Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные подходы к анализу исторического развития науки.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического.

Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в.,. когда «психология осознала, что для нее вопрос жизни смерти найти общий объяснительный принцип...». Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию.

Анализируя их судьбу, Выготский выявил закономерную общую линию в их развитии: от частных открытий в конкретной области к возникновению общих принципов и распространению их на всю психологию и, наконец, превращение в философскую систему и даже в мировоззрение, показав, что ни один из этих принципов не удовлетворяет статусу единственной теории в психологии. Однако объективная потребность.в ней остается важной движущей силой исторического процесса.

Принципы историко-психологического исследования:

1. Принцип историзм, антикваризм, презентизм

2. Общенаучные принципы:

- прогноз будущего развития науки

- детерминизм (учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности)

- системности (анализ психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре)

- развития (принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П.р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния – филогенеза психики и развития психики конкретного человека – онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать различные психические компоненты личности в их развитии – потребностно-мотивационная сфера, характер, личностные качества и т.д. и т.п. )

Чтобы наука развивалась, нужно что-то, что ее подталкивает к развитию и это движущие силы. С психологией все так. Выделяют следующие движущие силы науки:

Кумулятивизм (Галилей) – человеческое познание в виде «бесконечного линейного

накопления частных «атомарных» истин». Согласно этому подходу, наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема. Каждое новое открытие, теория, гипотеза и пр. увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы. При этом ничего не отбрасывается, все накапливается. Такое объяснение трактует рост научного знания чисто количественным образом. Недостаток подхода состоит в том, что отсутствует качественное сравнение научных теорий по глубине отражения на предмет их истинности и ложности.

Революционный подход (Кун) – Сущность концепции: Социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

Когда внутри парадигмы возникают аномалии - факты, не совместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция и на смену ставшей неадекватной парадигме приходит новая.

Эволюционный подход - Первый был разработан К. Поппером: развитие науки представляет собой процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез. Из большого числа гипотез выбираются научные гипотезы, которые обладают большей степени доказательности, и отбрасываются гипотезы или теории, противоречащие опыту, они исключаются из оперируемой системы знаний. В дальнейшем снова выдвигаются новые гипотезы, которые то же подвергаются проверке, одни сохраняются в системе знания, другие отбрасываются. Таким образом, развитие знания не простое накопление всех идей, гипотез и т. д., а выборочное, подвергнутое как бы естественному отбору.

·Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).

·Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Т. Кун: эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции. Причем после каждой научной революции формируется своя система знания (парадигма), не связанная с предыдущей, и наука существует как процесс смены одной парадигмы другой.

 

Большое значение играет вопрос о роли личности в истории, в процессе развития.

Два пути решения проблемы:

- «Теория великих людей» (Карлейль) — суть в том, что именно благодаря конкретным людям наука развивалась. Грубо говоря «не родился бы Пушкин, не было бы русской поэзии»

- «Дух времени» (Гегель) — само время, период располагает к данным открытиям. Грубо говоря «не родился бы Пушкин, родился бы Лермонтов и русская поэзия все равно стала бы великой». Дух времени (нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. Дух времени - это парадигма мышления.

На развитие науки влияют некоторые факторы. Тут также можно рассмотреть два подхода:

- интернализм (Койре) - методологическое направление, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные, возник, как реакция на экстернализм. Наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. Грубо говоря, наука сама по себе развивается.

- экстернализм (Мертон) - методологическое направление, усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных факторах. Грубо говоря, наука, как служанка процесса исторического развития, которая детерминирована социо-культурными факторами.

Тут встает вопрос а какие детерминанты развития науки существуют? (Ярошевский)

Итак, он выделяет несколько детерминант развития:

· предметно-логические (я так понимаю, какие-то вполне конкреные явления оказывают влияния на науку+сюда включается логика и та-даам наука развивается)

· социокультурные (общество и культура влияют на науку, они взаимосвязаны и взаиморазвиваются, это тоже я так думаю)

· личностно-психологические (о чем-то подобном уже говорилось выше, вклад каждого отдельного человека со всеми его заморочками влияет на науку)

Для изучения психологии в свое развитии также был предложен категориальный анализ (Ярошевский) - способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности.

Категории — это наиболее общие понятия данной предметной области: образ, действие, мотив. Применение К. а. позволило, в частности, понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, отличную от философии и физиологии. Используются объяснительные принципы, которые помогают понять суть явлений данной науки: принцип детерминизма, принцип системности. И, конечно, в каждой науке существуют специфические проблемы, которые являются теоретическими вопросами, не имеющими однозначного ответа, например, психофизическая проблема.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.