Истинные изменения наступят только тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять собою... словом, стать образцом.
Мрахам Ливанов
Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориентироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопознания, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.
Вернуться от познания природы вообще к познанию природы самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной деятельности.
Исходное начало, на котором должно строиться образование, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования человека. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых технологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно заниматься самосовершенствованием.
В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей категории по отношению к культуре учебного труда и рассматривается как система, входящая в состав двух суперсистем - умственный труд и культура личности.
КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.
Умственная деятельность, уровень умственного труда, качество интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повышать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не является чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудится. Так, если студент живет в среде, богатой источниками стимуляции и возможностями для развития, то его интеллект будет развиваться быстро. Основным препятствием на пути совершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а неумение эти способности правильно использовать.
Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каждый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллектуальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого саморазвития, формирования профессиональной зрелости. В последние годы это приобретает все большую теоретическую и практическую актуальность и подтверждается самим формированием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли знания и приобретения ею социального статуса.
Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», происходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-
щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г .
Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех этапах земной цивилизации.
Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов.
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педагогика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опирался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как индивида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.
Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства личности, присущие определенному конкретному человеку. Самосознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.
Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев делает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершенствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личностным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предотвращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.
В более широком значении акмеологию следует рассматривать как науку об условиях успешной деятельности зрелой
личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творческих сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества1.
Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.
Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной деятельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения которой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его духовного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма.
Существенное отличие акмеологии от психологии, педагогики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является понятие продуктивности и уровня профессионализма.А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом понятие профессионализма должно быть, конечно же, соответствующим образом специфицировано.
Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам); закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, саморганизация, самокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых требований, идущих как извне, от современной культуры, науки,
техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.
Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессиональной и управленческой деятельности. Здесь рассматривается зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, риторическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководителем собственной деятельности.
Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельности личности, вершина профессионализма (акме).
Сегодня требуется новый тип работника — профессионально компетентного, владеющего разнообразными видами деятельности в новых условиях, обладающего необходимыми личностными качествами, такими, как мобильность мышления в быстро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государственность, социальная ответственность и др.
В этой связи вырисовывается важность акмеологизагиивысшего образованиякак основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядромпрогрессивного образования является человек, его природный механизм.
Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно привести себя к самообразованию, самосовершенствованию.
1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда
В обществе все совершается людьми, и люди не могут совершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.
В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по лучшим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-познавательной деятельности, а затем оправдываешь свою слабость обстоятельствами жизни.
Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.
Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информация. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолюбие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессионалом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.
Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»: .
Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образцами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.
Суть культуры умственного труда - понять, какие человеческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного
труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.
Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напряжение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занимает особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потребления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственности за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, действовать.
Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соответственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступени лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может включать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Самоактуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.
Какие же потребности заставляют человека с самого рождения строить свою жизнь как процесс решения усложняющихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это значит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.
Каковы потребности человека? Это:
♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);
♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп па названа «социальные потребности», или вторичные. Они базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в
• Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);
♦ потребности познавать и преобразовывать как внешний окружающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта группа потребностей получила название «идеальные», или базовые; . .
♦ удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятельности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;
♦ потребность в компетенции или вооруженности. Потребности в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.
Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют любую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или мучительны, или напрасны.
Если в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание таких потребностей создает его неповторимый дух, духовный мир, его уникальную духовность.
Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красоте, самоактуализации, самосовершенствованию.
Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией.
Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенствоваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.
Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нравственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.
Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стремиться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.
Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:
♦ потребность в поиске смысла жизни;
♦ потребность в другом человеке, в людях;
♦ потребность в самоутверждении.
Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.
Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.
. В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культуры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.
Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превращение способностей и возможностей в действительность связано с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.
Потребность в другом человеке, в людях развивается благодаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-
%м человека на человека. Сила и мощь способного к единению с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.
Потребность в самоутверждении можно решить по-разно-\у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.
Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержания, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоянно совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение научными формами самосовершенствования есть процесс реализации способностей.
Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком определенной профессиональной деятельности. Способности существуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и умственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необходимые способности.
Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.
Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.
Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-
Каждое элементарное проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способности лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.
Элементарными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смысловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свойства проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности.
Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности - учению, труду, общению, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, воспитательные, рефлексивные.Иногда о способностях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.
Одаренность — совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и
общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, психологическим установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.
Гениальность — высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.
Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, познании и профессиональной деятельности.Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности развиваются скорее и лучше.
Благодаря способности трудиться человек развивается, совершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспевает в развитии своей сугубо человеческой способности трудиться, тем более надежную почву обеспечит для своего будущего, будущего своих детей, общества в целом, в котором живет, радуется, страдает, которому служит.
Успех самосовершенствования зависит от многих факторов. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обучению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Только в этом случае происходит значимое, полезное, результативное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мысли ичувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При таком самообучении становишься более самостоятельным, творческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокритика.
Условием успеха является сосредоточенность. Концентрация внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идтивперед.
Я хочу - Я умею! . ......... ..,....,... .,..._„. ,,_...„._.__
Я могу - Я делаю!
У меня все получится!
Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!
Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:
а- анализ г- решения
>, б - цель д - реализация
в - план е - результаты ж — анализ деятельности и результатов
Мы живем в эпоху информационного взрыва и стремительного технического прогресса, поэтому важно учиться говорить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»
При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требуется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i ,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.
Духовное состояние определяется мыслями, которые исходят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторение какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.
Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.
Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.
Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умственного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь любые способности раскрываются только при их использовании.
Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исходящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и воспринимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитивному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положительные цепочки.
Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые представляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, способная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над собой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.
Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фундаментальными являются: потребность (хочу), которая преобразуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).
Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личностью высокой культуры.
Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате возникает мир студентов, не желающих и не решающихся на самостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — результат такого процесса.
Решимость - это проявление энергии действия. Опыт показывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.
Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, качество студента, понятие, с которого начинается и которым завершается процесс самосовершенствования культуры умственного труда.
♦ К чему готов студент сегодня? Какова у него структура потребностей?
♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?
♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?
♦ Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?
Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет искать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, научиться выбирать из нескольких проблем одну, самую существенную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.