«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 61) вводят понятие «врачебной тайны», к которой относится сам факт обращения гражданина за медицинской помощью, информация о состоянии его здоровья, и вообще все сведения, полученные при его обследовании и лечении. В «Основах» содержится запрет для медицинских работников разглашать эти сведения, если они получены при обучении или исполнении обязанностей.
Есть и исключения из этого правила, когда такая информация может быть представлена посторонним лицам без согласия пациента в целях оказания ему медицинской помощи, – например, если он находится в таком состоянии, когда не может дать согласия. Но допускается только «предоставление» информации, то есть, передача ее определенным лицам. Распространение «врачебной тайны», то есть, передача ее неограниченному кругу лиц, не допускается.
Норма об охране врачебной тайны содержится также в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 9).
Однако, вполне допустимо обнародовать такую информацию с согласия самого пациента или в обезличенном виде, когда удалены данные, позволяющие его идентифицировать. Если речь идет о съемке, то это могут быть такие фотографии, на которых не видно лиц, либо они скрыты ретушью.
Ответственность за разглашение врачебной тайны установлена общими нормами гражданского и уголовного законодательства. При этом она возможна только при наличии вины, которое будет определяться исходя из обстоятельств конкретного дела и распространенных сведений. Например, если разглашение допущено медицинским работником, то будет презюмироваться то, что о существовании врачебной тайны он знает.
Ответственности за нарушение тайны могут быть подвергнуты только те лица, которые получили к ней доступ при исполнении профессиональных обязанностей, прежде всего, врачи. Привлечение посторонних лиц по этим статьям невозможно. Если речь идет о съемке в общедоступном месте, будет предполагаться, что зафиксированная информация относится к общедоступной. То же самое можно сказать и о ситуациях, когда приблизительный диагноз ясен из внешнего вида больного, например, сломанная и загипсованная конечность видна всем.
Съемка внутри палат, где больные проживают достаточно длительное время, может нарушать и тайну частной жизни, так что перед тем, как снимать, имеет смысл получить разрешение от всех больных палаты или от тех из них, что попадут в кадр.