Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Устойчивость внимания характеризуется способностью удерживать в поле зрения необходимый предмет в течение тре­буемого времени. Почти любой вид учебной деятельности слу­жит для человека испытанием на устойчивость. Мозг человека не может постоянно находиться в одинаковом напряжении. Через определенные промежутки времени наступают кризисы внимания. Первый обычно бывает на 15-20-й, а второй - на 30-35-й мин. Руководителю, знающему о кризисах, удается не только стабилизировать свое внимание, но и добиваться его непрерывного подъема. В этих целях в подходящие моменты управленческого труда он делает краткий отдых, дающий раз­рядку умственному утомлению.

Внимание - такое психическое свойство, без которого чело­век не может выполнить ни одного направленного действия, ни одной мыслительной операции, так как перед исполнением даже самого незначительного дела он должен его выделить и на нем сосредоточиться. Сосредоточенность, способность к концентра­ции и внимание очень близки по смыслу.

Внимание - это выделение сознанием одних воспринимае­мых явлений, предметов с одновременным отключением от дру­гих. В этом случае оно вызывает усиление работы мозга, а при его отсутствии — ослабление.

Сегодня человек живет в эпоху информационного взрыва и стремительного технического прогресса. Эти процессы порож­дают у многих людей чувство неуверенности, вызывают сует ли-, вость и, естественно, если не удается собраться с силами и скон~:


центрироваться на самом существенном, производительность и эффективность умственного труда будет низкой.

Условием успеха в умственном процессе является сосредо­точение внимания на одном конкретном вопросе. Для студен­та важно уметь себя активизировать. Поэтому и девиз каждого может звучать следующим образом:

Я знаю.

Я хочу.

Я могу.

Я буду.

Я делаю.

При этом никогда не бросайте то дело, которое начали. Сильный, уверенный в себе человек может развить способность не только концентрировать внимание, но и распознавать лю­бые вопросы умственного процесса. Для наглядности характе­ристики качеств внимания предлагаем следующую схему (рис. 2.2).

Все указанные качества внимания — закономерный резуль­тат деятельности человека, зависящий от ее целей и содержа­ния, мотивов и способов ее осуществления. Поэтому внимание в процессе умственного труда необходимо укреплять, развивать


и поддерживать. Оно никогда не находится на одном уровне, а колеблется. Это соответствует периодическому повышению воз­будимости мозга, сменяемому понижением его активности. Са­моразвитие внимания осуществляется различными путями.

1. Средства самовоспитания— развитие чувства морально­го долга, понимание значения образования, сознания личной ответственности, самопобуждения и самоконтроля. Студент при­учается работать внимательно, и постепенно эта привычка ста­новится чертой, свойством характера - внимательностью.

2. Наличие интересаявляется одним иа главных условий внимания студента и свидетельствует о правильной самоорга­низации умственного труда. Одной из главных причин отсут­ствия внимания является скука. Известный немецкий ученый-педагог А. Дистервег, видевший в искусстве обучения не умение сообщать, а умение возбуждать, оживлять мысль, подчеркивал: «Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин. Где начинается скука, там прекращается внимание, а следовательно, и образование» 1.

Из сказанного вытекают два вывода: первый - нет позна­ния без внимания, второй - устойчивое внимание может лишь жить и расти на прочных корнях интереса. Интерес - это спе­цифический мотив, побуждающий студента направлять свою умственную деятельность на конкретный объект, а внимание как его избирательную способность воспринимать или отвле­каться от тех или иных раздражителей. Два эти понятия род­ственны и тесно взаимосвязаны.

Каковы практические средства возбуждения интереса? Су­ществует интеллектуальное направление - связывать интерес в основном с умственной работой, с глубоким содержанием изучаемого. Действительно, серьезная мысль сама тянет к себе как магнит, особенно, если эта мысль несет в себе что-то новое, ранее неведомое человеку, и если читаемая книга достаточно ясно выражает эту мысль и доступна пониманию читателя, что, естественно, вызывает любознательность. Представители эмо­ционального направления отождествляют интерес с чувством удовольствия, радости, которое доставляют человеку умствен­ная работа и творчество. Они считают, что интерес и радость познания необходимы, чтобы обучающиеся были счастливы, и


что счастье человека в процессе умственного труда — путь к самостоятельности. Есть исследователи, которые связывают интерес с волей человека: интерес является стимулом к дей­ствию, к преодолению трудностей. Внимание тесно связано с волей человека. Эту связь отмечают многие ученые.

Для студента важно знать и развивать свой интерес во время учебного процесса, опираясь на разум, чувство и волю. Современная педагогика не связывает интерес с какой-то одной стороной человеческой деятельности: только интеллектуаль­ной, только эмоциональной, только волевой, считая, что интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмо­циональных, волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга.

3. Приучать себя внимательно работать в самых разнооб­
разных условиях -
верный путь саморазвития внимания.
В этом смысле учебная деятельность открывает перед студен­
том большие неоценимые возможности. Сам процесс слуша­
ния и конспектирования лекции способен полностью задей­
ствовать внимание студента во всех его свойствах. Система­
тичность тренировки здесь обеспечивается систематической ауди­
торной работой и самостоятельным изучением трудов выдаю­
щихся ученых, писателей, мастеров искусства.

Многих студентов волнует вопрос о включении радио во время умственной работы, тем более телевизора, которые дей­ствуют на слух, а телевизор - одновременно на зрение и слух, безусловно, это рассеивает внимание. Хотя отдельные студенты умеют распределить внимание и могут одновременно слушать радиопередачу и вместе с тем продуктивно работать. Здесь име­ется предел допустимости в зависимости от характера передачи — музыка, пение, художественное чтение, официальная информа­ция и, вместе с тем, от характера выполняемой умственной ра­боты - подготовка к экзамену, черчение, конспектирование.

4. Необходимо тренировать свое внимание. Тренировки
внимания начинают с концентрации его на реальных монотон­
но движущихся внешних объектах. Удобнее всего использо­
вать движущиеся стрелки часов: на первом этапе тренировок
фиксировать внимание на движении секундной стрелки, на вто-


ром — минутной. Далее для тренировки можно использовать специальные картинки-задания, печатающиеся во многих жур­налах. И наконец, переходят к фиксации внимания на про­стейших «неинтересных предметах»: карандаш, собственный палец, расческа, пуговица.

Как видим, внимание - одна из наиболее созидательных функций психики студента, его результативности в умствен­ном труде. Без способности студента длительно удерживать внимание на предмете собственной деятельности не может быть и речи о продуктивности его умственного труда. Честерфилд в «Письмах к сыну» замечает: «Тебе не хватает только внима­ния, ты быстро все схватываешь, у тебя хорошая память, но если не сумеешь быть внимательным, то часы, которые проси­дишь над книгой, будут выброшены на ветер. Подумай только какой стыд и срам: иметь такие возможности учиться и оста­ваться невеждой...»1. Внимание и память взаимосвязаны.

2.3. Саморазвитие рационального познания

Рациональная ступень интеллекта отражает объективный мир глубже, полнее, вернее. Мысли человека, как бы отталкива­ясь от конкретночувственной действительности, поднимаются по ступеням абстракции (память, воображение, мышление, речь), используя формы рационального познания (понятие, суждение и умозаключение). Эти процессы отражают возможности ин­теллекта, показывают, что отражательная способность челове­ческого мозга безгранична - она соизмерима со всей Вселенной, ибо человек может создавать в своем мозгу целые миры. Вели­колепно об этом написал Степан Щипачев:

Да, это так! Я бренный, бренный. Но как смириться с этим я могу. Когда бездонность всей вселенной Вмещается в моем мозгу. Когда понятны мне леса и травы.


Зверей и птиц понятны голоса, Когда и вечности самой, г: Как равный,

Гляжу в бесцветные глаза?'

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши ощущения, восприятия оставляют в коре головного мозга сле­ды, которые сохраняются и воспроизводятся.

2.3J- Как улучшить память

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение с сохранением того, что было в нашем прошлом опыте, называ­ется памятью.

Память — главное условие самосовершенствования умствен­ного труда. Запоминание материала, его сохранение и последу­ющее воспроизведение — одно из удивительных свойств челове­ческого мозга.

В течение всей своей жизни человек накапливает знания и усваивает опыт других людей. Память связывает прошлое че­ловека с его настоящим и будущим. Это важнейшая познава­тельная функция, лежащая в основе обучения, воспитания и развития культуры- личности, позволяющая аккумулировать интеллектуальный и жизненный опыт человека. Потеря памя­ти равнозначна потере самого себя.

Память - основа умственной деятельности. Без нее не­возможно понять процессы мышления, творчества, сознания, поведения и профессиональной деятельности. Поэтому для луч­шего понимания себя, других необходимо как можно больше знать теорию памяти и как ее улучшать.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запом­нить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.


С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают три рода ассоциа­ций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциация по смежности объединяет два явления, свя­занные во времени или пространстве. Такая ассоциация обра­зуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.

Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противополож­ных явления.

Для образования временной связи требуется анализ и син­тез (т.е. установление связей между предметами и явлениями) на это запоминание. Запоминание предполагает фиксацию со­стояния взаимодействующих предметов. Устанавливая связи, фиксируя состояния взаимодействующих явлений, мы делаем запоминание более прочным и долговечным. Особенно хорошо запоминается то, что вызывает интерес или связано с чувства­ми человека, то, что обычно он старается понять и усвоить. Из того, что человек запомнил, только сравнительно небольшая часть сохраняется в памяти долго, иногда в течение жизни; большинство усвоенного постепенно забывается. Поэтому, что­бы сохранить в памяти усвоенное, надо его повторять. Хорошо сохраняется в памяти тот материал, который был воспринят днем, а затем повторен перед сном и утром после пробужде­ния. Это объясняется тем, что во время сна не бывает сильных впечатлений, которые могут вытеснить, стереть из памяти усво­енное.

Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облег­чающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации яв­ляется деловое подкрепление, т.е. включение того, что требует­ся запомнить, в действия людей, применение ими знаний в са­мом процессе усвоения.


Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в па­мяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематиза­ции, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происхо­дит в отсутствие объекта.

Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить про­шлый опыт, они были бы лишены всякой возможности ум­ственного развития, приобретения знаний и все время находи­лись бы на интеллектуальном уровне новорожденного. Поэто­му задачей каждого человека является обогащение своей памя­ти. Без нее невозможна никакая деятельность.

Запоминание материала, его сохранение и последующее вос­произведение - одно из удивительных свойств человеческого мозга. И.М. Сеченов называл память «едва ли не самым важ­ным чудом животной и особенно человеческой организации». Память позволяет аккумулировать интеллектуальный и вооб­ще жизненный опыт человека и человечества. Существуют раз­личные способы хранения информации, изобретенные челове­ком в разное время. Но самые дорогие образы надежнее всего хранятся в голове человека. В. Шекспир об этом писал:

... Таблиц не надо мне. В мозгу Верней, чем на пергаменте и воске, Я образ твой навеки сберегу, И не нужны мне памятные доски 1.

В зависимости от объекта и способа запоминания выделя­ют четыре основных вида памяти: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.


Образная память формируется с помощью зрительных, слу­ховых, осязательных, обонятельных, вкусовых анализаторов1, это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Двумя важнейшими каналами памяти являются глаза и уши. Все, что они воспринимают, запечатлевается и сохраняется в нашем внутреннем духовном мире. Например, зрительный анализатор имеет в несколько раз большую, чем у слухового, пропускную и разрешающую способ­ность. Зрительные представления устойчивы и поэтому имеют большое значение для усвоения информации. Учитывая это, рекомендуется пользоваться схемами, макетами, цветными ка­рандашами оформлять конспект.

Эмоциональная память обеспечивает запоминание и при­поминание чувств, возникающих у человека, например, при удач­ном публичном выступлении на собрании или совещании. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются по­требности, интересы, стремления и побуждения, насколько ок­ружающая среда отвечает убеждениям человека, каковы его отношения с окружающим миром. Эмоциональная память по­этому имеет очень важное значение. Пережитые и сохранив­шиеся в памяти чувства либо побуждают к действиям, либо


удерживают от них. Эмоциональная память повышает актив­ность умственного труда, придает нужную направленность и может предохранить людей от чувства страха, неуверенности в сложных ситуациях. Суть методики С.А. Гарибяна состоит в использовании факторов неординарности знаний, нестандарт­ных ситуаций, вызывающих в человеке положительные эмо­ции, и в создании эмоциональных связок х.

Моторная память — это запоминание, сохранение и воспро­изведение различных движений и их систем. Ее огромное значе­ние состоит в том, что она служит основой для формирования и развития различных двигательных навыков и умений: конс­пектирования, работы на тренажерах, вождения автомобиля, ра­боты с различной аппаратурой, физической ловкости. Многим людям помогают запоминать материал именно движения, на­пример, заучивая иностранное слово, человек старается написать его на бумаге или хотя бы пальцем на столе или в воздухе. У такого человека хорошо развит двигательный тип памяти.

Высшим видом памяти, присущим только человеку, счи­тается вербальная, словесно-логическая, семантическая память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных дей­ствий (слушание, чтение, понимание, мышление, счет и т.д.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грам­матические правила родного языка и поднимает руководителя до уровня мудрости.

Словесно-логическая память - это память на все осмыслен­ное в виде логической структуры, системы (язык математики, физики, химии, биологии, философии, музыки и др.), это основа широты мышления, глубины эрудиции, образования в целом, и поэтому так важно использовать ее возможности. Содержани­ем словесно-логической памяти являются мысли, выраженные в словах. Мысли не существуют без слов, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логичес­кая память становится ведущей по отношению к ним. Именно ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения. При прочих равных условиях тот из студентов ока-


зывается более способным, кто обладает лучшей словесно-логи­ческой памятью. Словесно-логическая память помогает свои­ми словами, свободно и вместе с тем точно раскрывать суть усвоенного, а не придерживаться книжного текста и повторять заученные формулировки. Особенности этого вида памяти в полной мере реализуются при самостоятельной работе. Чтобы информация лучше запоминалась, важно анализировать ее, вы­являть существенные связи и обобщать Данные.

Психологи признают существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответству­ет непосредственный, или сенсорный, тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как вос­принимается мир нашими органами чувств на уровне рецепто­ров. Длительность сохранения данных 0,1—0,5 секунды.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, неслож­но. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это -содержание сенсорной памяти. Если полученная таким обра­зом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатыва­ет и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним словам пред­ложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удер­жана кратковременной памятью в очень ограниченном объе­ме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предме­тов. И только делая сознательные усилия, повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время.

Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации по­вторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъяв-


ленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения. Кратковре­менная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магичес­кая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группи­ровки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность, благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение инфор­мации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информа­ции, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговре­менную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслитель­ных, вычислительных операций, снижается внимание, кратков­ременная память, появляются ошибки в речи, в действии.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свой­ственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной ин­формации.


Забывание может быть полным или частичным, длитель­ным или временным. При полном забывании материал не толь­ко не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют тор­можением временных нервных связей, полное забывание - их угасанием. Исследования процесса забывания выявили инте­ресную особенность: наиболее точное и полное воспроизведе­ние сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.

Долговременная память служит для длительного хране­ния и накопления информации. Главная функция ее - усвое­ние знаний, освоение убеждения установок, навыков, умений и привычек. Около 40 % информации, проникающей в долговре­менную память, хранится в ней всю жизнь. Это, по сути, един­ственное настоящее богатство, приобретаемое педагогом и сту­дентом в процессе обучения в средней школе и в высшем учеб­ном заведении, это ядро его культуры личности. Память -кладовая жизни, которая дает возможность осознать накоп­ленное богатство. Поэтому работа над собственной личностью, равно как и расширение своего сознания, своей деятельности, означает работу над своей памятью. В результате достигается большая самостоятельность и независимость. Человек знако­мится с накопленными человечеством знаниями, опытом, дает им оценку, руководствуется в поведении и за счет этого совер­шенствуется.

Даже если память работает отлично, ее можно и должно развивать. Развитие памяти идет одновременно с развитием всех сторон культуры личности. Самосовершенствование на­правленности, характера, развитие способностей, формирование интеллектуальных и волевых качеств, возникновение и проте­кание чувств самым тесным образом связаны с развитием ка­чества памяти.

К качествам памяти относят:

а) объем, т.е. количество предметов или фактов, которые в опре­
деленное время способен запомнить человек;

б) точность воспроизведения;

в) быстрота запоминания;


г) длительность сохранения усвоенного;

д) готовность памяти, т.е. умение быстро вспомнить то, что тре­
буется.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого доста: точно развиты все указанные свойства. Но это бывает сравни­тельно редко. Обычно у людей лучше развиты одни качества памяти и хуже — другие. Некоторые отличаются большим объе­мом памяти, но медленно запоминают и скоро забывают мате­риал, другие могут быстро усваивать, но сравнительно неболь­шое количество материала, причем недостаточно точно воспро­изводят (вспоминают) его. Память нужно заставлять работать. Исследования показывают: чтобы сохранить хорошую память в любом возрасте, чрезвычайно валено вести активный в физи­ческом и умственном отношении образ жизни. Это лучшее средство стимуляции памяти.

Как тренировать память? Каковы условия саморазвития памяти и успешного запоминания?

Важным условием того, чтобы учебный материал запоми­нался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведе­ния материала. А.С. Пушкин проявлял исключительный ин­терес к поэзии. Стихи он очень любил, читал с увлечением и поэтому легко их запоминал. Современники поэта отмечали, что стоило Пушкину только прочесть раза два страницу како­го-нибудь стихотворения, и он уже мог повторить его наизусть.

Наличие интереса к тому, что запоминаешь, и настроение готовности к запоминанию - важное условие того, чтобы учеб­ный материал запоминался быстро и надолго. Для этого чело­век должен поставить перед собой задачу что-то запомнить или припомнить и совершить волевое усилие в целях преодо­ления трудностей, которые часто возникают при усвоении слож­ной информации. Такое запоминание принято называть произ­вольным (в отличие от непроизвольного запоминания, когда отсутствует внутренняя установка на него).

Произвольное запоминание предполагает вдумчивое, глубо­кое понимание изучаемого материала. Поэтому важно поста­вить перед собой задачу прочно и надолго усвоить информацию, сделать установку на запоминание.


Установка выступает в форме самоприказа: «Я должен это запомнить», «Мне необходимо это знать». Установка на запо­минание особенно продуктивна в сочетании с активной, целе­направленной умственной деятельностью и интересом к дан­ному предмету. Когда человек не знает точно, чего хочет, он будет напрасно ждать прилива творческих сил или интеллек­туального озарения. Если студент готовится к занятиям, заче­ту, экзамену только для того, чтобы ответить преподавателю (а потом все забыть), то усвоение с этой целью быстро утрачива­ется памятью. Если же он занимается с мыслью о том, что данную информацию надо помнить долго, так как она приго­дится в жизни и в профессиональной деятельности, то усвоение материала будет более быстрым и прочным.

Запоминание - умственное действие, зачастую нелегкое; поэтому важным условием усвоения учебного материала яв­ляется настойчивость, упорство в умственном труде, умение не бросать изучаемое на половине пути, а добиваться полного и прочного запоминания; приведение знаний в систему, удобную для запоминания и сохранения в памяти. Русский полководец А.В. Суворов, поражавший всех исключительной способностью к запоминанию, дал такое образное сравнение: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и поэтому надобно скоро все укладывать, куда следует».

Важно понимать, что в принципе не должно быть плохой памяти. Она может быть просто неразработанной или запу­щенной. Под неразработанной понимается память недостаточ­но тренированная, не работавшая и не работающая в полную силу. Запущенная память бывает у человека праздного, без­вольного, уклоняющегося от какого бы то ни было умственно­го напряжения.

Развитие памяти осуществляется путем постоянной на­грузки на нее. Этому служит заучивание слов, стихотворений, текстов, технических данных, а также тщательная работа над литературой, составление планов, конспектов, практическое ис­пользование усвоенной информации. Тот, кто понимает, как важна для него память, может заниматься самовоспитанием ее: распределять повторение запоминаемого материала в преде­лах дня, недели, месяца, четверти, учебного года; чередовать за­поминание материала с его воспроизведением; разнообразить


нагрузку по запоминанию между учебными предметами, каждо­му отводя не менее 1—1,5 часа самостоятельной работы в дан­ный момент; соблюдать гигиену умственного труда - режима питания, отдыха, физической активности, чистоты воздуха, тем­пературы и т.д.

Необходимо знать, какие виды памяти более развиты, ка­кие слабее, чтобы упорно тренироваться. Здесь важно проявить собственную творческую изобретательность. В. Леви замечал: «Одни лучше запоминают, переписав, другие - услышав, третьи -увидев, четвертые - под тихую музыку, пятые - почесывая го­лову. Если вы еще не знаете индивидуальных особенностей своей памяти, надлежит перепробовать указанные способы, до­полнив их новыми, насколько у вас хватит фантазии»1.

Идеальным было бы не только увидеть и услышать то\ что надо запомнить, но также попробовать это на вкус, ощупать. Но самое главное - увидеть. Зрительное впечатление закреп­ляется прочно:

Одним из важнейших приемов логического запоминания является составление плана заучиваемого материала. В каче­стве эффективного приема процесса запоминания может быть сравнение. Словесно-логический материал запоминается более успешно, если при заучивании материал внимательно прочиты­вается минимальное количество раз, с разбивкой на смысловые фрагменты, затем воспроизводится путем активных повторе­ний, повторений с подглядыванием. Экспериментально доказа­но, что правильный процесс запоминания материала - это упорное чередование чтения (восприятия) с попытками припомнить вслух или про себя, а потом рассказать прочитанное. Дело.в том, что человеческая сознательная память - скорее припоминание, уме­ние вытащить нужное со складов памяти, чем запоминание, первоначальный перевод неизвестного материала на эти скла­ды. Важный путь усовершенствования памяти — разнообраз­ная логическая обработка запоминаемого.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.