Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Когда существование утвердившегося в истинном знании прекращается, его прана также полностью растворяется.



Йогин, добившийся успеха – при помощи своего тела давший жизнь беспредельному дремлющему сознанию ума, – обретает йогическую силу – способность прекратить существование тела одним лишь усилием воли. Познав истинную причину рождения и смерти, а также возникновения и разрушения всего мироздания, он может постигнуть и его Прану – Шиву Махакалу. Когда такой великий человек, осознающий Время, при помощи йогической силы покидает тело, его существование в видимой физической форме заканчивается, и пранаxxxi, основа связи между его телом и умом, причина рождения сознания, также растворяется в своем источнике.

भूतकञ्चुकी तदा विमुक्तो भूयः पतिसमः परः ।। ७४ ।।

42 (74). Тогда, освободившись от оболочки, [состоящей из материальных] элементов, он уподобляется Махешваре36, Творцу и Разрушителю всего мироздания.

Великий человек, который добился успеха – выносив в теле-чреве сознание, дочь ума, дал ему жизнь, – познаёт сущность Шивы Махакалы – опоры вселенной, ее Творца и Разрушителя – и, сосредоточив на Нем свое пробужденное сознание, сливается с Ним. Достигнув единства с Махешварой, он сам становится Великим Господом.

नैसग्रिकः प्राणसंबन्धः ।। ७५ ।।

43 (75). Существует естественная связь с Пранойxxxii.

Именно Шива создает вселенную, поддерживает ее существование и, когда ее время подходит к концу, разрушает ее. Шива Махакала, Великое Время, проявляется в теле в форме Праны. Он сам – Прана всех существующих в мире пран. Именно в Нем растворяется прана великого человека, познавшего Его через смерть. Все естественным образом связано с Шивой – с Тем, кто, существуя, кажется несуществующим, кто воспринимается в этом мире как время.

Хотя мы постоянно ощущаем течение времени, оно остается за пределами всех ощущений, за пределами опыта. Только тот, кто полностью разовьет свое сознание, постигнув сущность Времени, может стать единым с Ним. Прана – Дыхание Жизни всех существ – естественным образом связана с этой высшей Таттвой – Временем. Прана проявляется именно из Времени и в Него же возвращается, растворяясь в Нем. Именно из этого Великого Времени проявляется в виде энергии (Шакти) сознательная Пустота, поддерживающая все сущее. Пустота пронизывает Время, а Время, коренное, основополагающее сознание этой сознательной Пустоты, пронизывает Ее. Результат слияния Времени и сознательной Пустоты в акте любви – сознательная материя, тело этого мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Шакти материального мираxxxiii – Пустота, которая, являясь основой всех происходящих в нем движений и действий, сама остается неизменной. Прана материи и Пустоты – само Великое Время, которое, хотя и пронизывает все сущее, всегда остается запредельным ему.

Тот, кто постиг Время и записал эти сутры, в следующей сутре дает намек на то, каким образом великие йогины развили свое сознание в теле-чреве и познали Прану всего сущего, Шиву Махакалу.

नासिकान्तर्मध्यसंयमात् किमत्र सव्यापसव्य सौषुम्नेषु ।। ७६ ।।

44 (76). Результат саньямы на центре [той области], где заканчиваются носовые проходы, – знание потоков Праны, противоположных друг другу, и неподвижной сушумны.

Тот, кто, удерживая кхечари-мудру, выполняет саньяму на центре черепной полости (то есть той области внутри черепа, где заканчиваются носовые проходы), исполнившись твердой решимости познать Шиву Махакалу, который пронизывает присутствующую в черепной полостиxxxiv сознательную Пустоту, концентрирует на Нем все свое сознание, в результате постигает Время, посредством Пустоты проявляющееся во всем сущем в виде Праны.

На пути к этому результату он познаёт сущность двух видов Праны, известных как прана и апана. Когда постигнута их сущность, их естественные потоки, направленные в противоположные стороны, останавливаются – йогин обретает опыт остановки Праныxxxv. Поскольку в этом состоянии (когда, как говорят йогины, Прана входит в сушумну) он непосредственно воспринимает Великое Время, он сам обретает природу Времени. Когда Прана неподвижна, великий йогин видит Время – Шиву Махешвару, Великого Господа, подобного Солнцу, ослепительно сияющий Свет всякого света, Прану всего сущего, и, постигнув Его, обретает покой.

भूयः स्यात्प्रतिमीलनम् ।। ७७ ।।