Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 2. Психопрофилактика и психологическое просвещение как направления работы психолога в ДОУ. Психологическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Психопрофилактическая работа в ДОУ.

2. Психологическое просвещение как направление работы психолога в ДОУ.

3. Психологическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.

 

  1. Психопрофилактическая работа в ДОУ

Психопрофилактическая работа – малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается многими учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.

Психопрофилактика – это деятельность детского психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

При определении основного содержания психопрофилактической работы нужно помнить следующее.

1. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями и родителями. Самое главное – дать возможность всем до единого шанс попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, способностей.

Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.

2. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер предупреждения психической депривации (недостаток чего-либо, например, внешних стимулов или любви, ведущий к психическим отклонениям у детей). Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка.

Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний.

В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.

В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли

3. Психолог следит за соблюдением в детском саду психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

4. Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень (кризис трех лет, период перехода от дошкольного к школьному детству).

5. Психолог ведет работу по подготовке детей к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны, и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.

Становление психологической готовности к самостоятельному выбору профессии или сферы профессиональной деятельности должно начинаться уже в старшей группе. Работа психолога в этом направлении взаимодействия с детьми включает следующие моменты: раннюю диагностику интересов и способностей детей (музыкальных, художественных, спортивных), рекомендации родителям, разработку и проведение в жизнь программ по развитию интересов и способностей.

6. Психолог заботится о создании комфортного психологического климата в детском образовательном учреждении. Центральным моментом комфортного психологического климата является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой. Высшей ценностью в общении должен быть другой человек со всеми его качествами, свойствами, настроениями вне зависимости от возраста и различных социальных характеристик.

7. Психолог стремится создать благоприятные, доброжелательные отношения между родителями и педагогами.

Для этого необходимо помочь взрослым вступить во взаимоотношения, результатом которых может стать следующая благоприятная реальность: родители должны относиться с уважением и благодарностью к педагогам, которые занимаются с их детьми, а педагоги уважают родителей своих воспитанников и благодарны им за доверие. В такой обстановке дети могли бы стать более добрыми, спокойными, открытыми миру и людям.

В психопрофилактике выделяют три уровня:

- первый уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами. Многие авторы отмечают, что именно образовательные учреждения являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают психологов в образовании в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

- второй уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление трудностей в развитии и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми: примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегиям преодоления различного рода трудностей и т. д.

- третий уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

К сожалению, заботой большинства психологов является обеспечение второго и третьего уровней, т.е. большинство усилий психологов направлено на работу с детьми, которые уже испытывают трудности. Основная масса остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельнымидетьми или группами детей, возрастными параллелями, так и своспитателями, родителями, другими взрослыми, которые оказываютвлияние на мироощущение и развитие ребенка.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит отсамого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапрос вчистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, чтоможно изменить, чтобы создать благоприятные условия для обучения ивоспитания.

Обоснуйте, почему психопрофилактическую работу многие

психологи считают наиболее важной в образовательном учреждении?

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.