Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Человек в конечном счете сам решает за себя!

И в конце концов, любое образование должно быть

направлено на воспитание способности принимать решения.

Виктор Франкл

 

Достижение автономии является конечной целью трансакционного анализа. Автономия означает владе­ние собой, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов поведения, не относящихся к делу или неуместных «здесь и теперь».

Каждый обладает способностью достичь определен­ной автономии. Но, несмотря на то что автономия явля­ется исконным правом человека с рождения, мало кто в действительности достигает ее. Берн пишет:

Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он научается, — делать то, что ему говорят, и он про­водит остальную часть своей жизни, делая это. Так что его пер­вое порабощение — порабощение родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой лишь право выбирать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией автономии (1) .

Люди испытывают иллюзию автономии, когда пола­гают, что изменили свой сценарий, а в действительно­сти они лишь изменили декорации, роли, костюмы и т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имею­щий родительские предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с религиозным рве­нием обращать других в своих последователей. Смена обстановки может создавать у человека иллюзии сво­боды, хотя в действительности это — порабощение ро­дительскими предписаниями, только замаскированное.

Подобным же образом женщина со сценарием «Красавица и Чудовище» может верить, что освобож-

дается от жизненных невзгод, разводясь с Чудовищем я заново выходя замуж, хотя на самом деле она может при этом менять одно Чудовище на другое.

Подлинная автономная личность, согласно Берну, — это такая личность, которая осуществляет «проявление и восстановление трех способностей: осознания, спонтанности и искренности» (2).

 

Осознание

 

Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем. Автономная личность являет­ся осознающей. Такая личность очищает от «засоре­ния» Взрослого и начинает слышать, видеть, обонять, осязать, изучать и оценивать независимо. Отбрасывая старые мнения, которые искажают восприятие дейст­вительности, осознающая личность воспринимает мир скорее через личную встречу с ним, чем через то, как она была «приучена» видеть его.

Зная, что жизнь преходяща, осознающая личность ценит природу настоящего. Она чувствует, что хотя какие-то секреты природы известны ей, но многие тай­ны еще предстоит открыть. Осознающая личность мо­жет, стоя на берегу озера, смотреть на цветы, чувство­вать дуновение ветерка и испытывать благоговение. Осознающая личность может, взглянув на закат, воск­ликнуть: «О!»

Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям своего тела, понимая, когда он напря­жен или расслаблен, когда открыт или замкнут. Осоз­нающая личность знает свой внутренний мир чувств и фантазий, не боится и не стыдится его.

Осознающая личность умеет слушать других людей и давать активную обратную связь во время разговора. Осознающая личность не расходует свою психическую энергию на то, чтобы создавать проблемы, использовать различные уловки или планировать психические контратаки. Вместо этого она пытается улучшать кон­такты с другими людьми, устанавливая с ними искрен­ние отношения, совершенствуясь в умении как говорить, так и слушать.

Человек, осознающий самого себя, полностью нахо­дится в настоящем. Его мысль и тело реагируют в уни-

сон ситуации «здесь и теперь»; тело не делает ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек

не говорит сердитых слов, когда улыбается,

не хмурится, когда ситуация вызывает смех,

не срывается посреди пикника, чтобы вернуться к «важным делам»,

не составляет в уме важное деловое письмо, когда занят любовью,

не возвращается заново к событиям прошлой ночи, пока составляет важное служебное письмо на работе,

не носит розовые очки, чтобы не замечать происходящих вокруг событий,

не пирует во время чумы.

Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому поводу чувствуют. Как заме­тил Авраам Линкольн: «Если мы сначала узнаем, где мы находимся и куда стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать».

Первым шагом к интеграции является осознание с помощью Взрослого как контролера. Человек, начина­ющий осознавать, что ведет себя как тиран или бука, может решить, как отнестись к такому поведению, признать его своим и остаться таким, каков он есть, или сознательно отказаться от него. Перлз утверждает: «Все основывается на осознании» (3).

 

Спонтанность

 

Спонтанность — это свобода выбора из полного спектра поведения и чувств Родителя, поведения и чувств Взрослого, поведения и чувств Ребенка (4). Ав­тономная личность является спонтанной и в то же вре­мя гибкой, а не бездумно импульсивной. Такая лич­ность видит, что существует много доступных выборов, и использует то поведение, которое ей кажется подхо­дящим к ситуации и ее цели.

Спонтанная личность свободна и принимает ответст­венность за свои личные выборы. Такая личность от­вергает побуждение жить предопределенным образом и учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывать новые способы мышления, переживания и реагирова-

ния. Она постоянно расширяет и переоценивает репер­туар возможного поведения.

Спонтанная личность проявляет или восстанавлива­ет способность принимать независимые решения. Такая личность признает Родителя и Ребенка как личную историю, но скорее принимает новые решения, чем ос­тается во власти «судьбы». Когда личность не принима­ет самостоятельные решения, пусть и не всегда пра­вильные, ее способности остаются ненаправленными, а поведение неясным и неустойчивым. Нерешительность, согласно Мартину Буберу, — это порок, и этот порок представляет бесцельный круговорот способностей, без которых ничего нельзя достигнуть, но из-за кото­рых, если их не направить и оставить нереализованны­ми, все идет наперекосяк (5). В этом отношении авто­номная личность — это личность, которая принимает решения, придающие целесообразность ее способно­стям. Эта личность сознательно и в разумных пределах принимает ответственность за выбранную ею судьбу.

Принять сознательное решение в отношении себя в состоянии Я Взрослого означает быть свободным — свободным, несмотря на инстинкты и побуждения, сво­бодным, несмотря на наследственность и окружающее влияние. Виктор Франкл пишет:

Конечно, у человека есть инстинкты, но он не находится полностью во власти этих инстинктов. Мы ничего не имеем против инстинктов и против людей, принимающих их. Но мы считаем, что такое принятие должно также предполагать воз­можность отказа, иными словами, оно должно быть свободным решением...

...что касается наследственности, то исследования наслед­ственности показали, как высока степень свободы человека перед лицом предрасположенности. Например, близнецы, имея одинаковую предрасположенность, могут по-разному по­строить свою жизнь. Из двух одинаковых близнецов один ста­новится ловким преступником, в то время как другой — опыт­ным криминалистом...

...что касается окружения, мы знаем, что не оно создает че­ловека, но многое зависит от того, как человек воспринимает окружение, от его установки к нему (6).

Однако от личности требуется большее, чем просто принимать решения. Если личность не поступает в со­ответствии с принятым решением, то такое принятие Решения бессмысленно. Только когда этика и поведение личности соответствуют друг другу, личность явля-

ется конгруэнтной и целостной. Спонтанная личность свободна «делать свои собственные дела», но не За счет эксплуатации и/или равнодушия к другим.

 

Искренность

 

Искренность — это проявление Естественным Ре­бенком сердечности, теплоты и близости к другим. Многие люди страдают от неспособности быть искрен­ними. Маслоу считает, что это особенно справедливо для американцев:

...американцы нуждаются в значительно большем количе­стве терапевтов, потому что они не знают, как быть искренни­ми — у них нет искренней дружбы по сравнению с европей­цами и поэтому у них действительно нет близких друзей, с ко­торыми можно отвести душу (7).

Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда, когда это уместно. Это особенно нелег­ко дается людям, которые сдерживают свои искренние чувства и у которых нет привычки проявлять их. Они мо­гут чувствовать себя неловкими, даже фальшивыми, когда впервые пытаются отказаться от старых программ пове­дения. Тем не менее они делают такие попытки.

В процессе развития способностей к искренности личность становится более открытой — учится раскре­пощаться, открывать другим свой внутренний мир, при­спуская некоторые маски, — но проявляет это качест­во всегда с осознанием Взрослого. Личность воздержи­вается от трансакций, которые мешают близости, избе­гает пренебрежений, пересекающихся трансакций или исполнения игр. Такая личность играет в игры только тогда, когда это является сознательным решением, воз­можно не желая тратить время или энергию на опре­деленного человека или ситуацию. Она не заставляет других играть роли Преследователя, Спасителя, Жерт­вы или оставаться постоянным Ребенком, постоянным Родителем, постоянным Взрослым. Вместо этого она стремится быть открытой и аутентичной, существуя вместе с другими «здесь и теперь», видеть других че­рез их неповторимость, а не через свои искажения от

переживаний прошлого. Такая личность никогда не прибегает к обвинениям:

«Ты в точности такая же неряха, как и твоя мать!»

«Мой отец мог починить все, что угодно. Почему ты не можешь исправить хотя бы кран, чтобы из него не капала вода?»

«Ты точно, как мой брат, всегда хнычешь, если что-нибудь хочешь!»

«Ты точно, как моя сестра, всегда все должно быть по-твоему!»

Люди, которые отвергают осознание, спонтанность и искренность, тем самым отвергают ответственность за свой образ жизни. Они считают себя удачливыми или неудачливыми, полагая без сомнений, что

так предназначено быть и этого не изменить,

так предназначено быть и этого не нужно изменять,

так предназначено быть и только—————может изменить это.

В противоположность этому автономные личности сосредоточены на «существующем, настоящем». Они позволяют развиваться своим способностям и поддер­живают других в том, чтобы поступать так же. Они проецируют свои способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность и цель жизни. Если они и жертвуют чем-либо, то только мень­шей ценностью ради большей, в соответствии с собст­венной системой ценностей. Они заняты не тем, как получить больше, а тем, как быть чем-то большим.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.