Этот показатель отражает способность человека предлагать большое количество идей в вербальной форме. Если обследуемый имеет высокое значение показателя «Беглость», важно посмотреть — с высокими или низкими показателями «Гибкость» и «Оригинальность» он будет сочетаться. Личность, обладающая небольшим запасом креативной энергии, будет давать много однообразных, банальных ответов и иметь высокий балл по Беглости, но низкий по Гибкости и Оригинальности.
Необходимо отметить, что Беглость в различных вербальных субтестах связана с различными мыслительными процессами. Напри-
мер, подросток постоянно попадающий в сложные ситуации в школе, скорее всего, будет демонстрировать высокую Беглость в субтестах «Улучшение игрушки» и «Необычное использование», но получит невысокие оценки по этому показателю в субтестах «Причины» и «Следствия».
Вербальная гибкость.
Этот показатель отражает способность человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратегии решения. Полезно сопоставлять данные по вербальной Гибкости и Беглости. Человек с невысокой Гибкостью дает только узкий спектр возможных ответов. Это можег быть следствием ригидного способа мышления, недостатка опыта, ограниченной интеллектуальной энергии или низкой мотивации. Высокая Гибкость отражает обратные закономерности. Однако высокая, по сравнению с Беглостью, Гибкость может характеризовать личность, которая скачет от одной идее к другой и не способна сосредоточиться на одной мысли, чтобы развить ее.
Вербальная оригинальность.
Этот показатель отражает способность человека предлагать идеи, отличные от очевидных, общепринятых и банальных. Фактически оригинальные решения требуют способности воздерживаться от выдвижения первого пришедшего в голову ответа, который, как правило, бывает простым и стандартным.
Люди, имеющие высокий балл по Оригинальности, как правило, обладают большим запасом интеллектуальной энергии и являются нонконформистами.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно Вербальная креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Какуже отмечалось, именно этот факт, скорее всего, объясняет значимые различия в уровне развития Вербальной креативности, которые наблюдаются после девяти лет между российской и американской выборками (Таблицы №№3, 4). Рост Вербальной креативности, который отмечается у американских школьников и после девяти лет, вероятно, связан со спецификой американской системы образования, в которой значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.