Транспортно-экспедиторская работа на железнодорожной станции выполняется товарной конторой, а также другими подразделениями инфраструктуры железных дорог по обслуживанию грузоотправителей и получателей. К совмещению услуг перевозочных с экспедиторскими железнодорожный транспорт приступил одновременно с началом грузового движения в первой четверти XIX века.
Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по назначению, железнодорожный транспорт создавал логистическую цепочку связанных между собой технологий, которые были подразделены на несколько групп: прием груза к перевозке; хранение груза перевозчиком; документальное оформление перевозки и взимание провозных плат; экспедиция в пути следования; погрузка в вагоны (контейнеры) и отправление груза по назначению; выгрузка и сдача груза.
Отправка грузов производится на местах обшего пользования, принадлежащих конкретной железной дороге, и на местах необщето пользования, принадлежащих грузовладельцам, автомобильным или экспедиторским предприятиям — компаниям, акционерным обществам, товариществам и др. На железнодорожных станциях предусмотрена специализация погрузочно-разгрузочных плошадок по роду грузов, а также требуемое их хранение.
В правовом отношении экспедиция на местах общего пользования является агентской по отношению к железной дороге и экспедиторской по отношению к грузовладельцу, а на местах необщего пользования — только экспедиторской.
Перед отправкой груза необходимо уточнить, услуги каких владельцев железнодорожных инфраструктур, кроме ОАО «РЖД» придется использовать, на каких участках общей транспортировки будут задействованы «пути общего» и «необщего пользования», как будет распределяться грузопоток по доставке, исходя из требований Правил перевозок по режимам «скорости», особым требованиям по доставке специальных грузов и т. д.
Ст. 19 УЖТ РФ предупреждает грузоотправителей об ответственности и о возмещении убытков в связи с возникшими по их вине аварийными ситуациями, загрязнениями окружающей среды, перерывами в движении поездов и т. д. С другой стороны, ст. 20 УЖТ РФ предупреждает и перевозчика об обязанности подачи пригодного подвижного состава, но и одновременно даёт ему определенную льготу — возможность сообщать отправителю о подаче вагонов, контейнеров на места необщего пользования даже за 2 ч. до начала операции.
При предъявлении груза к перевозке отправитель, как правило, не позднее, чем за сутки до даты погрузки, указанной в согласованной заявке на перевозку груза, предъявляет в товарную контору станции отправления полный комплект перевозочных документов с указанием в накладной массы, а при предъявлении тарных и штучных грузов — количества грузовых мест. Чтобы не превысить норму допустимой грузоподъемности и вместимости вагонов, контейнеров производится, согласно ст. 26 УЖТ РФ, их взвешивание — брутто на вагонных весах за договорную плату. Ст. 27 УЖТ РФ дает право перевозчику проверять достоверность информации, включая наименование, особые свойства грузов, создающие угрозу безопасности движения и эксплуатации. Контора проверяет правильность заполнения документов, уточняет возможность выполнения перевозки по указанному в них назначению и согласовывает с отправителем дату или даты погрузки груза в вагон или его завоза на станцию.
После проверки и согласований документы возвращаются отправителю с соответствующими визами перевозчика.
Такое же разрешение требуется и при погрузке груза с места необщего пользования (со склада или подъездного пути грузоотправителя или его экспедитора).
Прием грузов по каждому отправителю регулируется декадным приказом-заданием (развернутым планом), который устанавливается отделением дороги для каждой станции. При централизованном завозе завизированный комплект перевозочных документов отправителей передается диспетчеру автокомбината, обеспечивающему завоз и вывоз грузов на/из грузового двора, и через компьютер составляется наряд на доставку груза для последующего его вручения шоферу-экспедитору.
Погрузка и выгрузка грузов осуществляется железной дорогой в местах общего пользования только с согласия грузоотправителей, грузополучателей, а контейнеров — как в местах общего, так и необшего пользования (крытых и открытых складах, специальных участках и др.) с оплатой работ по соглашению сторон. Опасные и скоропортящиеся грузы; сырые продукты животного происхождения, которые перевозятся в крытом вагоне; грузы, масса одного места которых превышает 0,5 т; негабаритные грузы; грузы, перевозимые наливом, на-
сыпью и навалом в специализированном подвижном составе, а также транспортируемые в сопровождении представителей отправителей или получателей, грузятся и выгружаются силами и средствами отправителей или получателей.
Грузоотправители, получатели возмещают расходы, связанные с подачей вагонов, контейнеров; с погрузкой, выгрузкой и хранением грузов; выдачей санитарных паспортов; за использование вагонов и контейнеров для недвиженческих операций, в т. ч. проводимых по инициативе или по указанию таможенных и надзорных органов.
Тип вагона, контейнера выбирается отправителем из перечня, содержащегося в Правилах перевозок. Соответственно, им подбираются материалы и средства крепления, пакетирования, в т. ч. специальные (решетки, щиты, печи для обогрева и др.). Зачастую ими обеспечивает отправителя перевозчик за плату. Пригодность конкретного вагона, контейнера для перевозки конкретного груза, нормы загрузки по каждому виду груза определяются с учетом требований Правил перевозок и Технических условий погрузки и крепления грузов.
Грузоотправители производят погрузку в местах необшего пользования, а контейнеров как в местах общего, так и необщего пользования (крытых и открытых складов, специальных участков и др.).
После завершения погрузки грузоотправитель вносит сведения о погрузке в накладную и в другие документы и уведомляет железную дорогу об окончании грузовых операций.
Приёмосдатчик железной дороги при приёме гружёного вагона проверяет соответствие предъявленного груза (число мест, род упаковки и др.) данным накладной, а также исправность упаковки и правильность отправительской маркировки на грузовых местах, в т. ч. манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом, оформляет памятку приемосдатчика об окончании грузовой операции, которая подписывается приемосдатчиком и отправителем. Весовщик, если это предусмотрено Правилами, взвешивает груз, причем заносит в книгу приёма грузов к отправлению каждый отдельный отвес (например, вес отдельного вагона с грузом и без груза или с весом вагона по трафарету), наносит на груз транспортную маркировку (в числителе — порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире — число мест, а в знаменателе — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2). Все записи в книге должны точно соответствовать накладной.
На станциях с большим объёмом работ по отправлению грузов весовщик в подтверждение приёма груза к перевозке заполняет и выдает отправителю приемную марку.
Обработка документов на компьютере в товарной конторе включает таксировку, составление дорожной ведомости, расчет с отправителями по сборам и провозной плате (франкирование), выдачу грузовой квитанции, подбор документов к вагонным листам и пересылка их в техническую контору.
На основании сведений в накладной приемосдатчик оформляет вагонный лист, в котором подтверждается прием груза к перевозке железной дорогой. Эти документы затем передаются в товарную контору для окончательного оформления перевозочных документов.
Операция по погрузке может включать в себя хранение груза на складе, но если его нет, то после подготовительных операций, связанных с ознакомлением бригады грузчиков с порядком погрузки, предварительного составления вагонного листа весовщиком, подачи и расстановки вагонов, производится погрузка груза в вагон, пломбирование вагона и разметка.
Осторожно должны грузиться в вагоны грузовые места, на которых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т. п. Такие места размещаются в вагоне так, чтобы при погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладывались внизу, а более легкие — наверху.
Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве проводится с отступлением от дверей на 25 см. Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.
Размещение и крепление грузов в крытых вагонах проводится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов.
Наряд и накладная передаются в товарную контору станции на оформление. Товарная контора завершает оформление накладной, дорожной ведомости, вагонного листа, производит расчет провозных платежей, присваивает номер отправки. Сроком внесения платежа на станцию (наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными банками поручениями и др.) является дата приема груза к перевозке. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.
Оформленная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю под роспись в графе корешка дорожной ведомости квитанция в приеме груза, подтверждают заключение договора перевозки груза. Подтверждение приема груза к перевозке фиксируется также проставлением в накладной, дорожной ведомости, корешке дорожной ведомости и квитанции о приёме груза календарного штемпеля.
Составленный и подписываемый весовщиком вагонный лист содержит опись всех грузовых отправок, загруженных в данный вагон, а также сведения о наложенных на вагон пломбах лицом, обеспечивающим погрузку, с указанием станции, наложившей пломбы, о числе пломб и их контрольных знаках. (Вскрытие вагонов, контейнеров для таможенного контроля и других видов надзора подтверждается опломбированием новым ззпорно-пломбировочньш устройством).
В товарной конторе подбирают к вагонному листу перевозочные документы (накладные и дорожные ведомости и др.).
После формирования поезда документы на включенные в поезд гружёные вагоны передаются машинисту локомотива по особому документу, который называется натурным листом.
Перевозчики, согласно ст. 33 УЖТ РФ обязаны доставлять грузы по назначению в сроки, установленные органами транспорта и экономики, но отправителям, получателям и перевозчикам предоставлено право в договорах об организации перевозок предусматривать иные сроки. Исчисление срока доставки начинается с 24 ч. дня приёма грузов для перевозки. Дата приёма и дата истечения срока доставки указываются в накладной и в квитанции о приеме груза. Доставка в срок фиксируется датами обеспечения перевозчиком выгрузки и подачи вагона под выгрузку грузополучателем. За несоблюдение срока доставки, за исключением случаев, указанных в ст. 29 (обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемии и т. п.), перевозчик уплачивает пенни в размере, согласно ст. 97 УЖТ РФ.
На железнодорожном транспорте уделяется большое внимание обеспечению предварительной информации о подходе поездов и грузов к грузовой станции для организации маневровой и грузовой работы, составления плана расформирования поездов, определения очередности подачи вагонов под выгрузку, в том числе на подъездные пути клиентуры, где такая информация несёт также логистическую функцию для планирования технологических процессов, подготовки необходимых для выгрузки грузов рабочей силы и механизмов.
Информация носит обязательный характер.
Уведомление грузополучателя о прибытии в его адрес груза Устав в ст. 34 относит к категории обязанности перевозчика. Таким образом, исполнение договора перевозки включает в себя также ряд подготовительных действий, необходимых для того, чтобы грузополучатель имел возможность своевременно принять груз.
Порядок объявления и способа уведомления о прибытии груза устанавливается по соглашению сторон. Уведомление о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки получателем должно быть послано вдень прибытия груза, но не позднее, чем в 12 ч дня, следующего за днём прибытия грузов. (Передача уведомления регистрируется в «Книге уведомлений» и указывается в накладной и дорожной ведомости).
Если перевозчик не уведомит о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами и контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления о прибытии грузов. Обязательство уведомления о прибытии грузов, находящихся под таможенным контролем, распространяется не только на грузополучателя, но и на таможенный орган.
Если выгрузку груза осуществляет получатель, то станция обязана известить его не позднее, чем за 2 часа до объявленного ею времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку, если иное не предусмотрено в договоре.
Современная транспортная логистика требует слежения за продвижением товара от места его производства до места потребления. Перевозчик может участвовать с использованием в этом процессе своих ВЦ (вычислительных центров) на условиях, включаемых в договор об организации перевозок.
Груженые вагоны и документы на станции назначения принимаются по натурному листу с тщательной проверкой вагонов, дверных запоров, наличия и исправности пломб, состояния грузов на открытом подвижном составе.
После осмотра и расформирования состава груженые вагоны подаются под выгрузку на места общего или необщего пользования.
Перевозочные документы проверяются оператором технической конторы, который на всех дорожных ведомостях и вагонных листах проставляет штемпель с указанием номера поезда, даты и времени прибытия его на станцию. Документы записывают в «Книгу сдачи» в товарной конторе по каждой отправке, указывая номер вагона и номер накладной. Дорожные ведомости и накладные передаются в товарную контору, а вагонные листы — на грузовой двор или в пункты выгрузки на местах необщего пользования.
После регистрации в товарной конторе в «Книге прибытия грузов» накладные и дорожные ведомости передаются товарному кассиру для оформления выдачи груза и окончательных расчетов с грузополучателем за перевозку. По мере выдачи грузов в Книгу вносятся соответствующие отметки.
После расчета за перевозку грузополучателю выдается накладная под расписку в дорожной ведомости с указанием в последней дат выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетн го счета и наименования отделения банка, которые могут быть проштемпелеваны станцией. Подпись грузополучателя в дорожной ведомости является подтверждением выдачи груза.
На железнодорожном транспорте, согласно п. 4 ст. 790 ГК РФ и ст. 35 УЖТ РФ, используется залоговое право удержания груза в обеспечение причитающейся перевозчику провозной платы в течение 4 суток после получения грузополучателем уведомления распорядиться грузом.
Устав расширяет нормы ГК РФ по обеспечению имущественных интересов «кредитора», предоставляя перевозчику право самостоятельно реализовать продовольственные и скоропортящиеся грузы, а по остальным — следовать порядку, предусмотренному ГК РФ.
Реализация груза осуществляется уполномоченными на то государственными органами с перечислением ими причитающихся железной дороге платежей в первоочередном порядке.
Выгрузка грузов на местах общего пользования выполняется средствами дороги и грузополучателей. За погрузочно-разгрузочные работы взыскивают платежи по соглашению сторон.
На основе отметок приемосдатчика в вагонном листе о выгрузке и месте расположения груза на складе в товарной конторе делают соответствующие отметки в накладных и в дорожных ведомостях и накладывают календарный штемпель времени выгрузки. Грузы хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов после окончания срока доставки.
Получатель, в адрес которого прибыл груз, обязан принять и вывезти со станции груз в «сроки хранения грузов», установленные «Правилами перевозок грузов». Грузы выдаются их получателям под руководством приемосдатчиков. При выгрузке на местах необщего пользования весовщик проверяет наличие и исправность пломб, сдает вагоны получателю, оформляя время подачи и приема в памятке. Весовщик присутствует при выгрузке лишь в тех случаях, когда по действующим условиям должна производиться проверка количества и состояния груза.
Порядок и место передачи вагонов на подъездной путь определяются договором на его эксплуатацию или договором на подачу и уборку вагонов. Время передачи оформляется в памятке подписями весовщика и грузополучателя. После снятия пломб получатель приступает к выгрузке. По окончании выгрузки весовщик принимает разгруженный вагон, проверяет при этом очищен ли он, закрыты ли двери, люки и борта и отмечает время окончания выгрузки в вагонном листе.
Согласно ст. 35 Устава грузы на станции назначения выдаются получателю, указанному в накладной (при предъявлении доверенности, подписанной руководителем и главным бухгалтером и заверенной печатью; частным лицам грузы выдаются по документам, удостоверяющим их личность). Грузы выдаются их получателям под руководством приемосдатчиков.
Если груз перевозился с оплатой провозной платы и причитающихся железной дороге платежей на станции назначения, то действует порядок, предусмотренный ст. 36, Устава, т. е. в принципе, аналогичный применяемому при оплате провозной платы на станции отправления.
Если груз прибыл в адрес действующего получателя, он всегда должен принять груз.
Отказ от приема груза может иметь место лишь в том случае, если качество груза вследствие повреждения или порчи, или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению.
Рекомендуется такую «вину», степень имущественной ответственности за нее подтверждать заключением ответственной экспертизы. Это касается и экспертизы, подтверждающей непригодность груза для использования по назначению.
Под экспертизой понимается специальное исследование, проводимое для получения обоснованного заключения по конкретному вопросу.
Если груз выгружен средствами железной дороги, но в течение 24 ч. грузополучателем не вывезен, то за его хранение сверх указанного срока взыскивается плата по соглашению сторон. Хранение грузов железной дорогой, независимо от того, является ли оно бесплатным или платным, является ответственным, т. е. таким, в котором железная дорога выступает по отношению к грузовому складу — хранителю в качестве «товаровладельца» («по кла до держателя»), с правами и обязанностями сторон согласно гл. 47 ГК РФ и Правил перевозок грузов.
Если выгрузка груза осуществляет грузополучатель, то у него возникает «двоякая» ответственность: за просрочку выгрузки из вагона, контейнера, за их задержку с возвратом и за просрочку вывоза груза. Первая компенсируется взысканием железной дорогой почасовой платы за пользование вагоном, контейнером, вторая — оплатой хранения груза.
Товарный кассир на оборотной стороне накладной в соответствующей графе проставляет календарный штемпель — время оформления выдачи груза с грузового двора. Для получения и вывоза грузов со станции получатель предъявляет приемосдатчику накладную, а в соответствующих случаях и пропуск. При централизованном вывозе вместо пропуска предъявляется наряд на вывоз груза.
Расписка грузополучателя в дорожной ведомости не означает, что груз действительно получен. Это лишь оформление получения груза по документам или, как его называют, «раскредитование документов». Моментом фактической выдачи груза должна считаться дата вывоза груза с железнодорожной станции при его выгрузке средствами железной дороги или дата подачи вагона под выгрузку груза средствами грузополучателя в месте общего или необщего пользования (на подъездном пути, в складе получателя, имеющего подъездной путь и т. д.), с соответствующим отметками лриемосдатчика перевозчика в графе накладной «Вывоз груза».
В договорах на организацию перевозок грузов с ограниченными сроками хранения необходимо предоставлять железной дороге право (и предусматривать порядок его применения) реализации груза в пути или на станции назначения при обнаружении признаков порчи груза.
Проверка массы и состояния груза производится с разными требованиями к различным грузам. Груз, погруженный средствами дороги или выгруженный железной дорогой в месте общего пользования, выдается с обязательной проверкой веса, количества мест и состояния, даже если он прибыл без признаков несохранности. Это обусловлено тем, что груз может быть утрачен или поврежден в процессе погрузки, выгрузки или хранения его на складах станций.
Предусмотрена обязательность таких проверок при прибытии грузов в неисправных вагонах и контейнерах, а также в вагонах и контейнерах с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или под пломбами попутных станций.
Тарные штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только по их прибытию в поврежденной таре или упаковке.
Проверка состояния массы и количества грузов при перевозке на открытом подвижном составе производится при прибытии груза с признаками недостачи либо повреждения.
Перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель должны предусматривать в договорах порядок проверки массы груза; с идентичностью способов определения массы груза на станциях отправления и назначения, осуществлять согласованные действия сторон при отсутствии вагонных весов; устанавливать единые нормы понижения высоты штабеля и уплотнения при перевозке; производить обязательную проверку массы в случае нарушения температурного режима при перевозке скоропортящихся грузов; производить экспертную оценку расхождений при использовании разного типа весов; пользоваться нормами естественной убыли Росгостандарта по весу брутто (в таре и упаковке) или нетто (без тары и упаковки); предусматривать нормы возможной погрешности весов и др.
За проверку массы груза и тары на весах дороги или на весах грузовладельца дорогой взимается особые сборы за каждую операцию.
Наличие на вагоне исправного запорно-пломбировочного устройства таможенного органа не требует проверки массы и количества груза при его выдаче. Однако, в настояшее время практикуется составление акта обшей формы (ФГУ 23) на станциях, где проводился таможенный контроль. При отсутствии такого акта грузоотправители требуют проверки массы и количества прибывшего груза.
Проверка массы опасного груза производится на складе грузополучателя в присутствии представителя перевозчика.
Железная дорога по просьбе грузополучателя может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест, т. е. выступать, по существу, в роли независимого свидетеля. Если при этом будет обнаружена недостача, повреждение (порча) груза, железная дорога, в соответствии со статьями 42 и 119 Устава должна составить и выдать грузополучателю коммерческий акт.
УЖТ РФ обязывает не грузополучателя, а перевозчика определять размер фактической недостачи и размер повреждения (порчи) груза, если при проверке на железнодорожной станции назначения состояния прибывшего груза, его массы, количества мест будут обнаружены указанные выше дефекты, либо они уже были установлены коммерческим актом, составленным в пути следования груза.
Устав определяет единственную документальную форму оформления факта и размера недостачи, повреждения (порчи) груза — обязательное составление железной дорогой и выдача грузополучателю коммерческого акта.
При возникновении необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов для определения точного размера и характера дефектов.
Экспедитор при выполнении поручения клиента на участие в составлении и оформлении коммерческого акта действует в соответствии с правовыми нормами агентского договора (гл. 52 ПС РФ).
Неприбытие груза в установленный срок доставки станция назначения обязана удостоверить отметкой на предъявленной грузоотправителем квитанции «Груз не прибыл» и календарным штемпелем станции назначения. Она же по требованию получателя производит розыск груза, не прибывшего по назначению в установленный срок доставки.
Перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, цистерны, контейнеры, если они не приведены в надлежащее состояние со взиманием платы за пользование вагонами, контейнерами за время их задержки.
Грузы выдаются после внесения грузополучателем перевозчику платы за перевозку грузов и иных платежей, если они не были внесены отправителем. В Правилах содержится порядок оформления выдачи грузов. При оформлении выдачи грузополучателю выдается оригинал накладной под подпись в дорожной ведомости — с указанием сведений, содержащихся в доверенности. Для выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузополучателя представляет доверенность на право его получения.
Факт выдачи грузов и контейнеров, выгруженных перевозчиком в местах общего пользования, подтверждается приемосдаточным актом, подписанным представителями перевозчика и грузополучателя, и составленным в двух экземплярах. Если вагон разгружает грузополучатель, то подтверждением фактической выгрузки грузов являются подписи перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе «вагон сдал», «вагон принял». Также оформляется выдача грузов без проверки. Ответственность за охрану груза (в т.ч. контейнеров) от момента передачи вагонов на выставочные пути до момента подачи к месту выгрузки несет владелец железнодорожных путей необщего пользования. Выгрузка контейнеров из вагона (с платформы) осуществляется грузополучателем с обязательным участием представителя перевозчика.
До уплаты платежей перевозчик имеет право удерживать грузы, а получатель обязан распорядиться грузами. Если грузы и далее им не востребуются, перевозчик имеет право самостоятельно реализовать удерживаемые продовольственные и скоропортящиеся грузы, а иные реализовать в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Не подлежать реализации грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Причитающиеся перевозчику платежи перечисляются за счет средств, полученных от реализации грузов, в первоочередном порядке. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов а тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению. (Ст. 36 УЖТ РФ), Если грузы находятся под таможенным контролем, то согласно ст. 37 Устава они, в принципе, должны быть также своевременно выгружены грузополучателем по согласованию с таможенными органами. Однако, перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку груза на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
При своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов после окончания сроков доставки. Указанный срок исчисляется с 24 ч. дня прибытия грузов на места общего пользования и с 24 ч. дня подачи вагонов на места необщего пользования. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции, оплачиваются грузополучателем по соглашению сторон. Сроки и порядок хранения грузов на железнодорожной станции назначения устанавливается Правилами (ст. 38 УЖТ РФ).
Ст. 39 УЖТ РФ регулирует вопрос платы перевозчику за время задержки вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от получателей; в тех случаях, когда в операциях участвуют локомотивы владельцев подъездных путей, а также когда в операциях были задействованы вагоны и контейнеры, не принадлежащие перевозчикам, задержки вагонов и контейнеров в местах необщего пользования, на промежуточных станциях и др. Размер платы за пользование вагонами и контейнерами определяется договором, а время использования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком уведомлений о готовности вагонов к уборке. По контейнерам это время исчисляется с момента выдачи контейнеров с грузами получателям для выгрузки или передачи грузоотправителям порожних контейнеров для их загрузки, до момента возврата контейнеров на железнодорожную станцию. Расчёт платы за пользование вагонами рефрижераторных секций и вагонами в составе сцепов производится исходя из времени окончания погрузки грузов в последний вагон и выгрузки грузов из него. Освобождение от платы имеет место, когда действуют причины особого порядка (непреодолимая сила и пр.).
Вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение договора перевозки. Ст. 41 УЖТ обязывает перевозчика осуществлять проверку состояния массы и количества мест груза в следующих случаях:
— прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или поставленными на попутных железнодорожных станциях;
— прибытие груза с коммерческим актом, составленным на промежуточной станции;
— прибытие груза с признаками недостачи, либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом подвижном составе;
— прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
— прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования;
— прибытие груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
Перевозчик при выдаче проверяет состояние и массу тарных и штучных грузов, находящихся в повреждённых таре и/или в упаковке.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на станции отправления и массой, определенной на станции назначения, не превышает значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза с учетом нормы естественной убыли его массы.
Согласно ст. 42 УЖТ РФ, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружена недостача, повреждение, порча груза или такие обстоятельства уже были зафиксированы в составленном пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи груза) и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости экспертизы перевозчик сам или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и/или специалистов в соответствующей области, которые составляют акт по установленной форме. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя (подчеркивается в Уставе) являются недействительными. Если та или другая сторона конфликта уклоняется от вызова эксперта или специалиста или вообще от своего участия в проведении экспертизы, то заинтересованная в экспертизе сторона имеет право провести ее без участия уклоняющейся стороны, но она должна будет предварительно ее уведомить в письменной форме о проведении экспертизы. (Соответственно, лучше всего в договоре об организации перевозок заранее на этот счет предусмотреть о таком предупреждении). Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза. (Приложение №№ 53, 54, 55)
Ст. 119 УЖТ РФ устанавливает значение коммерческого акта, акта общей формы и иных актов в качестве удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, отправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок.
Коммерческий акт составляется для удостоверения обстоятельств:
— несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
— повреждения груза и возможные причины такого повреждения;
— обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
— возвращение перевозчику похищенного груза;
— непередача перевозчиком груза на путь необщего пользования в течение 24 ч. после оформления документов о выдаче груза (акт составляется по требованию получателя).
Коммерческий акт составляется:
— при выгрузке груза в месте общего пользования — в день выгрузки груза, а в необходимых случаях — в день выдачи груза получателю;
— при выгрузке груза в месте необщего пользования — в день выгрузки;
— в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В коммерческом акте должны содержаться:
— точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза;
— данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае каких-либо нарушений указывается, какое нарушение допущено.
При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, если он участвует в проверке груза.
По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение 3-х дней выдать коммерческий акт.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акт» грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме в течение 3-х суток, а перевозчик обязан дать в тот же срок получателю мотивированный ответ.
Для удостоверения иных непредусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты обшей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется Правилами перевозок грузов.
Ответственность перевозчика за несохранность груза определена нормами и исключениями, содержащимися в ст. 95, 96 УЖТ РФ. Перевозчик возмещает ущерб, причинённый при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза или в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза. При перевозке груза с объявлением его ценности — в размере объявленной стоимости. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, или исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в форме штрафа, в размерах, предусмотренных ст. 94 УЖТ РФ. Ст. 97 УЖТ предусматривает санкции за просрочку доставки грузов. Другие санкции содержатся в ст. 99, 100, 101, 102 и др. УЖТ РФ.
До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия (ст. 120 УЖТ РФ). К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Эти документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Право на предъявление к перевозчику претензии представляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, получателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке в аналогичном, предусмотренном для грузовладельца порядке.
Подпись грузополучателя в дорожной ведомости не лишает права грузополучателя предъявить претензию железной дороге по существу исполнения договора (в пересчете провозной платы, за просрочку доставки груза и др.). Однако, если грузополучатель не удостоверит в установленном порядке факт недостачи, повреждения или порчи груза, он лишается права на удовлетворение связанных с этим претензий.
Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результате ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (ст. 124 УЖТ РФ).
В случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию, ему может быть предъявлен иск (ст. 125 УЖТ). Указанные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Такими же правами предъявления исков в связи с осуществлением перевозок имеют перевозчики по отношению к грузоотправителям, получателям (ст. 126 УЖТ РФ).
Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечению 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечению 4 месяцев со дня приема груза в прямом смешанном сообщении. Если удовлетворена претензия по неполученному грузу, а он прибыл, грузополучатель может его получить при условии возврата суммы, полученной при удовлетворении претензии. На решение отводится 4 дня.
Мы подробно рассмотрели служебные операции, связанные с отправлением и прибытием грузов на железнодорожном транспорте. Большинство действий экспедитора при отправке и получении грузов на других видах транспорта по требованиям и по следствиям идентичны. Об отличиях говорится в кодексах, уставах и правилах перевозок.