Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ирландская национально-освободительная революция 1919-1923 гг.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План:

 

1. Экономические и социально-политические изменения в ирландском обществе в начале ХХ в. Культурное возрождение страны.

2. Основные политические группировки в Ирландии рубежа столетий. Движение за самоуправление Эйре и политика английского правительства. Проблема Ольстера.

3. Дублинское восстание 1916 г. Формирование предпосылок национально-освободительной революции.

4. Англо-ирландская война 1919-1921 гг. Гражданская война 1922-1923 гг. и ее последствия. Итоги ирландского сопротивления.

 

Литература:

  1. Афанасьев Г.Е. История Ирландии. М., 2008.
  2. Васильев Г.В. Зеленое и оранжевое: ирландские репортажи. М., 1981.
  3. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. М., 1983.
  4. Гривз Д. Ирландский кризис / Пер. с англ. М.М. Кобрина. М., 1974.
  5. Де Пеа Л. Расколотый Ольстер / Пер. с англ. Б.П. Лихачева. М., 1974.
  6. Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость / Пер. с англ. Р.А. Розенталь. М., 1949.
  7. Зимулина Л.А. Ирландская республиканская армия // Вопросы истории. 1973. №8.
  8. История Ирландии / Отв. ред. Л. И. Гольман. М., 1980.
  9. Колпаков А.Д. Ирландия – остров мятежный. М., 1956; Ирландия на пути к революции. М., 1976.
  10. Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994.

 

Вопросы для самоконтроля: 1. Каким образом движение за возрождение национальной культуры Ирландии повлияло на политическую ситуацию в стране? 2. Существовала ли экономическая специализация в различных районах Изумрудного острова в начале XX в.? 3. Какую политику проводило английское правительство в отношении Ирландии в эти годы? 4. В каком состоянии находилась проблема Ольстера в изучаемый период? 5. Чем партия «новый Шин-фейн» отличалась от старой партии? 6. Перечислите основные причины неудачи Дублинского пасхального восстания 1916 г.?

 

В первом вопросе семинара основное внимание студентов должно быть сосредоточено на исследовании процесса экономических и социально-политических изменений в Ирландии в начале ХХ в. Следует проанализировать комплекс причин и предпосылок этих перемен в различных сторонах жизни ирландского общества, их связь с реформами британских чиновников, трансформацией банковской системы, организация кооперативного движения фермеров страны. В данном контексте рекомендуется рассмотреть процесс социальной стратификации, причем и в сельской местности и в городской среде. Особого отношения заслуживают данные всеирландской переписи 1911 г. и конструирование метрополией на этой основе различных категорий и идентичностей («свои» и «чужие»). Конечно, следует учитывать и влияние религиозного фактора: и в области гражданского и имущественного права (привилегии протестантов и дискриминация католиков) и в сфере экономики. В отношении последней, учащиеся должны составить краткую характеристику, опираясь на следующие направления:

· рост основных отраслей промышленности и с/х;

· экспорт и импорт;

· внешняя и внутренняя торговля и новые рынки сбыта;

· развитие новых транспортных путей и коммуникаций;

· видоизменение банковского сектора экономики;

· рост городов;

· таможенные и тарифные барьеры.

Не менее пристального анализа заслуживает процесс возрождения национальной культуры на рубеже веков или ирландского Ренессанса (доклад), связанный с деятельностью таких организаций как «Гэльская лига» и Ирландских национальных литературных обществ в Лондоне и Дублине, вокруг которых группировались представители творческой интеллигенции: Д. Хайд, Э. Мак-Нилл,У.Б. Йейтс, Р. О`Грэди, Д.М. Синг и др. На рубеже веков широко публиковались памятники ирландской культуры, основывались специальные кельтские школы ( а в Дублине в 1908 г. даже открылся Национальный ирландский университет), гэльский язык начал преподаваться в средних школах и ВУЗах страны, проводились национальные фестивали. Все это содействовало развитию национальной литературы, музыки, театра, живописи Изумрудного острова.

 

Во втором вопросе семинарского занятия требуется кратко рассмотреть ведущие политические группировки в Ирландии рубежа столетий: юнионистов, Ирландскую парламентскую партию (ИПП) или гомрулеров, партию «Шин-фейн» и Ирландское революционное братство (ИРБ). В каждом случае действовать предлагается по следующей схеме:

  • политическая и социально-экономическая платформа;
  • массовая опора среди населения;
  • численный состав;
  • основные лидеры;
  • методы борьбы.

Подобным образом рекомендуется проанализировать деятельность различных массовых национально-освободительных движений. Отдельного сюжета заслуживает движение за ограниченное самоуправление Ирландии или гомруль, требовавшие скорейшего решения земельного вопроса, добившееся проведения аграрной реформы и имевшее массовую поддержку среди различных слоев населения. Что же касается действия правительства Великобритании (либералов) по данному вопросу, то оно, всячески затягивая принятие закона о гомруле в парламенте в течение нескольких десятилетий, использовало данную ситуацию в собственных политических целях. Кроме того заслуживают упоминания издевательские и провокационные акции ирландских протестантских шовинистов: оранжистов, ольстерского добровольческого корпуса и подпольного временного правительства Ольстера, которые своими действиями фактически сорвали проведение закона о гомруле на севере Ирландии, вызвав тем самым Ольстерский кризис 1912-1914 гг. Проблема северных графств Ирландии (Ольстера) складывалась не один век, однако особую остроту приобрела именно в XX столетии(доклад). В причинах религиозно-этнического противостояния и других проявлений данного феномена также предстоит разобраться студентам.

 

Третий вопрос занятия связан с изучением различных аспектов Дублинского пасхального восстания 1916 г. и его последствий. Оно явилось мощным импульсом усиления процесса консолидации ирландской нации, фактором быстрого роста национального самосознания. Пример героев «Красной пасхи» значительно радикализировал широкие слои населения страны, заставив даже умеренные элементы считаться с возможностью вынужденного перехода к более решительным формам национально-освободительной борьбы. Для лучшего понимания и усвоения материала, довольно сложного и многопланового, вести подготовку рекомендуется на основе следующих направлений:

  • причины и предпосылки восстания;
  • главные действующие силы, группировки и отдельные участники;
  • подготовка выступления и планы восставших;
  • ведущие лозунги и символы восстания;
  • ход и основные события «Красной пасхи»;
  • действия правительственных войск и способы подавления;
  • репрессии и казни восставших;
  • итоги и последствия;
  • реакция на восстание в Ирландии и Англии;
  • реакция в других странах Европы и Америки.

 

 

Четвертый вопрос семинара посвящен ознакомлению с такой актуальной, дискуссионной и разносторонней проблемой, как Англо-ирландская война 1919-1921 гг. Большое влияние на данное событие оказали первая мировая война, массовая поддержка новой организации «Шин-фейн» и ее новая тактика (за короткий срок в ней оказалось около 300 тыс. человек), создание организации Ирландских волонтеров – будущего ядра национальной повстанческой армии, почти всеобщее участие населения страны (за исключением Ольстера) в движении сопротивления метрополии. С учетом особой сложности, взаимосвязанности и структурированности изучаемого материала, учащимся лучше анализировать события с опорой на следующие направления:

  • основной комплекс причин и предпосылок данного явления;
  • подготовка движения сопротивления в различных сферах: экономике, политике, культуре, социальной области и т.д.;
  • проблема вооружения и обучения ирландских волонтеров;
  • главные документы независимого ирландского парламента (Дойла): Декларация Независимости, Призыв к народам мира, Демократическая программа и их значение;
  • попытки создания новой ирландской государственности;
  • военная оккупация Ирландии британскими войсками;
  • создание, новая тактика «герильи» и акции Ирландской республиканской армии (ИРА)- доклад;
  • раскол между Дойлом и ИРА;
  • лидеры движения сопротивления: Э. де Валера, Т.Барри, Д. Бринн и др.;
  • состав, действия и тактика карательных отрядов «чернопегих»;
  • массовые выступления рабочих, крестьян и служащих против колониального господства: политические стачки, забастовки, аграрные движения;
  • действия ирландской католической церкви;
  • англо-ирландский договор (декабрь 1921г.) и образование Ирландского свободного государства.

Далее студентам предстоит ознакомиться с событиями Гражданской войны 1922-1923 гг., которая фактически была инициирована в результате действий правительства метрополии и отразила глубокий раскол, произошедший в ирландском обществе в эти годы. Следует проанализировать позиции различных сторон, территориальное отражение раскола, а также новую тактику британских чиновников по поддержке сторонников «режима Договора». Далее предстоит разобраться в ходе военных действий, неудачной тактике ИРА, а также феномен «аграрной войны» и окончательный уход в подполье правительства Ирландской республики во главе с Э. де Валера в обстановке усилившегося террора новых властей по отношению к республиканцам. Именно в такой сложной обстановке парламент Ирландского свободного государства одобрил конституцию нового доминиона, с ведущими положениями которой учащимся также следует изучить. В заключение вопроса рекомендуется провести краткий анализ итогов ирландского сопротивления, которое, в конце концов привело к созданию в будущем политически независимой от Великобритании демократической Ирландской республики.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.