Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Подумайте-подумайте. Поищите ответ в предыдущих главах, если не получается. Вспомните: каждый процесс протекает в своей, приспособленной к его специфике системе. Мы не можем непосредственно наблюдать его сущность, но зато воспринимаем внешние проявления. По которым и делаем выводы о об этой самой недоступной сущности.
Проведите аналогию с человеком и вновь напрямую столкнетесь с системами и процессами – психическими и биологическими. Тогда вот они ответы:
- что проницать - психические и биологические процессы и системы человека, недоступные непосредственному восприятию;
- как проницать - фиксировать их внешние проявления и эффективно применять приемы проницания.
Но… надо бы поконкретнее. Представьте: только что познакомились с человеком. Воспринимаете его особенно обостренно и пытаетесь понять, что же он из себя представляет. К чему проявляете интерес? Согласитесь, так сразу и не скажешь. В первую очередь, наверное, к тому, что просто бросается в глаза, чего нельзя не заметить. Первое впечатление – не забыли? Ну, а потом интересно поглубже узнать, что же он за личность в целом. Проанализируйте этот процесс проницания и систематизируйте полученные выводы. Что же означает все-таки «поглубже узнать»? Мне кажется, придете к примерно следующим ориентирам:
- очень интересует ход мыслей человека в конкретной ситуации и образ мышления. А также, насколько человек умен, образован, памятлив, мыслит ли творчески или рутинно и т.п. Другими словами, его интеллект;
- также интересно, насколько он эмоционален, какие чувства испытывает или может испытывать, то есть, процессы чувственно-эмоциональной сферы;
- конечно, надо бы проницать характер человека и составляющие его положительные и отрицательные качества, процессы их формирования и функционирования;
- небезинтересно знать, насколько он силен физически, ловок, вынослив, не болеет ли и, если да, то какой болезнью и т.п. Уже – биологические процессы;
- какова практическая деятельность человека, его должность, профессия и уровень профессионализма, возможные увлечения, занятия спортом и т.п.;
- и, конечно, его социальный статус - обеспеченность, положение в обществе, признанные достижения и т.п.
Не согласны с таким перечнем и систематизацией? Да, никаких проблем! Разрабатываете и составляете свои. Дополняйте или убавляйте. Как посчитаете нужным. И дело не в том, что автор с поразительной легкостью идет на поводу у читателя. А в том, что каждый человек проницает у других людей в начале те качества, которые ему необходимо знать в конкретной жизненной ситуации.Потом проницает те, которые могут принести ему какие-либо неприятности или пользу в будущем,подсознательно или осознанно соотнося их со своими положительными качествами и недостатками. И затем только стремится проницать человека в целом, составить его полную информационную копию. Так, на всякий случай. Да, еще с ограничением – насколько позволяют его наблюдательность и проницательность. Вот, исходя из этого, и определяйте приоритеты, перечень и систематизацию проницания. Естественно, они будут у каждого свои.
Не закрадывается мысль, что проще обо всем этом спросить самого человека. Несомненно! Устройте ему форменный допрос на два-три часа по всем качествам, чувствам, симпатиям, антипатиям, пристрастиям и т.п. Да, вот только не скажет ли: «Любопытной Варваре нос оторвали»? Или погрубее пошлет куда подальше. А если едва знакомы или вовсе незнакомы? А если в конфликте? Да, и так не каждого, не всегда и не обо всем спросишь. Но вот спросили все-таки. Уверены, что ответ будет искренний и честный? Не утаит ли и не соврет, как говорят, хотя бы из вредности или по каким-либо другим причинам? Осознает ли и достаточно точно понимает свои внутренние процессы? Вот то-то и оно…. Но есть и еще более весомое обстоятельство. Проницать, чтобы предвидеть! Вот то главное, что формирует объективную потребность в глубоком проницании других людей. Согласитесь, вряд ли кто сможет сказать о своем будущем с достаточной определенностью. Поэтому сами, сами проницайте и …предвидьте.
Однако, как проницать? Просто поразительно, когда присмотришься поострее, вдруг начинаешь замечать, что информацию о процессах, скрытых в человеке, несет в себе буквально все. И сам человек, и его высказывания, и окружающая обстановка, и результаты деятельности, и оставляемые им следы. Успевайте только подмечать мельчайшие детали и придавать им соответствующее значение, находите зависимости, аналогии, применяйте угадывания, высчитывания и, не забывая правила проницания, читайте с их помощью скрытое. Как по интереснейшей книге! Но, прежде подберите свою, так сказать, библиотеку проницания. Какие тома в ней хотели бы видеть? Попытайтесь в начале сами назвать их. А затем уже соотнесите с моими представлениями:
- увлекательнейшие детективы и романы – это внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, голос, его громкость и темп речи, дикция, побледнение или покраснение кожи и др. Словом то, что психологи называют невербальной речью, и что привлекает внимание в первую очередь;
- но основными книгами будут – поведение, высказывания и действия человека, результаты его деятельности. Именно они дают наиболее полную и достаточно истинную информацию о скрытых процессах;
- не забудьте познавательное - окружающую обстановку, которая отражается в сознании человека и наводит его на определенные мысли;
- а также беллетристику - документы, анкетные данные, характеристики, мнения других людей;
- и еще можно про системы - внешние проявления на входе в систему - какую информацию и каким образом воспринимает человек? Внутри системы - как она перерабатывается в его сознании и насколько запоминается? На выходе из системы - как после этого изменяются его поведение, речь и действия и как формируется интеллект?;
Но помимо этих условных книг, включите в библиотеку и самые настоящие, которые учат проницательности людей. Для меня, например, это были «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойля, «Момент истины» В.Богомолова, «Крестный отец» Марио Пьюзо, «Нет ничего лучше плохой погоды», «Большая скука», «Тайфуны с ласковыми именами» и другие Богомила Райнова, воспоминания разведчиков и контрразведчиков. Вот где высшая проницательность, да еще в художественном изложении. Оторваться невозможно!
Дополняйте, дополняйте перечень! Но главное - учитесь вдумчиво читать, осваивайте эти книги. Не допускайте, чтобы они застаивались на полках и покрывались пылью. Открывайте по одной из них в каждой последующей главе и практикуйтесь на тренингах, приведенных в конце этого раздела. А далее…самостоятельно. Словом, совершенствуйтесь!