых не содержал выраженных эмоций. Большинство участников оценивало свое состояние как спокойное, остальные - как заинтересованное.

В дальнейшем участнику исследования, находящемуся в звукоизолированной затемненной комнате, в свободном звуковом поле последовательно предъявлялось одно из девяти акустических событий, отобранных на подготовительном этапе. Каждое из акустических событий участники могли прослушивать любое количество раз в течение одной пробы, нажав соответствующую кнопку воспроизведения звука. После прослушивания акустического события участники описывали предъявляемые звучания по направлениям, заданным процедурой полуструктурированного интервью. Эти направления ориентировали слушателей: (1) на описание воспринимаемого источника звука и общего контекста звучания, (2) на характеристику вызываемых данном звуком ассоциаций, (3) на оценку отношения участника к звучанию («нравится – не нравится») и (4) на определение эмоции, которая в этом звучании распознается. Ответы испытуемого фиксировались экспериментатором в журнале и записывались на диктофон. Далее участник заполнял бланки методик «Шкала дифференциальных эмоций» и «Семантический дифференциал в оценке звуковых фрагментов». После заполнения испытуемому предъявлялось следующее акустическое событие. С целью компенсации эффекта последовательности использовалось позиционное уравнивание: схема предъявления акустических событий была разной для каждого слушателя и составлялась таким образом, чтобы в результате звучание занимало каждую из 9 возможных позиций. В конце эмпирического исследования участники заполняли бланки тестовых методик «Личностный тест EPI Г. Айзенка» и «Опросник ЭмИн».

Все речевые высказывания, полученные в рамках основного эмпирического исследования, дословно переводились в текст, который подвергался последующей обработке в соответствии с процедурой системного анализа вербализаций, разработанной В.Н. Носуленко и Е.С. Самойленко (Носуленко, 2007; Носуленко, Самойленко, 1995; Самойленко, 2010). Использование вербальных описаний в качестве репрезентативных данных о характеристиках изучаемых феноменов требует интеграции разных методов, в том числе количественных и качественных, чем определяется системность исследования (Носуленко, 2007). В первую очередь речь идет о сопоставлении результатов анализа свободных вербальных описаний и результатов, полученных с помощью методики «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация теста К. Изарда) (далее – «ШДЭ»), позволяющих выявить десять базовых эмоций. Семантическое описание эмоционально окрашенных акустических событий осуществлялось с помощью методики «Семантический дифференциал в оценке звуковых фрагментов» (Садов, Шпагонова) (далее – СД).

В рамках нашего исследования была проведена эмпирическая проверка факторной структуры и надежности-согласованности данной методики на используемом стимульном материале (9 эмоционально окрашенных акустических событий) и на данном контингенте испытуемых. В результате применения факторного анализа (метод главных компонент, Varimax, ортогональное решение) была выделана 6-ти факторная структура, которая описывается следующими шкалами: Недифференцированная эмоциональная оценка звука (α Кронбаха = 0,94), Естественность звука (α Кронбаха = 0,95), Известность звука (α Кронбаха = 0,88), Высота звука (α Кронбаха = 0,57), Резкость звука (α Кронбаха = 0,72), Сила звука (α Кронбаха = 0,75). Данная структура полностью аналогична структуре, полученной в исследованиях В.А. Садова и Н.Г. Шпагоновой (Садов, Шпагонова, 2006).

Для выявления индивидуально-психологических особенностей каждого участника использовались: данные, выявленные методикой «Личностный опросник Г. Айзенка», характеризующие участника по шкале «интроверсия-экстраверсия» и «нейротизм». Последующий анализ данных осуществлялся только для тех участников, которые попадали в одну из полярных групп: «интроверт» или «экстраверт»; «высокий уровень нейротизма» или «низкий уровень нейротизма»; данные, выявленные методикой «Опросник ЭмИн», характеризующие участника по шкале «Межличностный ЭИ», «Внутриличностный ЭИ», «Понимание эмоций», «Управление эмоциями». Последующий анализ данных осуществлялся только для тех участников, которые попадали в одну из полярных групп с низкими или высокими показателями по шкалам. Также мы ввели переменную «Общий ЭмИн». В случае, если человек по основным шкалам «Опросника ЭмИн» относился к полярным группам с высокими показателями, мы присваивали ему значение «Высокий общий ЭмИн», если он относился к полярным группам с низкими показателями – «Низкий общий ЭмИн». Для всех методик, используемых в исследовании, была проведена дополнительная авторская эмпирическая проверка надежности-согласованности.

В третьей главеизложены результаты эмпирического исследования эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий, их обсуждение и выводы.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.