Ирина Алексеевна, Вы много лет работаете с детьми, которые подвергались насилию. Насколько часто насилие совершается детьми по отношению к другим детям?
Помощь в ✍️ написании работы
Травля в школе: причины, последствия, помощь
Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ириной Алексеевной Алексеевой. Ирина Алексеевна - психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга», автор многочисленных обучающих программ в области кризисной психологической помощи детям, подросткам и неблагополучным семьям
Ирина Алексеевна, Вы много лет работаете с детьми, которые подвергались насилию. Насколько часто насилие совершается детьми по отношению к другим детям?
- К сожалению, достаточно часто. Травля детей сверстниками в детских коллективах называется буллинг. В нашей стране проблема буллинга, к сожалению, замалчивается, ей не уделяется должное внимание — не проводятся мероприятия, чтобы выявить скрытый буллинг в школах, практически нет научной литературы, в которой бы изучался этот вопрос. На русском языке могу назвать лишь книгу под редакцией Д. Лейна «Детская и подростковая психотерапия» - там одна из глав посвящена этой теме. Конечно, это - капля в море.
Мы с коллегами часто сталкиваемся с проблемой буллинга как психологи-консультанты, ведем семинар «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь». Мы убеждены, что очень важно сейчас говорить о существовании этой проблемы, о том, что буллинг, так или иначе, присутствует в большинстве детских учреждений и коллективов. Потому что травля крайне травматична для детей-жертв и ее последствия тяжело переживаются ими много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.
Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что даже когда в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают ее и не оказывают помощь ребенку-жертве. Часто педагоги находят объяснения, почему того или иного ребенка травят дети: «сам виноват», «сам нарывается», «неадекватный», «не может за себя постоять» и т.п. Важно понимать, что причина буллинга — не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. Обычно, если ребенок, которого травят, просто уходит из класса или школы, на его месте скоро оказывается следующая жертва.
Условия, необходимые для появления и существования травли, включают в себя не только наличие агрессивных детей, склонных к доминированию, и детей, которые примыкают к нападающим, но и определенной среды, в которой взрослые не чувствительны к этой проблеме, не отдают себе отчет в причинах существования травли и в ее последствиях как для ребенка-жертвы, так и для всего коллектива.