Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА 1 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истинные изменения наступят толь­ко тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять со­бою... словом, стать образцом.

Мрахам Ливанов

Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориен­тироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопозна­ния, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.

Вернуться от познания природы вообще к познанию при­роды самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной дея­тельности.

Исходное начало, на котором должно строиться образова­ние, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования чело­века. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых тех­нологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно занимать­ся самосовершенствованием.


В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей катего­рии по отношению к культуре учебного труда и рассматривает­ся как система, входящая в состав двух суперсистем - ум­ственный труд и культура личности.

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

Умственная деятельность, уровень умственного труда, каче­ство интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повы­шать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не явля­ется чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудит­ся. Так, если студент живет в среде, богатой источниками сти­муляции и возможностями для развития, то его интеллект бу­дет развиваться быстро. Основным препятствием на пути со­вершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а не­умение эти способности правильно использовать.

Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каж­дый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллек­туальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого само­развития, формирования профессиональной зрелости. В после­дние годы это приобретает все большую теоретическую и прак­тическую актуальность и подтверждается самим формирова­нием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли зна­ния и приобретения ею социального статуса.

Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», про­исходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-


щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г .

Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех эта­пах земной цивилизации.

Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появле­ние этого термина относится к периоду бурного интеллекту­ального и социального поиска 1920-х годов.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет позна­ния» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педаго­гика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опи­рался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как инди­вида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.

Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивиду­альности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания сво­его жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства лич­ности, присущие определенному конкретному человеку. Само­сознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.

Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев де­лает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершен­ствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личност­ным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предот­вращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.

В более широком значении акмеологию следует рассматри­вать как науку об условиях успешной деятельности зрелой


личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творчес­ких сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и ду­ховные ценности общества1.

Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.

Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной дея­тельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения кото­рой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его ду­ховного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессио­нальной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и даль­нейшего практического использования различного рода факто­ров, способствующих повышению профессионального мастер­ства, достижению вершин профессионализма.

Существенное отличие акмеологии от психологии, педаго­гики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно вы­деляет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является по­нятие продуктивности и уровня профессионализма.А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом по­нятие профессионализма должно быть, конечно же, соответству­ющим образом специфицировано.

Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидатель­ной деятельности на пути к высшим достижениям (верши­нам); закономерности обучения вершинам жизни и профессио­нализма в деятельности; самообразование, саморганизация, са­мокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых тре­бований, идущих как извне, от современной культуры, науки,


техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.

Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессио­нальной и управленческой деятельности. Здесь рассматривает­ся зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психичес­кому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, рито­рическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководите­лем собственной деятельности.

Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельно­сти личности, вершина профессионализма (акме).

Сегодня требуется новый тип работника — профессиональ­но компетентного, владеющего разнообразными видами деятель­ности в новых условиях, обладающего необходимыми личност­ными качествами, такими, как мобильность мышления в быст­ро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государ­ственность, социальная ответственность и др.

В этой связи вырисовывается важность акмеологизагиивысшего образованиякак основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядромпрогрессивного образования яв­ляется человек, его природный механизм.

Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно при­вести себя к самообразованию, самосовершенствованию.

1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда

В обществе все совершается людьми, и люди не могут со­вершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.


В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по луч­шим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-по­знавательной деятельности, а затем оправдываешь свою сла­бость обстоятельствами жизни.

Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.

Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информа­ция. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолю­бие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессио­налом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.

Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»: .

Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образ­цами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.

Суть культуры умственного труда - понять, какие челове­ческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного


труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.

Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напря­жение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занима­ет особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потреб­ления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственно­сти за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, дей­ствовать.

Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соот­ветственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американ­ский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступе­ни лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может вклю­чать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Само­актуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.

Какие же потребности заставляют человека с самого рож­дения строить свою жизнь как процесс решения усложняю­щихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это зна­чит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.

Каковы потребности человека? Это:

♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа по­требностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);


♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп­
па названа «социальные потребности», или вторичные. Они
базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в

• Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);

♦ потребности познавать и преобразовывать как внешний окру­жающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта груп­па потребностей получила название «идеальные», или базо­вые; . .

♦ удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

♦ потребность в компетенции или вооруженности. Потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют лю­бую потребность. Если нет воли, никакая потребность не мо­жет быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или му­чительны, или напрасны.

Если в основе жизни лежит потребность, если каждый че­ловек - букет или определенная композиция потребностей, со­четание таких потребностей создает его неповторимый дух, ду­ховный мир, его уникальную духовность.

Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу по­требностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красо­те, самоактуализации, самосовершенствованию.

Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, фор­мированием, социализацией.

Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенство­ваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.


Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нрав­ственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.

Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стре­миться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.

Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:

♦ потребность в поиске смысла жизни;

♦ потребность в другом человеке, в людях;

♦ потребность в самоутверждении.

Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.

Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.

. В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культу­ры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.

Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превра­щение способностей и возможностей в действительность связа­но с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.

Потребность в другом человеке, в людях развивается бла­годаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-


%м человека на человека. Сила и мощь способного к едине­нию с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.

Потребность в самоутверждении можно решить по-разно-\у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.

Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержа­ния, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоян­но совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение науч­ными формами самосовершенствования есть процесс реализа­ции способностей.

Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком оп­ределенной профессиональной деятельности. Способности су­ществуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и ум­ственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необхо­димые способности.

Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.

Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-


собности отражать мир: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь. Они позволя­ют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых ре­шений.

Каждое элементарное проявление этих способностей явля­ется соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способнос­ти лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.

Элементарными частными способностями, свойственны­ми уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свой­ства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смыс­ловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свой­ства проявляются в соответствующей специфической деятель­ности, качество которой и зависит от этих особенностей лич­ности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к об­щечеловеческим видам деятельности - учению, труду, обще­нию, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Сложные частные способности развивались в истории че­ловечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: про­гностические, конструктивные, организаторские, коммуника­тивные, воспитательные, рефлексивные.Иногда о способнос­тях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.

Одаренность — совокупность ряда способностей, обуслов­ливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талантом называют такую совокупность способностей, ко­торая позволяет получать продукт деятельности, отличающий­ся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и


общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существо­вавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложив­шимся конкретно социальным, психологическим установлени­ям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.

Гениальность — высшая степень развития таланта, позво­ляющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.

Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, по­знании и профессиональной деятельности.Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности раз­виваются скорее и лучше.

Благодаря способности трудиться человек развивается, со­вершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспе­вает в развитии своей сугубо человеческой способности тру­диться, тем более надежную почву обеспечит для своего буду­щего, будущего своих детей, общества в целом, в котором жи­вет, радуется, страдает, которому служит.

Успех самосовершенствования зависит от многих факто­ров. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обу­чению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Толь­ко в этом случае происходит значимое, полезное, результатив­ное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мыс­ли ичувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При та­ком самообучении становишься более самостоятельным, твор­ческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокри­тика.

Условием успеха является сосредоточенность. Концентра­ция внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идтивперед.

Я хочу - Я умею! . ......... ..,....,... .,..._„. ,,_...„._.__

Я могу - Я делаю!


У меня все получится!

Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!

Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:

а- анализ г- решения

>, б - цель д - реализация

в - план е - результаты
ж — анализ деятельности и результатов

Мы живем в эпоху информационного взрыва и стреми­тельного технического прогресса, поэтому важно учиться гово­рить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»

При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требу­ется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i ,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.


Духовное состояние определяется мыслями, которые исхо­дят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторе­ние какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.

Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.

Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.

Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умствен­ного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь лю­бые способности раскрываются только при их использовании.

Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исхо­дящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и вос­принимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитив­ному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положитель­ные цепочки.

Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые пред­ставляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, спо­собная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над со­бой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способ­ности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.

Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фун­даментальными являются: потребность (хочу), которая преоб­разуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).

Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личнос­тью высокой культуры.


Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате воз­никает мир студентов, не желающих и не решающихся на са­мостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — резуль­тат такого процесса.

Решимость - это проявление энергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, ка­чество студента, понятие, с которого начинается и которым за­вершается процесс самосовершенствования культуры умствен­ного труда.

♦ К чему готов студент сегодня? Какова у него структура по­требностей?

♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

♦ Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?

Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет ис­кать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, на­учиться выбирать из нескольких проблем одну, самую суще­ственную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.