1. Во что был одет гном? (На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)
2. Кто это - в кожаных штанах, в жилетке и в клетчатой рубашке с большими пуговицами?
3. « От злости и обиды у домашних гусей даже глаза сделались красными»- почему? (Разве это гуси? Это какие-то жалкие курицы! Оставайтесь в вашем курятнике!)
4. «Ах, вот это кто! - грустно подумал он. - Ну, значит, пропал я» - кто это подумал и почему? (бедный гусь, попавший в пасть к Смирре)
5. В какой момент это произошло: «И вот камень дрогнул, качнулся и сглухим грохотом отвалился от стены»? (крысы пробрались в замок)
6. «Небо покрылось сотней точек и черточек, которые складывались то в ровный треугольник, то вытягивались, точно по линейке, в прямую линию, то вычерчивали в небе полукруги» - о ком этот фрагмент? (это утки, гуси, журавли, глухари летели к горе Кулаберг)
6. После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека? (После услышанного разговора двух сов о страшной тайне...)
8. «Вид у него был важный - длинный камзол, башмаки с пряжками, на голове треуголка...» - чье это описание? (бронзовая статуя короля)
9. «Ради этого он согласился бы решить все задачи в учебнике по арифметике и выучить все правила грамматики» - ради чего? (Как узнать, что от него хочет гном?)
10. «На третьей улице башмачники шили сафьяновые сапоги и туфли с меховой опушкой...» - где находилась эта улица? (подводный город)
11. «Кругом было темно, точно ночью. Потом глаза Нильса привыкли к темноте. Он увидел под ногами обнаженные корни деревьев, а над головой - клочок неба», - куда попал Нильс? (берлога)
12. «Вскочив на стол, он выхватил из кармана свой ножичек и, как пилой, стал перепиливать веревки. Ножичек так и мелькал у него в руке...» - о ком этот фрагмент?
13. «Весь в отца. Тот тоже вечно скандалил на птичьем дворе, никому прохода не давал» - думал Нильс, глядя.. …На кого?
14. «Если Акка сама взялась за это, так уже дело верное. Она зря обещать не будет!» - думал Нильс. За что взялась Акка? (как освободиться от колдовских чар гнома)
15. «Так его, спеленатого, и понесла хозяйка в дом...» Кто и кого? (Мартина, жена лесничего)
16. «Они подбирали их на крышах и чердаках, на ветках деревьев и на дорожках сада, среди мусорной свалки и на колокольне собора. Куда только не заглядывали ворон и мальчик!» - Что и для кого собирали Нильс с вороном?
Раунд 3. Продолжи фразу.
1. «Мальчишки от зависти лопнут, когда.….(увидят меня с ружьем»)
2. «На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - …. (это веревка от дверного колокольчика»).
3. «Приснилось мне все это, что ли? - подумал Нильс. - Да, нет правая щека горит, словно... (по ней пришлись утюгом»)
4. «Вдруг кот втянул когти и сказал: - Ладно, на первый раз хватит. Если бы твоя мать не была такой доброй хозяйкой и ... (не поила меня утром и вечером молоком, тебе пришлось бы худо»)
5. «Это были трудные дни для Мартина. Нужно было, и лечить Нильса, и кормить его. Сменив примочку из мокрых листьев и подправив подстилку, Мартин… (бежал в ближний лесок на поиски орехов».)
6. «Не переставая наигрывать на дудочке, маленький человечек прыгнул на спину гусыни, и…. (она поплыла к середине озера».)
7. «Вдруг что-то острое ударило его в затылок, чьи-то цепкие когти впились в ворот его рубахи, и Нильс... (почувствовал, что поднимается в воздух».)
8. «А лису это будет хороший урок. Пусть навсегда запомнит, что никому ещё не удавалось перехитрить старого атамана... (Ну, кое-кому удавалось! - подумал Нильс».)
9. «На деревянной его груди висела деревянная дощечка, но которой было написано: Прохожий! На твоем пути Смиренно я стою. Монетку в кружку опусти — …. (И будешь ты в раю!»)
10.«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и... (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)
11. «Не спешите так, господин медведь, - храбро заговорил Нильс. - Конечно, проглотить меня вам ничего не стоит. Только я вам не советую... У меня для вас важные новости».)
12. «Весь в отца, - думал Нильс, глядя на Юкси. - Тот тоже вечно скандалил на птичьем дворе, никому проходу не давал... (А зато теперь какой хороший гусь».)
13. «Это был могучий и смелый орел. Даже родичи побаивались его и никогда не вступали с ним в спор... Но за всю свою жизнь он ни разу не охотился у Серых скал и ...(не тронул даже кончиком когтей ни одного дикого гуся».)
14. «Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями. Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь…. (в дневнике у него поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться».
НИЛЬС:Во время путешествия я слышал порой удивительные разговоры. Не каждому так повезет: понять, о чем разговаривают между собой разные звери. А вы помните, как они говорили? Сейчас проверим.
«С кем говорили гуси?»
(Нильс зачитывает диалоги и реплики зверей, ребята говорят, кому принадлежат прочитанные фразы. Правильно ответившим Нильс выдает жетоны.)
«"Га-га-га!" — кричат сверху гуси.
— Поторапливайтесь! А то и лето пройдет, пока вы доберетесь до края поля». А в ответ гуси слышат: «М-м-медленно, но верно! М-м-медленно, но верно!» Кто им так отвечал? (Волы.)
«Шубу потерял!» — смеются гуси, а в ответ слышат: «Зато бе-е-егать легче, бе-е-е-гать легче!» Чей это ответ? (Барана.)
«"Га-га-га!" — кричат крылатые путешественники.
— Какую красивую цепь на тебя надели!» — уже открыто издеваются дикие гуси. А в ответ слышится сердитое: «Бродяги! Бездомные бродяги! Вот вы кто такие!» Кто так им ответил? (Собака.)
ГНОМ:А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.
«Имена животных»
(Гном раздает ребятам комплекты карточек. Каждый получает два комплекта: в одном карточки с именами животных, в другом — сих названиями. Нужно как можно больше сформировать пару, подобрав к карточке с названием животного карточку с его именем.)