Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Как мы создаем наши состояния и модели поведения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутренние представления:

Что и как мы отображаем в нашем сознании

Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании


Поведение: Речевое — говорить Физическое — делать Изменение цвета кожи Дыхание

Физиология: Поза

Биохимические процессы

Нервная энергия

Дыхание

Мышечное напряжение/расслабление


ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принима­ем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием.

Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. За­тем, используя процессы обобщения, изменения и стира­ния, мозг преобразует эти электрические сигналы и от­фильтровывает их в единое внутреннее представление.

Таким образом, ваши внутренние представления, ва­ше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное (личное) внутреннее представление о происходящем. Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различ­ных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных пере­понок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапли­вает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасы­вая при этом все остальное.

Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить боль­ше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными уг­лами. У них в этот момент была различная физиоло­гия, и у них по-разному был организован процесс вос­приятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть ка­кое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни




 

было, оба свидетеля будут иметь совершенно различ­ные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представле­ния, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем.

Есть одна важная концепция, которая используется в НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоро­вье», «важные характеристики карты имеют смысл. Кар­та не является той территорией, которую она представ­ляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление че­ловека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индиви­дуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета-программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн од­нажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов».

Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию проис­ходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуа­ции такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может


сфокусироваться на том, что у него получается лучше. Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете предста­вить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия.

Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являют­ся наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парали­зован, он смог ввести себя в активное, продуктивное со­стояние. Помните, ничто не является по своей сути аб­солютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспом­нить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наи­более активном творческом состоянии.

Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас от­ложить книгу и пройтись босиком по раскаленным уг­лям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпри­нять данное действие.

Хождение по углям учит людей изменять свое со­стояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на дей­ствия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые хо­дят босиком по углям, — это те же самые люди, кото­рые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять


свою физиологию и свои внутренние представления о том, на что они способны и на что нет. Поэтому ходьба по углям превратилась для них из чего-то ужасного в то, что они поняли, знают и могут делать. Они научи­лись переводить себя в активное, творческое состояние, а находясь в этом состоянии, они способны на многие действия и результаты, в прошлом казавшиеся им со­вершенно невозможными.

Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Ес­ли уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь огра­ничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям. Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощуще­ния или состояния, которые могут сделать жизнь луч­ше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сде­лав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть мно­жество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется.

Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить воз­можность совершать действия, которые дали бы эти ре­зультаты. Если у вас это не получится, вы не только


обречены на неудачную попытку, у вас не хватит духу даже предпринять эту попытку. Естественно, соответст­вующими будут и результаты. Если я скажу вам: «Да­вайте пройдемся по углям», то стимулы, которые я пе­редаю вам словами, попадут в ваш мозг и сформируют соответствующее представление. Если вы представите себе при этом дикарей с кольцами в носу, выполняю­щих какой-то жуткий обряд, или людей, которых сжи­гают заживо, это вряд ли вызовет в вас продуктивное состояние. Если вы представите самого себя обгорев­шим, ваше состояние окажется еще хуже.

Однако, если вы представите себе веселых людей, пры­гающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогу­ливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится ус­пехом.

Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы предста­вим, что все будет нормально, мы создадим в себе внут­ренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они мо­гут добиться любых результатов, каких только пожела­ют. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не


всегда достигаем того, чего хотим, однако, когда мы соз­даем соответствующее состояние духа, мы получаем са­мые благоприятные возможности для эффективного ис­пользования всех своих внутренних ресурсов.

Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работа­ют совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определя­ет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моде­лям поведения. Количество вариантов определяется ко­личеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну мо­дель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились ис­комого результата. Поэтому у них создалось устойчи­вое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так.

У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматри­вая телепередачи, мы черпаем сведения, которые фор­мируют образ внешнего мира и наши представления о s том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Мит­челлом главным моментом, сформировавшим его, бы­ло воспоминание о человеке, которого он знал в детст­ве. Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед-


шее так, что оно не могло помешать ему быть абсолют­но счастливым.

Для успешного моделирования других людей, нам нужно только отыскать те конкретные убеждения, ко­торые заставили их представлять себе мир таким об­разом, что они смогли предпринять эффективные дей­ствия. Нам надо точно узнать, как они представляли себе свой собственный опыт об этом мире. Что они говорили? Что они чувствовали? И опять-таки, если мы сумеем создать такие же ощущения в своем собст­венном организме, мы сможем получить аналогичные результаты. В этом как раз и состоит суть моделиро­вания.

Жизнь всегда дает те или иные результаты. Это од­на из ее констант. Если вы осознанно не решите, какие результаты вы хотите получить, и не будете их соответ­ствующим образом представлять, тогда какая-нибудь случайность — разговор, телевизионная передача и т. д. — может создать такие состояния, из которых воз­никнут модели поведения, вовсе не поддерживающие вас, а способствующие вашему падению. Жизнь как река. Она течет себе, и будет нести вас по течению, если вы не станете предпринимать осознанных целенаправ­ленных действий, для того чтобы плыть в том направле­нии, которое для себя наметили. Еще ее можно срав­нить с огородом. Если вы не посеете в своем мозгу те умственные и физиологические семена необходимых вам результатов, он зарастет сорняками. Если мы не нау­чимся осознанно управлять своим сознанием и состоя­ниями, то окружающая среда может сама создать в нас определенные состояния, часто нежелательные. Резуль­таты могут быть катастрофическими. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно стояли на страже своего соз­нания, корректируя наше восприятие мира. Мы долж­ны ежедневно пропалывать свой огород.


Одним из наиболее показательных примеров неже­лательного состояния является история Карла Вал-ленды, воздушного акробата из знаменитой цирковой труппы «Летающие Валленды». Много лет он с колос­сальным успехом выполнял свои феноменальные цир­ковые номера, никогда не задумываясь о возможности падения. И вдруг однажды он сказал своей жене, что видел себя падающим. Впервые в жизни он начал ус­тойчиво и четко представлять себе факт собственного падения. Спустя три месяца после того, как он впервые заговорил об этом, он упал с трапеции и разбился на­смерть. Некоторые люди могут сказать, что у него было предчувствие. Но есть и другая точка зрения — он соз­дал в своей нервной системе устойчивый образ, постоян­ный сигнал, который вызвал в нем состояние, спровоци­ровавшее падение, т. е. он сам создал результат. Он направил свое сознание в новое русло, и трагедия свер­шилась. Вот почему так важно в жизни концентриро­ваться на том, чего мы хотим добиться, а не на том, чего мы не хотим.

Если вы будете постоянно сосредоточивать свое вни­мание на всем плохом в жизни, на всем том, чего вы не хотите, и на всевозможных проблемах, вы будете при­водить себя в состояние, которое поддерживает такой тип поведения и такие результаты. Кстати, ревнивый ли вы человек? Нет, вы не ревнивы. Возможно, в про­шлом вам приходилось пребывать в состоянии ревно­сти, проявляя при этом соответствующее поведение. Однако вы — это не ваше поведение. Сделав, таким образом, соответствующие обобщения о своей прошлой жизни, вы создаете в себе уверенность, которая будет направлять ваши действия и управлять ими в буду­щем. Помните, что ваше поведение является результа­том вашего состояния, а ваше состояние, в свою очередь, является результатом вашего внутреннего представ-


ления и вашей физиологии. И то и другое вы можете изменить в считанные секунды. Если в прошлом вы были ревнивы, это значит, что вы просто представляли вещи таким образом, что это создавало соответствую­щее состояние. Сейчас вы можете представлять собы­тия и вещи по-новому и создавать другие состояния, которые будут выливаться в соответствующее поведе­ние. Помните, у нас всегда есть выбор представления себе тех или иных событий или явлений. Если вы вооб­разите, что ваш возлюбленный (возлюбленная) обма­нывает вас, очень скоро вы почувствуете себя в состоя­нии ревности и гнева. Помните, у вас нет никаких свидетельств того, что это так, но вы ведете себя, будто они есть. Поэтому когда он придет домой, вы будете выказывать ему свое подозрение или ярость. В таком состоянии как же вы будете обращаться с человеком, которого любите? Как правило, не очень хорошо. Вы начнете придираться к нему, говорить обидные слова, а может быть, и оскорблять. Или просто будете чувст­вовать себя плохо, что впоследствии неизбежно выль­ется в соответствующее поведение.

Помните, что человек, которого вы любите, мог не сде­лать ничего плохого, но ваше поведение, вытекающее из того непродуктивного состояния, вполне возможно, заставит его сожалеть, что он с вами, а не с кем-нибудь другим. Если вы ревнуете, вы сами создали такое со­стояние. Вы можете сменить свои негативные образы на позитивные, если представите любимого человека на­пряженно работающим, и по этой причине, задерживаю­щегося с приходом домой. Новый процесс представле­ния приведет вас в такое состояние, которое позволит вам встретить этого человека как желанного и дать по­чувствовать ему, что вы хотите быть вместе с ним. Воз­можно, наступят такие времена, когда ваш возлюблен­ный будет вести себя именно так, как вы воображали, но


зачем тратить столько сил и эмоций до тех пор, пока вы не узнали правду наверняка? Скорее всего, вы все это выдумали, тем не менее, уже создали столько страхов и причинили столько боли друг другу, и ради чего?

Прародитель каждого действия — мысль.

Ралф Уолдо Эмерсон

Если мы будем контролировать наше общение с са­мими собой и создавать визуальные, слуховые и кине­стетические (тактильные) сигналы того, чего мы хотим, то сможем добиться значительных положительных ре­зультатов, даже в таких ситуациях, когда шансы на успех представляются ограниченными или недости­жимыми вообще. Самые энергичные и преуспеваю­щие менеджеры, тренеры, воспитатели и организато­ры — это люди, способные представлять себе и другим жизненные обстоятельства таким образом, который предвещает успех и посылает сигналы успеха в нерв­ную систему, несмотря на кажущуюся безнадежность внешних стимулов. Они поддерживают себя и других в состоянии полной мобилизации ресурсов, так, что мо­гут продолжать действовать до тех пор, пока не добь­ются полного успеха. Вы, очевидно, слышали о Мэле Фишере, который в течение семнадцати лет искал за­тонувшие в морской пучине сокровища, пока не нашел слитки золота и серебра общей стоимостью свыше 400 миллионов долларов. В статье, которую я читал о нем, одного из членов экипажа спросили, почему он так долго работал с Мэлом. Тот ответил, что у Мэла была удивительная способность воодушевлять всех. Каждый день Фишер говорил самому себе и своему экипажу: «Сегодня день удачи», а на исходе этого дня повторял: «Завтра день удачи». Но просто сказать — недостаточно. Он говорил это с полной убежденно-


стью, рисуя себе и другим картины триумфа и пред­чувствуя его. Каждый день он приводил себя в такое состояние, которое давало ему возможность продол­жать поиски, пока они не увенчались успехом. Вот классический пример Формулы Абсолютного Успеха. Он знал, что ему нужно, он предпринимал решитель­ные действия, он учился тому, что срабатывает, а если эти приемы не срабатывали, он пытался сделать что-то еще, пока не добился успеха.

Одним из лучших организаторов, которых я знаю, является Дик Томей, старший тренер футбольной ко­манды Гавайского университета. Он очень хорошо зна­ет, как внутренние представления человека влияют на его работоспособность и результаты. Однажды, в матче с университетской командой из Вайоминга, его ребят совсем загоняли по полю. После первого тайма счет был 0:22, и впечатление было такое, будто его команда играет с противником в разные игры.

Можете представить, в каком состоянии были игро­ки, когда шли в раздевалку на перерыв. Томей взгля­нул на их опущенные головы и хмурые лица и понял, что если он не изменит их состояние, то и второй тайм не даст результата. В том физиологическом состоянии, в котором они находились, в том отчаянии они не смогли бы реализовать свои ресурсы.

Поэтому Дик принес им большую папку с газетны­ми вырезками и фотографиями, которые он собирал многие годы. В каждой заметке рассказывалось о фут­больных командах, которые проигрывали с подобным или еще большим счетом, однако смогли собраться и одержать победу, вложив в нее все свои силы и всю свою волю. Он заставил игроков прочитать эти статьи вслух, вселив в них совершенно новую веру, веру в то, что они могут вернуться на поле и выиграть, и эта вера (внутреннее представление) привела игроков в совер-


шенно новое нейрофизиологическое состояние. И что же произошло? Команда Томея вышла на поле и иг­рала так, как будто это была последняя игра в жизни, при этом соперники из Вайоминга не смогли набрать ни одного очка за весь второй тайм и проиграли 27:22. Игроки Томея добились этого потому, что сумели из­менить свое внутреннее представление о границах своих возможностей.

Не так давно я летел в самолете вместе с Кеном Бланшаром, соавтором книги «Менеджер за минуту». Он только что написал статью для журнала «Гольф дайджест», озаглавленную «Игрок в гольф за минуту». Бланшар занимался с одним из ведущих американ­ских инструкторов по гольфу и в результате значи­тельно расширил свои познания в технике игры. Он пожаловался мне, что изучил огромное количество тон­костей этой игры, но не в состоянии их все запомнить. Тогда я сказал ему, что не нужно зацикливаться на этих особенностях, и спросил, бывали ли у него в жизни случаи, когда он очень удачно бил по мячу. Он ответил, что, конечно, бывали, и не раз. И тогда я объяснил ему, в чем суть мобилизации ресурсов, которые наверняка записаны у него в подсознании. Все, что ему нужно бы­ло сделать, это привести себя в то состояние, которое он испытывал во время удачных ударов и которое, навер­няка, закрепилось у него в подсознании. На то, чтобы научить его приводить себя в это состояние и использо­вать для этого соответствующие приемы, ушло всего несколько минут (Вы научитесь этой технике в гла­ве 17.) Что же случилось затем? Он вышел на поле и отыграл самый лучший круг за последние пятнадцать лет, при этом показал результат на пятнадцать ударов лучше своего предыдущего круга. Почему это про­изошло? Потому что нет ничего мощнее активного со­стояния. Ему даже не надо было делать попыток, чтобы


что-то запомнить. У него все получалось само собой. Просто ему нужно было научиться пользоваться тем, что у него уже имелось.

Помните, что поведение человека является резуль­татом того состояния, в котором он находится. Если вам когда-либо удавалось добиваться высоких резуль­татов, вы можете повторить их, войдя в то же самое умственное и физическое состояние, в котором нахо­дились тогда. Перед Олимпийскими играми 1984 го­да я работал с Майклом О'Брайеном, пловцом, кото­рый выступал на дистанции 1500 метров вольным стилем. Он усиленно тренировался, но чувствовал, что не достигает той спортивной формы, которая позволи­ла бы ему рассчитывать на успех. Он ощущал в себе целый ряд внутренних барьеров, и ему казалось, что они ограничивают его возможности. Майкл считал, что не может претендовать на первое место, и рассчитывал на бронзовую или, в лучшем случае, на серебряную медаль. Его соперник Джордж Дикарло несколько раз выигрывал у Майкла.

Я провел с Майклом полтора часа и помог ему смо­делировать собственное состояние пикового результата, то есть понять, как он создавал продуктивные физиоло­гические условия организма, о чем он думал, что гово­рил себе на одном из соревнований, на котором он побе­дил Джорджа Дикарло. Мы реконструировали все умственные и физические действия, которые он совер­шал тогда, когда выигрывал заплывы. Мы выстроили эти действия в цепочку вплоть до выстрела стартового пистолета. Я узнал, что накануне победы над Джорд­жем Дикарло он перед заплывом слушал Хью Льюиса и программу новостей. Поэтому я включил в цепочку даже это прослушивание. И в день олимпийского фи­нального заплыва он делал все точно так же, совершал те же действия, что и в тот день, когда победил, — даже


Хью Льюиса прослушал. И он победил Джорджа Ди-карло и выиграл золотую медаль, опередив соперника на целых шесть секунд.

Вы видели когда-нибудь фильм «Поля, где гуляет смерть»? Там есть потрясающая сцена, которую я ни­когда не забуду: мальчик двенадцати — тринадцати лет, который живет среди абсолютного хаоса и разруше­ния, находясь в состоянии полной безысходности, хва­тает пулемет и начинает стрелять в кого-то вдалеке. Это ужасная сцена. Как вы думаете, что может дове­сти двенадцатилетнего ребенка до такого состояния, чтобы он сделал подобное? Этому способствовали два фактора: во-первых, он был в состоянии такой фруст­рации, что сознание вычерпалось в нем до самого дна и его личность была полностью опустошена. Во-вто­рых, этот мальчик жил в обстановке, насквозь пропи­танной войной и разрушением, поэтому схватить пуле­мет было самой естественной реакцией в таком состоянии. Он видел, как это постоянно делают дру­гие, и, не задумываясь, сделал то же самое. Это ужас­ный негативный опыт. Нужно заставлять себя кон­центрироваться на более положительных состояниях. Понятно, что все то, что мы можем сделать в одном состоянии, совершенно невозможно для нас в другом, будь то добро или зло. Я постоянно подчеркиваю это снова и снова, пытаясь прочно внушить вам: поведе­ние людей определяется тем состоянием, в котором они находятся. То, как человек реагирует на события и предметы в этом конкретном состоянии, основано на его модели мира, то есть на накопленном опыте нейро-физиологических стратегий. Я не смог бы помочь Майк­лу О'Брайену выиграть олимпийскую золотую медаль, если бы он сам не стремился к этому и не накопил за всю свою жизнь достаточное количество стратегий, мы­шечных реакций и т. д. Все, что я смог сделать, это


найти для него то состояние, в котором он смог наибо­лее эффективно мобилизовать все свои ресурсы, свои стратегии успеха, и привести их в действие в минуты решающего старта.

Большинство людей не предпринимает активных осознанных усилий по управлению своими состояния­ми. Они просыпаются утром либо подавленными, либо полными энергии. Хорошие новости возвышают их, плохие — бросают в бездну. Одним из различий между людьми в любой сфере деятельности является то, на­сколько эффективно они руководят своими ресурсами. Наиболее явственно это проявляется в спорте. Нет спортсменов, которые побеждали бы всегда, но есть от­дельные выдающиеся атлеты, которые обладают спо­собностью приводить себя в активное, продуктивное со­стояние почти по команде, умея всегда подняться над обстоятельствами. Почему Реджи Джексон выиграл все последние забеги? Как удается Ларри Берду или Джер­ри Уэсту вырабатывать в себе устойчивую способность забрасывать все решающие мячи на последних мину­тах матчей? Дело в том, что им удается мобилизовать все лучшее в себе именно тогда, когда это нужно, когда ставки наиболее высоки.

Изменение состояния — вот, что нужно большинст­ву людей. Они стремятся к счастью, радости, экстазу и уравновешенности. Они хотят душевного покоя или избавления от тех состояний, которые им не по душе. Например, они чувствуют себя подавленными, разо­зленными, огорченными, скучающими. Что делает при этом большинство людей? Как правило, они включа­ют телевизор, чтобы получить новые впечатления для формирования своих новых представлений. Они смот­рят на экран и смеются. Они потихоньку выходят из своего подавленного состояния. Одни выходят из до­ма, отправляются куда-нибудь поужинать, выкурива-


ют сигарету или напиваются. Другие, с более положи­тельным настроем, отправляются в спортзал. Одно пло­хо у большинства таких подходов — полученные в результате состояния непродолжительны. Когда за­канчивается телепередача, человек снова погружается в то же самое мрачное представление о своей жизни. Грустные мысли и тяжелые чувства возвращаются к нему после вкусного ужина или наутро после выпивки. Вот та цена, которую приходится платить за временную перемену состояния. Эта книга научит вас тому, как радикально менять свои внутренние представления и физиологические состояния без внешних средств, ко­торые часто создают дополнительные проблемы. Для чего люди используют алкоголь и наркотики? Совсем не потому, что им нравится дырявить иглами свои ве­ны, а потому, что им нравится состояние эйфории, но они не знают, как по-другому привести себя в такое состояние. Мне доводилось наблюдать детей, которые были уже законченными наркоманами, но бросили эту вредную привычку после прогулки босиком по раска­ленным углям, потому что им давалась более совер­шенная и элегантная модель достижения понравив­шегося им состояния. Один парень, который сидел на героиновой игле более шести с половиной лет, прошел босиком по углям и сказал: «Всё, с наркотиками по­кончено. Я никогда не испытывал от иглы ничего по­хожего на то, что я почувствовал, перейдя на другую сторону костра».

Это совсем не означает, что ему теперь придется ре­гулярно ходить по раскаленным углям. Он просто впер­вые получил доступ к этому новому состоянию. Сделав что-то такое, что раньше он считал для себя совершенно невозможным, он выработал в себе новую модель пове­дения, которая теперь поможет ему чувствовать себя лучше.


Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть сво­его мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Са­мое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути.

Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильт­рует внешние впечатления мира. Он определяет те со­стояния, которые мы будем постоянно создавать в опре­деленных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную си­лу имеет над нами вера



Рождение

Совершенства

Вера


Человек — это то, во что он верит.

А. П. Чехов

В своей замечательной книге «Анатомия болезни» Норман Казинс рассказывает поучительную историю о Пабло Казальсе, одном из величайших музыкантов два­дцатого столетия. Это история о вере и возрождении, из которой мы все можем извлечь положительный урок.

Казинс рассказывает, как он познакомился с Казаль-сом незадолго до девяностолетия выдающегося виолон­челиста. Казинс вспоминает, что было больно смотреть на то, как этот старик начинает свой день. Он был на­столько слаб и разбит артритом, что не мог одеться без посторонней помощи. Эмфизема легких затрудняла ды­хание. Он передвигался с палочкой, сгорбленный, вытя­нув вперед тощую шею. Руки у него распухли, пальцы скрючились. Он выглядел очень старым и чрезвычайно усталым человеком.

Прежде чем сесть завтракать, он подошел к форте­пиано, одному из тех инструментов, которыми владел мастерски. С огромным трудом опустился на стул пе-


ред инструментом. Казалось, ему стоит колоссальных усилий поднести свои скрюченные, распухшие пальцы к клавиатуре.

А затем произошло чудо. Внезапно Казальс полно­стью преобразился прямо на глазах у Казинса. Он во­шел в продуктивное творческое состояние, при этом вся его физиология изменилась настолько, что он начал дви­гаться и играть, показывая такое великолепное мастер­ство, которое трудно было ожидать даже от здорового, сильного и темпераментного пианиста. Как вспоминает Казинс, «пальцы медленно выпрямились и потянулись к клавишам с такой легкостью и нежностью, как голов­ки цветов тянутся к солнцу. Спина выпрямилась, каза­лось, он стал дышать легко и свободно». Сама мысль о том, что он сейчас будет играть на фортепиано, полно­стью изменила все его внутреннее состояние и все его существо. Казальс начал с произведения Баха, играя с большим чувством, но сдержанно. После этого он сыг­рал концерт Брамса, при этом казалось, что его пальцы буквально летают над клавишами. «Впечатление было такое, словно все его тело слилось с музыкой, — пишет Казинс. — И не было больше закрепощенного и сгорб­ленного старика, грация и страсть полностью вытесни­ли из него весь артрит». В тот момент, когда он выхо­дил из-за фортепиано, казалось, это совершенно другой человек, отличный от того, что садился играть. Он стал стройнее и казался выше, он уже мог ходить без палоч­ки. Он быстро подошел к обеденному столу, с большим удовольствием съел свой завтрак и отправился на про­гулку вдоль побережья.

Мы обычно думаем о вере как о религиозных или политических доктринах, и часто это действительно так. Но в более широком смысле вера — направляющий принцип, убежденность или страсть, которые могут при­дать жизни значение, смысл и ориентацию. Нам откры-




 

ваются разнообразные стимулы. Убеждения представ­ляют собой систему организованных фильтров для на­шего восприятия окружающего мира. Верования напо­минают командиров нашего мозга. Когда мы твердо верим в то, что нечто является истинным, мы даем ко­манду собственному мозгу, как представлять себе это «нечто». Казальс верил в музыку и искусство. Эта ве­ра вносила в его жизнь красоту, порядок и благородст­во, и эта вера ежедневно творила с ним чудо. Посколь­ку он верил в сверхъестественную силу искусства, он заряжался невероятной энергией. Собственные убеж­дения ежедневно превращали его из усталого старика, в полного энергии и жизни, гения. В каком-то смысле вера поддерживала в нем жизнь.

Джон Стюарт Милль написал: «Один человек с твер­дой верой равен по силе девяноста девяти другим, у которых есть только интересы». Именно поэтому мож­но сказать, что вера открывает для каждого путь к со­вершенству. Вера командует нашей нервной системой. Когда вы верите, что нечто существует, вы буквально переводите себя в состояние, в котором оперируете этим «нечто» как действительно существующим. Если эф­фективно использовать свою веру, она может стать наи­более мощным источником создания добра в вашей жиз­ни. С другой стороны, такие верования, которые ограничивают ваши действия и мысли, могут стать чрез­вычайно разрушительными. Религия на протяжении всей истории человечества вдохновляла миллионы лю­дей и давала им силы совершать такое, о чем они не могли и помыслить. Вера помогает нам открыть в себе глубочайшие ресурсы и направить их на достижение нужных нам результатов.

Верования — и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достиг­нем. Люди, не обладающие верой и не выработавшие


в себе способности применять ее, совершенно бессиль­ны. Они подобны лодке без руля и ветрил. Когда же у вас появляется вера, вы обретаете энергию для соверше­ния таких действий и создания для себя такого окру­жающего мира, в котором вы хотите жить. Вера помога­ет нам увидеть, чего мы хотим, и заряжает нас энергией для достижения этого.

По сути, в мире не существует более мощной силы, управляющей поведением человека, чем вера. В дейст­вительности вся история человечества является исто­рией веры. Люди, которые изменили ход истории — будь то Иисус Христос, Магомет, Коперник, Колумб, Эдисон или Эйнштейн, — были людьми, которые смог­ли изменить нашу веру. Поэтому для того, чтобы изме­нить свое поведение, нам, прежде всего надо изменить систему наших верований. Если мы с вами хотим мо­делировать совершенство, нам надо научиться моде­лировать верования и убеждения тех, кто уже достиг его.

Чем больше мы узнаем о человеческом поведении, тем больше убеждаемся в необычайной власти, которую имеет в нашей жизни вера. Часто эта власть опрокиды­вает системы логических построений насчет жизни, ко­торые уже имеются у большинства из нас. Даже на уровне физиологии верования (конгруэнтные внутренние представления и убеждения) контролируют нашу реальность. Не так давно было проведено интересное исследование среди больных шизофренией. У женщи­ны, страдающей раздвоением личности, обычно уровень сахара в крови не превышал нормы, но во время при­ступов шизофрении, когда она начинала верить, что боль­на диабетом, вся ее физиология изменялась настолько, что уровень сахара в крови поднимался до уровня, ха­рактерного для диабетиков. Ее вера становилась ее ре­альностью.


О фактах, подобных этому, говорят многочисленные опыты, в которых к человеку в состоянии гипнотиче­ского транса прикасались кусочком льда, уверяя его в том, что это кусок раскаленного металла. В результате в месте контакта появлялся ожог. Мы видим, что важна не реальность, а вера — прямые, безапелляционные ко­манды, посылаемые в нервную систему. А мозг просто делает то, что ему велят.

Большинство из нас знает, что такое эффект плацебо. Люди, которым говорят, что лекарство принесет им поль­зу, будут многократно ощущать эту пользу даже тогда, когда им будут давать пустые таблетки (плацебо), не имеющие никаких активных свойств. Норман Казинс, убедившийся на собственном опыте в силе веры в борьбе с собственной болезнью, делает вывод: «В лекарствах, не всегда есть необходимость. Вера в выздоровление изле­чивает чаще». Одно интересное исследование эффекта плацебо было проведено с группой пациентов с пробод­ной язвой. Они были разделены на две группы. Пациен­ты в первой группе были информированы о том, что им будут давать новое лекарство, которое приведет к полно­му излечению. Те, кто был во второй группе, получили информацию, что им будут давать экспериментальное новое лекарство, о свойствах которого пока известно очень мало. 70% больных в первой группе почувствовали зна­чительное улучшение состояния, и только 25% больных — во второй группе. В обоих случаях пациенты получали лекарства без медикаментозных свойств, то есть чистое плацебо. Единственное отличие, как вы видите, — раз­личные системы верований, которые были им внушены. Еще более впечатляют многочисленные наблюдения за людьми, которым давали лекарства с заведомо негатив­ным эффектом, но они не чувствовали никакого ухудше­ния здоровья, если им говорили, что лекарство даст поло­жительный результат.


Исследования, проведенные доктором Эндрю Уэй-лом, показали, что ощущения, которые испытывают нар­команы, почти полностью соответствуют их ожидани­ям. Он обнаружил, что мог успокоить человека, дав ему дозу амфетамина и сказав, что это успокаивающее, или стимулировать человека, дав ему барбитурат и сказав, что это стимулятор. «Все "волшебство" лекарств нахо­дится в мозгу пациента, а не в самом лекарстве», — сделал вывод Уэйл.

Во всех этих случаях единственной константой, ко­торая сильнее всего воздействовала на результаты, бы­ла вера, постоянный, конгруэнтный поток информации, поступающей в мозг и нервную систему. При всем его могуществе в этом процессе нет никакого таинства. Ве­ра — не что иное, как состояние, внутреннее представ­ление, которое управляет нашим поведением. Это мо­жет быть вдохновляющая вера в благоприятные возможности — вера в то, что мы можем преуспеть или добиться желаемого. Но это может быть и лишающая сил, угнетающая вера — вера в то, что у нас ничего не выйдет, что у нас есть четкие ограничения, которые не­возможно снять или преодолеть. Если вы верите в успех, у вас появятся силы и вдохновение для его достиже­ния. Если же ваша вера запрограмирована на неуда­чу, эти мысли неизбежно приведут вас к печальному опыту. Помните, когда вы говорите себе, что можете что-то сделать, и когда вы говорите, что у вас это не выйдет, в обоих случаях вы правы. Обе эти веры имеют силь­ную власть. Вопрос заключается в том, какой вере луч­ше следовать и как выработать в себе такую веру.

Дорога к совершенству начинается с осознания того, что наша вера — это наш выбор. Обычно мы так не думаем, тем не менее, выбор веры — сознательный вы­бор. Вы можете выбрать для себя такие убеждения, ко­торые будут ограничивать вас, а можете выбрать веру,


которая будет вас поддерживать. Важно сделать такой выбор, который способствовал бы успеху и достижению желаемых результатов, и отбросить все, что тянет вас назад.

Самое большое заблуждение людей относительно ве­ры заключается в том, что они рассматривают ее как статичную, чисто интеллектуальную концепцию. Такое понимание расходится с понятием действий и резуль­татов. Ничто не может быть дальше от истины, чем та­кое убеждение. Веру нужно рассматривать как откры­тую дверь к совершенству именно потому, что в ней нет ничего отрешенного или статичного.

Именно наша вера определяет, какую часть потен­циала мы сможем запрячь в работу. Верования могут открывать или перекрывать поток свежих идей. Пред­ставьте себе следующую ситуацию. Кто-то просит вас: «Принеси, пожалуйста, соль». Вы идете в соседнюю ком­нату, думая про себя: «Я не знаю где она». Оглядыва­ясь кругом в течение нескольких минут, вы кричите: «Я ее не вижу». Тогда этот человек встает, приходит на кухню и берет соль с полочки, которая находится пря­мо перед вами, говоря при этом: «Посмотри, она прямо у тебя перед глазами. Если бы она была змеей, то ужа­лила бы тебя». Когда вы сказали: «Я ее не вижу», вы дали своему мозгу команду не видеть соль. В психоло­гии это называется схотомой. Помните, что любой чело­веческий опыт, все, что вы когда-либо говорили, видели, слышали, чувствовали, нюхали или пробовали на вкус, сохраняется в вашем мозгу. Когда вы говорите с убеж­дением, что чего-то не помните, вы абсолютно правы. Но когда вы с таким же убеждением говорите, что вы може­те что-то сделать, вы даете команду своей нервной систе­ме, и она открывает те каналы вашего мозга, которые потенциально содержат ту информацию, которая нуж­на вам для ответа или действия.


Они могут, потому что они считают, что могут.

Вергилий

Итак, что же такое вера? Это заранее организован­ная, построенная в виде определенной структуры систе­ма подходов к восприятию окружающего мира, кото­рая постоянно фильтрует нашу связь с самими собой. Откуда же берется вера? Почему у одних людей такие убеждения и верования, которые толкают их к успеху, в то время как у других такая вера, которая постоянно приводит их к поражению? Если мы хотим моделиро­вать такую веру, которая приведет нас к совершенству, то первое, что мы должны сделать, — выяснить, откуда эта вера берется.

Первый источник — окружающая среда. Вот где наиболее явственно можно проследить, как успех поро­ждает успех, а поражение — поражение. Самое ужас­ное в жизни в гетто — это не ежедневный страх и лише­ния. Люди могут смириться с этим. Настоящим кошмаром является то воздействие, которое оказывает такое окружение на верования и мечты человека. Если все, что вы видите кругом, — отчаяние, если все, что вы видите кругом, — несчастье, то очень трудно построить в себе такое внутреннее представление, которое вело бы к успеху. Как вы помните, в предыдущей главе мы гово­рили о том, что моделирование — это процесс, которым мы занимаемся постоянно. Если вы растете среди богат­ства и успеха, вам легче моделировать богатство и успех. Если же вы растете среди нищеты и отчаяния, откуда могут взяться ваши модели благоприятных возможно­стей? Альберт Эйнштейн говорил: «Немногие люди спо­собны спокойно выражать воззрения, отличные от пред­рассудков их социального окружения. Большинство людей не способны даже сформировать в себе такие убе-


Рождение совершенства — вера___________97

ждения». На одном из моих «продвинутых» курсов по моделированию я провожу со слушателями занятие, включающее работу с бездомными, которые живут на улицах больших городов. Мы приводим их в аудито­рию и пытаемся смоделировать их систему верований и умственных стратегий. Мы их кормим, окружаем лю­бовью и вниманием, а потом просим поделиться с нами историей своей жизни, как они чувствуют себя в своем нынешнем состоянии и что, по их убеждению, произой­дет с ними дальше. Затем мы сопоставляем их поведе­ние с поведением людей, которые, несмотря на большие физические или эмоциональные трагедии, сумели ра­дикально изменить свою жизнь.

На одном из последних семинаров мы расспраши­вали двадцативосьмилетнего нищего, здорового и силь­ного, явно неглупого, с приятной наружностью. Поче­му же он был столь несчастлив и жил на улице, в то время как У. Митчелл, у которого, по крайней мере, на первый взгляд, было гораздо меньше ресурсов для то­го, чтобы изменить свою жизнь, был столь счастлив? Дело в том, что Митчелл вырос в такой среде, которая давала ему примеры, модели людей, преодолевших ко­лоссальные трудности и обретших для себя жизнь, пол­ную радости. Этим он создавал внутри себя веру: «Я тоже так смогу». В отличие от него этот молодой чело­век (назовем его Джон) вырос в среде, где подобных моделей не существовало. Его мать была проститут­кой, отец попал в тюрьму за убийство. Когда Джону было восемь лет, отец приучил его к героину. Такая окружающая среда, безусловно, сыграла свою роль в формировании его системы верований, которая огра­ничивалась тем, чтобы выжить. Она также подсказы­вала средства для достижения этого: жить на улице, воровать, пытаться заглушить свою боль наркотиками. Он глубоко убежден, что люди всегда норовят оби-


деть и обмануть тебя, если ты зазевался, что никто ни­кого не любит и т. д. Мы работали с этим парнем це­лый вечер и сумели изменить его систему верований с помощью своих методик (подробно это будет рассмот­рено в главе 6). В результате в тот же вечер он порвал с наркотиками и со всей своей прошлой жизнью. Он начал работать и обрел множество друзей, живет сей­час в совершенно новом окружении с новыми убежде­ниями, добиваясь все новых и новых результатов.

Доктор Бенджамин Блум из Чикагского универси­тета, наблюдая за сотней самых выдающихся молодых спортсменов, музыкантов и ученых, с удивлением обна­ружил, что большинство из них в детстве не выказыва­ли никаких задатков гениальности.

Однако, получая внимание, мудрое руководство и под­держку, они начали развиваться сами. Убежденность в том, что они могут чего-то достичь, наступила прежде, чем проявились признаки большого таланта.

Окружающая среда может быть наиболее важным и очень сильным генератором веры и убеждений, но не единственным. Если бы это было не так, мы бы жили в статичном мире, где дети богатых знали бы только бо­гатство, а дети нищих никогда бы не вырывались из нищеты. Но мы видим и другие факторы, способствую­щие формированию веры.

События, мелкие или значительные, могут помочь формированию веры. В жизни каждого человека быва­ют события, которые остаются в памяти навечно. Где вы находились в тот день, когда был убит Джон Ф. Кенне­ди? Если вы взрослый человек, я уверен, что вы помните это до сих пор. Для многих людей это был день, кото­рый в значительной степени и навсегда изменил их ми­ровоззрение. Точно так же вы можете вспомнить мно­жество событий из своей собственной жизни, которые оказали на вас такое влияние, что сохранятся в вашей


памяти навсегда. Это и есть тот опыт, который форми­рует систему верований, способных преобразить всю на­шу жизнь.

Когда мне было тринадцать лет, я уже начал задумываться, чем бы заняться в жизни, и решил, что буду спортивным репортером. Однажды я вычитал в газе­те, что в ближайшем книжном магазине Говард Коселл будет давать автографы купившим его новую книгу. И я подумал, что, если я хочу стать спортивным репор­тером, мне нужно начать брать интервью у профессио­налов. Почему бы не начать с самого верха? Я сбежал из школы, одолжил, у кого-то, диктофон и попросил мать подвезти меня к книжному магазину. Когда я туда приехал, господин Коселл уже собирался уходить. Я разволновался и запаниковал. Он был окру­жен толпой репортеров, каждый из которых хотел ус­лышать его заключительные комментарии и ответы на свои вопросы. Каким-то образом мне удалось пролезть под руками у нескольких репортеров и приблизиться к Коселлу. И сразу же скороговоркой я стал расска­зывать ему о том, чем занимаюсь, и что собираюсь де­лать, и попросил у него короткое эксклюзивное интер­вью. И тут, на виду у десятка ожидающих репортеров, Говард Коселл дал мне интервью. Этот опыт полно­стью изменил систему моих представлений о том, что возможно в жизни, о том, кто в жизни доступен, и о том, какое вознаграждение можно получить, открывая лю­дям, чего ты добиваешься. Благодаря поддержке Коселла я получил работу в ежедневной газете и сделал карьеру в этой области.

Третий источник формирования веры — знания. Непосредственный жизненный опыт — один из источ­ников знаний. Другие знания мы получаем из чтения, просмотра фильмов, наблюдения за окружающим ми­ром, запечатленным другими в произведениях искусст-


ва. Знания — один из самых могучих рычагов, позво­ляющих вырваться из оков неблагоприятной среды. Не­важно, насколько мрачен мир вокруг вас: если вы чита­ете о достижениях других, вы можете создать в себе систему верований, которая позволит и вам преуспеть. Доктор Роберт Кервин, чернокожий политолог, писал в «Нью-Йорк тайме» о том, как пример Джеки Робинсо­на, первого черного игрока в высшей лиге, полностью изменил всю его жизнь, когда он был подростком: «Я был вдохновлен тем, что принадлежу к той же расе, что и он; уровень моих ожиданий значительно возрос бла­годаря его примеру».

Четвертый способ формирования веры, в себя — опора на наши прошлые результаты. Самый надеж­ный способ поверить, что вы можете что-то сделать, — сделать это хотя бы раз. Если один раз вам сопутство­вал успех, гораздо легче сформировать в себе веру, что вы преуспеете снова. Я должен был подготовить пер­вый, черновой вариант этой книги менее чем за месяц, чтобы уложиться в сроки. Я не был уверен, что смогу. Но, когда я приступил к работе и стал писать по одной главе в день, я понял, что могу сделать это. И, преуспев однажды, я знал, что смогу сделать это снова. Я сумел создать в себе такую уверенность, которая позволила мне закончить книгу в срок.

Все журналисты проходят через этот опыт — когда нужно писать к жесткому сроку. В жизни не много вещей столь же неприятных, как необходимость за­кончить статью в течение одного часа, находясь под постоянным давлением сроков выхода газеты. Боль­шинство начинающих журналистов очень боятся это­го непременного элемента их профессии. Но, что они с удивлением обнаруживают, если им удается преуспеть раз-другой, они уже уверены в том, что смогут успешно справиться с заданием и в будущем. Они не становят-


ся проворнее или умнее с возрастом, но однажды уве­ровав в то, что могут выдать материал тогда, когда нужно, они начинают понимать, что могут сделать это всегда. То же самое можно сказать об артистах, биз­несменах или людях любой другой профессии. Вера в то, что что-то может быть сделано, становится сбываю­щимся пророчеством.

Пятый способ формирования веры — это вызов в своем сознании переживания результата, которого вы только желаете достичь, как будто вы его уже до­стигли. Точно так же как прошлый опыт может изме­нить ваши внутренние представления и веру в то, что вам по силам, ваш воображаемый опыт, представление о том, какими вы хотите видеть вещи и дела в будущем, может влиять на вашу веру. Я называю это переживанием триумфа авансом. Если те результаты, которые вы имеете, не дают вам необходимого мощного и продуктивного состояния, вы можете создать для себя тот воображаемый мир, который вам нужен, и воспользоваться его воображаемым опытом для изменения своих состояний, своей веры и способа действий. Например, если вы торговец, сколько денег вам легче заработать: десять или сто тысяч долларов? Дело в том, что легче заработать сто тысяч. Сейчас я объясню вам почему. Если ваша цель — заработать десять тысяч долларов, тогда то, чего вы хотите добиться, — просто заработать достаточно, чтобы заплатить по счетам. Если это и есть ваша цель, ради которой вы столь напряженно и тяжело работаете, то, как вы думаете, будет ли этого достаточно, чтобы возбудить, вдохновить вас, дать необходимые ре­сурсы для работы? Будете ли вы гореть на работе, ду­мая: «Работай, парень, работай! К концу месяца ты на­конец-то сможешь заработать столько, чтобы оплатить свои счета»? Не знаю, как вас, но меня бы такая пер­спектива совершенно не завела.


Однако торговля есть торговля. Вы, в принципе, зво­ните и встречаетесь с теми же людьми, поставляете им те же самые продукты, вне зависимости от того, чего вы рассчитываете достичь. Поэтому гораздо более волную­щим, гораздо более привлекательным является рабо­тать ради прибыли в сто тысяч долларов, чем в десять тысяч. При этом ваше состояние возбуждения гораздо скорее заставит вас предпринимать тот набор продук­тивных действий, который позволит раскрыть более вы­сокие потенциалы, чем просто надежда заработать на скромное существование.

Естественно, деньги — это не единственное средство для самомотивации. Какой бы ни была ваша цель, если вы создадите в своем мозгу четкое представление о тех результатах, которые вы хотите получить, и представите себе это так, как если бы вы уже достигли их, вы переве­дете себя в такое состояние, которое дает вам возмож­ность добиться желаемых результатов.

Все вышесказанное представляет собой способы са­момобилизации. У большинства из нас убеждения и верования складываются хаотично и случайно. Мы впи­тываем мысли — как хорошие, так и плохие — из окру­жающего нас мира. Поэтому одна из основных идей этой книги — убедить вас в том, что вы не опавший лист, гонимый ветром. Вы сами можете формировать свою веру и управлять ею. Вы можете контролировать спо­собы, которыми моделируете других. Вы можете созна­тельно направлять свою жизнь. Вы способны на пере­мены. Если и есть какое-то ключевое слово в этой книге, то это слово — «перемены». Я хочу задать вам один из самых главных вопросов. Каковы главные из ваших убеждений относительно того, кто вы есть и на что вы способны? Выкройте несколько минут и изложите на бумаге пять ваших главных убеждений, которые огра­ничивали вашу деятельность в прошлом:



 

1.

2.

3.

4.

5.

А теперь составьте список из пяти положительных убеждений, которые теперь могут поддерживать вас в достижении самых высоких целей:

1.

2.

3.

4.

5.

Одна из основных посылок, которых мы с вами бу­дем придерживаться, состоит в том, чтобы каждый из этих списков был датирован и соотносился с тем време­нем, когда он был составлен. Каждый из них — не ис­тина в конечной инстанции. Он действителен только для конкретного лица и в конкретное время. Он может меняться. Если у вас сформирована негативная систе­ма верований, вы должны были уже понять, какой урон она может вам нанести. Но так же важно понимать, что система убеждений столь же непостоянна, как длина ваших волос, ваше отношение к конкретной музыке, к качеству ваших отношений с каким-то конкретным ли­цом. Если вы сейчас ездите на «Хонде» и пришли к выводу, что будете счастливее, обладая «Крайслером», «Кадиллаком» или «Мерседесом, в ваших силах сме­нить машину.

Ваши внутренние представления и верования — яв­ления одного порядка. Если они вам не нравятся, их можно поменять. У нас всех внутри сформирована свое-


образная иерархия, шкала ценностей. У нас есть основ­ные принципы, понятия, которые мы считаем фунда­ментальными и за которые готовы умереть. Это такие вещи, как патриотизм, семья и любовь. Но большая часть нашей жизни управляется другими убеждениями о воз­можности успеха или счастья, которые мы бессознательно формируем у себя на протяжении многих лет. Задача состоит в том, чтобы разобраться в этих убеждениях и проверить, работают ли они на нас, вдохновляют ли нас и эффективны ли они.

Мы говорили уже о важности моделирования. Мо­делирование совершенства начинается с моделирова­ния убеждений. Для того чтобы смоделировать неко­торые из них, нужно время, но, если вы способны читать,, думать и слышать, вы можете смоделировать систему верований, свойственную наиболее преуспевающим людям на этой планете. Когда Дж. Поль Гетти начинал свою жизнь, он поставил перед собой задачу изучить системы верований наиболее преуспевающих людей на, земном шаре, а затем стал моделировать их. Вы таким же образом можете смоделировать его систему убеждений, а также системы верований самых выдающихся людей современности, читая их автобиографии.

Откуда берутся наши личные убеждения? Берем ли их у первого встречного на улице? Впитываем ли мы из телепередач и радио? Воспринимаем ли мы их у того, кто говорит дольше и громче всех? Если вы хотите преуспеть, то разумно быть осмотрительным в выборе своих убеждений, а не просто блуждать по ок­рестностям, подбирая все, что к вам прилипает. Важно понимать, что тот потенциал, которым мы обладаем, те результаты, которых мы добиваемся, есть процесс ди­намического развития, начинающийся с веры. Я хотел бы пояснить суть этого процесса с помощью следующей схемы:


 


 

Потенциал Действие

 


 

 

Убежденность/ настрой Результат


Предположим, человек убежден, что какое-то дело у него не выйдет. Предположим, он внушил себе, что он плохой студент. Если он настроен на провал, то какую часть своего потенциала он сможет использовать? Не так много. Он уже внушил себе, что многого не знает. Он уже дал своему мозгу сигнал к ожиданию провала. Если он начинает жизнь с таких настроений, каких действий можно от него в принципе ожидать? Будут ли это действия уверенного в себе, энергичного, цельного и настойчивого человека? Будут ли они отражать его реальный потенциал? Скорее всего, нет. Если вы убеждены в том, что вас неминуемо ждет провал, тогда нет


смысла упорно трудиться. То есть вы начали с построе­ния системы верований, акцентированных на том, чего вы не можете, системы, посылающей сигналы в вашу нерв­ную систему, которая теперь отреагирует совершенно определенным образом. Вы включили в работу только очень ограниченный объем своего потенциала. Ваши действия будут вялыми, они будут идти не от души, а от половины души. Какие можно ожидать результаты? Скорее всего, они будут убогими. А теперь скажите, ка­кое воздействие эти жалкие результаты окажут на ва­ши будущие дела? Можно с уверенностью сказать, что они только усилят ваши негативные убеждения, с кото­рых вся цепочка и началась. Если это называется фор­мулой успеха, тогда футбольную команду «Лос-Анд­желес рейдерз» можно считать балетной труппой.

То, что мы имеем в данном случае, — классическая нисходящая спираль: неудача порождает неудачу. Люди, которые считают себя несчастными и у которых «вся жизнь пошла прахом», столь долго остаются в жизни без каких-либо существенных результатов, что начина­ют верить в то, что не способны ни на какие результаты. Они не делают практически ничего для того, чтобы вы­пустить на волю свои истинные потенциальные возмож­ности, и стараются устроить свою жизнь таким образом, чтобы им приходилось работать поменьше. А от такой работы какие можно ожидать результаты? Безусловно, результаты будут ничтожны, и это подорвет их веру еще сильнее.

Добрая древесина не вырастает в тиши: чем сильнее ветры, тем прочнее деревья.

Дж. Уиллард Марриотт

Давайте теперь подойдем к делу иначе. Начнем с боль­ших ожиданий. И не просто с ожиданий — вы глубоко


уверены каждой клеточкой своего существа, что вас ждет успех. Начиная с такой прямой, четкой формулировки эго, во что вы верите, какую часть своего потенциала вы можете раскрыть и использовать? Скорее всего, значительную. Каких действий от вас следует ожидать в та­ком случае? Станете ли вы довольствоваться малым и делать все вполсилы? Конечно, нет! Вы возбуждены, пол­ны энергии, у вас огромные ожидания успеха, вы собирае­тесь палить из всех пушек? Если вы будете прилагать такие усилия, каких результатов следует ожидать? Можно биться об заклад, что результаты будут великолепные. И какое влияние окажет это на вашу веру и способность добиваться еще более существенных результатов в будущем? Это полная противоположность тому порочному кругу. В этом случае успех будет порождать новый успех, и генерировать еще большую удачу, а каждый очередной успех будет укреплять вашу веру и давать новый импульс к еще более масштабным успехам.

Бывают ли осечки у предприимчивых людей? Без­условно, бывают. Гарантирует ли стойкая и прочная вера всякий раз новый успех? Конечно, нет. Если кто-то скажет вам, что у него есть волшебная формула, гарантирующая постоянный огромный успех, скорее прячь­те свой бумажник и отправляйтесь в противоположную сторону. Однако история подтверждает вновь и вновь, что люди, которые придерживаются оптимистичной, вдохновляющей системы верований, оказываются спо­собны на продвижение вперед и достижение стабиль­ных успехов. Авраам Линкольн проиграл целый ряд важных выборов, но он продолжал верить в свою спо­собность добиться долгосрочного успеха. Он вдохнов­лял себя на успех и не обращал внимания на неудачи. Его система верований была нацелена на совершенство, и он, в конце концов, достиг его. А, достигнув совершен­ства, он сумел изменить историю своей страны.


Иногда для того, чтобы преуспеть, совершенно необя­зательно иметь безграничную веру в свои силы и стойкий настрой на успех. Порой люди добиваются выдающихся результатов только потому, что не знают обо всех сложно­стях и препятствиях на этом пути. Иногда просто доста­точно не иметь убеждений, ограничивающих ваши воз­можности. Есть, например, история о молодом человеке, который заснул прямо на уроке математики. Он про­снулся вместе со звонком, посмотрел на доску и списал оттуда две задачи, думая, что это домашнее задание. Придя домой, он ломал голову над этими задачами весь остав­шийся день и.всю ночь, но не смог решить их. Однако он не сдавался и в конце недели все-таки получил ответ на одну из них и принес решение в класс. Учитель был; просто потрясен. Оказалось, что задача, которую он решил, считалась неразрешимой. Если бы ученик знал это, он бы даже не пытался решить ее. Но поскольку он не говорил себе, что решения нет, а, совсем напротив, думал, что должен найти ответ, он оказался способен на это.

Другой способ изменить веру — это опровергнуть ее собственным опытом. Вот еще одна причина, почему мы занимаемся хождением по горящим углям. Меня не очень волнует, способны ли люди ходить босиком по огню, но мне важно, чтобы они оказались способны со­вершить что-то такое, что считали ранее невозможным. Если вы способны совершить то, что считали ранее для себя совершенно немыслимым, то это заставит вас изме­нить свои убеждения.

Жизнь, как правило, оказывается гораздо более тон­кой и сложной, чем многие из нас думают. Поэтому, если вы до сих пор этого не сделали, пересмотрите свои убеждения и примите решение о том, какие из них вы должны изменить и на что именно их стоит заменить.

Следующий вопрос: изображенная справа фигура выпуклая или вогнутая?


 

 

Это глупый вопрос. Все зависит от того, как вы на нее посмотрите.

Ваша действительность — это та дейст­вительность, которую вы сами для себя соз­даете. Если у вас положительные внутрен­ние представления о ней, то это потому, что вы их создали такими для себя сами. Если они у вас отрицательные, то вы сами в этом виноваты. Можно назвать бесчисленное ко­личество убеждений, которые способствуют совершенству и ведут к нему, но я выбрал всего семь, которые мне представляются осо­бенно важными. Я называю их...



Семь

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.