Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

На железнодорожном транспорте





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Транспортно-экспедиторская работа на железнодорожной стан­ции выполняется товарной конторой, а также другими подразделени­ями инфраструктуры железных дорог по обслуживанию грузоотпра­вителей и получателей. К совмещению услуг перевозочных с экспеди­торскими железнодорожный транспорт приступил одновременно с на­чалом грузового движения в первой четверти XIX века.

Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по на­значению, железнодорожный транспорт создавал логистическую це­почку связанных между собой технологий, которые были подразделе­ны на несколько групп: прием груза к перевозке; хранение груза пере­возчиком; документальное оформление перевозки и взимание провоз­ных плат; экспедиция в пути следования; погрузка в вагоны (контей­неры) и отправление груза по назначению; выгрузка и сдача груза.

Отправка грузов производится на местах обшего пользования, принадлежащих конкретной железной дороге, и на местах необщето пользования, принадлежащих грузовладельцам, автомобильным или экспедиторским предприятиям — компаниям, акционерным обществам, товариществам и др. На железнодорожных станциях предусмотрена специализация погрузочно-разгрузочных плошадок по роду грузов, а также требуемое их хранение.

В правовом отношении экспедиция на местах общего пользования является агентской по отношению к железной дороге и экспедиторс­кой по отношению к грузовладельцу, а на местах необщего пользова­ния — только экспедиторской.

Перед отправкой груза необходимо уточнить, услуги каких вла­дельцев железнодорожных инфраструктур, кроме ОАО «РЖД» при­дется использовать, на каких участках общей транспортировки будут задействованы «пути общего» и «необщего пользования», как будет распределяться грузопоток по доставке, исходя из требований Пра­вил перевозок по режимам «скорости», особым требованиям по дос­тавке специальных грузов и т. д.

Ст. 19 УЖТ РФ предупреждает грузоотправителей об ответственности и о возмещении убытков в связи с возникшими по их вине аварийными ситуациями, загрязнениями окружающей среды, перерыва­ми в движении поездов и т. д. С другой стороны, ст. 20 УЖТ РФ пре­дупреждает и перевозчика об обязанности подачи пригодного под­вижного состава, но и одновременно даёт ему определенную льго­ту — возможность сообщать отправителю о подаче вагонов, контей­неров на места необщего пользования даже за 2 ч. до начала операции.

При предъявлении груза к перевозке отправитель, как правило, не позднее, чем за сутки до даты погрузки, указанной в согласованной заявке на перевозку груза, предъявляет в товарную контору станции отправления полный комплект перевозочных документов с указанием в накладной массы, а при предъявлении тарных и штучных грузов — количества грузовых мест. Чтобы не превысить норму допустимой грузоподъемности и вместимости вагонов, контейнеров производит­ся, согласно ст. 26 УЖТ РФ, их взвешивание — брутто на вагонных весах за договорную плату. Ст. 27 УЖТ РФ дает право перевозчику проверять достоверность информации, включая наименование, осо­бые свойства грузов, создающие угрозу безопасности движения и экс­плуатации. Контора проверяет правильность заполнения документов, уточняет возможность выполнения перевозки по указанному в них назначению и согласовывает с отправителем дату или даты погрузки груза в вагон или его завоза на станцию.

После проверки и согласований документы возвращаются отпра­вителю с соответствующими визами перевозчика.

Такое же разрешение требуется и при погрузке груза с места необ­щего пользования (со склада или подъездного пути грузоотправителя или его экспедитора).

Прием грузов по каждому отправителю регулируется декадным приказом-заданием (развернутым планом), который устанавливается отделением дороги для каждой станции. При централизованном заво­зе завизированный комплект перевозочных документов отправителей передается диспетчеру автокомбината, обеспечивающему завоз и вы­воз грузов на/из грузового двора, и через компьютер составляется наряд на доставку груза для последующего его вручения шоферу-экс­педитору.

Погрузка и выгрузка грузов осуществляется железной дорогой в местах общего пользования только с согласия грузоотправителей, гру­зополучателей, а контейнеров — как в местах общего, так и необшего пользования (крытых и открытых складах, специальных участках и др.) с оплатой работ по соглашению сторон. Опасные и скоропортя­щиеся грузы; сырые продукты животного происхождения, которые перевозятся в крытом вагоне; грузы, масса одного места которых пре­вышает 0,5 т; негабаритные грузы; грузы, перевозимые наливом, на-

сыпью и навалом в специализированном подвижном составе, а также транспортируемые в сопровождении представителей отправителей или получателей, грузятся и выгружаются силами и средствами отправи­телей или получателей.

Грузоотправители, получатели возмещают расходы, связанные с подачей вагонов, контейнеров; с погрузкой, выгрузкой и хранением грузов; выдачей санитарных паспортов; за использование вагонов и контейнеров для недвиженческих операций, в т. ч. проводимых по инициативе или по указанию таможенных и надзорных органов.

Тип вагона, контейнера выбирается отправителем из перечня, содержащегося в Правилах перевозок. Соответственно, им подби­раются материалы и средства крепления, пакетирования, в т. ч. спе­циальные (решетки, щиты, печи для обогрева и др.). Зачастую ими обеспечивает отправителя перевозчик за плату. Пригодность конк­ретного вагона, контейнера для перевозки конкретного груза, нор­мы загрузки по каждому виду груза определяются с учетом требова­ний Правил перевозок и Технических условий погрузки и крепления грузов.

Грузоотправители производят погрузку в местах необшего пользо­вания, а контейнеров как в местах общего, так и необщего пользова­ния (крытых и открытых складов, специальных участков и др.).

После завершения погрузки грузоотправитель вносит сведения о погрузке в накладную и в другие документы и уведомляет железную дорогу об окончании грузовых операций.

Приёмосдатчик железной дороги при приёме гружёного вагона проверяет соответствие предъявленного груза (число мест, род упа­ковки и др.) данным накладной, а также исправность упаковки и пра­вильность отправительской маркировки на грузовых местах, в т. ч. манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом, оформляет памятку приемосдатчика об оконча­нии грузовой операции, которая подписывается приемосдатчиком и отправителем. Весовщик, если это предусмотрено Правилами, взве­шивает груз, причем заносит в книгу приёма грузов к отправлению каждый отдельный отвес (например, вес отдельного вагона с грузом и без груза или с весом вагона по трафарету), наносит на груз транспор­тную маркировку (в числителе — порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире — число мест, а в знаменателе — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (кни­га 2). Все записи в книге должны точно соответствовать накладной.

На станциях с большим объёмом работ по отправлению грузов весовщик в подтверждение приёма груза к перевозке заполняет и вы­дает отправителю приемную марку.

Обработка документов на компьютере в товарной конторе вклю­чает таксировку, составление дорожной ведомости, расчет с отправи­телями по сборам и провозной плате (франкирование), выдачу грузо­вой квитанции, подбор документов к вагонным листам и пересылка их в техническую контору.

На основании сведений в накладной приемосдатчик оформляет вагонный лист, в котором подтверждается прием груза к перевозке железной дорогой. Эти документы затем передаются в товарную кон­тору для окончательного оформления перевозочных документов.

Операция по погрузке может включать в себя хранение груза на складе, но если его нет, то после подготовительных операций, связан­ных с ознакомлением бригады грузчиков с порядком погрузки, пред­варительного составления вагонного листа весовщиком, подачи и расстановки вагонов, производится погрузка груза в вагон, пломби­рование вагона и разметка.

Осторожно должны грузиться в вагоны грузовые места, на кото­рых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бро­сать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т. п. Такие места разме­щаются в вагоне так, чтобы при погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладывались внизу, а более легкие — наверху.

Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве проводится с отступлением от дверей на 25 см. Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по сво­им свойствам могут повредить или испортить другие грузы.

 

Размещение и крепление грузов в крытых вагонах проводится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок от­дельных видов грузов.

Наряд и накладная передаются в товарную контору станции на оформление. Товарная контора завершает оформление накладной, дорожной ведомости, вагонного листа, производит расчет провозных платежей, присваивает номер отправки. Сроком внесения платежа на станцию (наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцепто­ванными банками поручениями и др.) является дата приема груза к перевозке. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложени­ем календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной.

Оформленная накладная и выданная на ее основании грузоотпра­вителю под роспись в графе корешка дорожной ведомости квитанция в приеме груза, подтверждают заключение договора перевозки груза. Подтверждение приема груза к перевозке фиксируется также простав­лением в накладной, дорожной ведомости, корешке дорожной ведо­мости и квитанции о приёме груза календарного штемпеля.

Составленный и подписываемый весовщиком вагонный лист со­держит опись всех грузовых отправок, загруженных в данный вагон, а также сведения о наложенных на вагон пломбах лицом, обеспечива­ющим погрузку, с указанием станции, наложившей пломбы, о числе пломб и их контрольных знаках. (Вскрытие вагонов, контейнеров для таможенного контроля и других видов надзора подтверждается оп­ломбированием новым ззпорно-пломбировочньш устройством).

В товарной конторе подбирают к вагонному листу перевозочные документы (накладные и дорожные ведомости и др.).

После формирования поезда документы на включенные в поезд гружёные вагоны передаются машинисту локомотива по особому документу, который называется натурным листом.

Перевозчики, согласно ст. 33 УЖТ РФ обязаны доставлять гру­зы по назначению в сроки, установленные органами транспорта и экономики, но отправителям, получателям и перевозчикам предос­тавлено право в договорах об организации перевозок предусматри­вать иные сроки. Исчисление срока доставки начинается с 24 ч. дня приёма грузов для перевозки. Дата приёма и дата истечения срока доставки указываются в накладной и в квитанции о приеме груза. Доставка в срок фиксируется датами обеспечения перевозчиком выг­рузки и подачи вагона под выгрузку грузополучателем. За несоблю­дение срока доставки, за исключением случаев, указанных в ст. 29 (обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемии и т. п.), перевозчик уплачивает пенни в размере, согласно ст. 97 УЖТ РФ.

На железнодорожном транспорте уделяется большое внимание обеспечению предварительной информации о подходе поездов и гру­зов к грузовой станции для организации маневровой и грузовой рабо­ты, составления плана расформирования поездов, определения оче­редности подачи вагонов под выгрузку, в том числе на подъездные пути клиентуры, где такая информация несёт также логистическую функцию для планирования технологических процессов, подготовки необходимых для выгрузки грузов рабочей силы и механизмов.

Информация носит обязательный характер.

Уведомление грузополучателя о прибытии в его адрес груза Ус­тав в ст. 34 относит к категории обязанности перевозчика. Таким об­разом, исполнение договора перевозки включает в себя также ряд под­готовительных действий, необходимых для того, чтобы грузополуча­тель имел возможность своевременно принять груз.

Порядок объявления и способа уведомления о прибытии груза устанавливается по соглашению сторон. Уведомление о времени пода­чи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки получателем должно быть послано вдень прибытия груза, но не позднее, чем в 12 ч дня, следующего за днём прибытия грузов. (Передача уведомления регистрируется в «Книге уведомлений» и указывается в накладной и дорожной ведомости).

Если перевозчик не уведомит о прибытии грузов, то грузополуча­тель освобождается от платы за пользование вагонами и контейнера­ми и от платы за хранение грузов до получения уведомления о прибы­тии грузов. Обязательство уведомления о прибытии грузов, находя­щихся под таможенным контролем, распространяется не только на грузополучателя, но и на таможенный орган.

Если выгрузку груза осуществляет получатель, то станция обяза­на известить его не позднее, чем за 2 часа до объявленного ею времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку, если иное не предусмот­рено в договоре.

Современная транспортная логистика требует слежения за про­движением товара от места его производства до места потребления. Перевозчик может участвовать с использованием в этом процессе своих ВЦ (вычислительных центров) на условиях, включаемых в договор об организации перевозок.

Груженые вагоны и документы на станции назначения принима­ются по натурному листу с тщательной проверкой вагонов, дверных запоров, наличия и исправности пломб, состояния грузов на открытом подвижном составе.

После осмотра и расформирования состава груженые вагоны по­даются под выгрузку на места общего или необщего пользования.

Перевозочные документы проверяются оператором технической конторы, который на всех дорожных ведомостях и вагонных листах проставляет штемпель с указанием номера поезда, даты и времени прибытия его на станцию. Документы записывают в «Книгу сдачи» в товарной конторе по каждой отправке, указывая номер вагона и но­мер накладной. Дорожные ведомости и накладные передаются в то­варную контору, а вагонные листы — на грузовой двор или в пункты выгрузки на местах необщего пользования.

После регистрации в товарной конторе в «Книге прибытия гру­зов» накладные и дорожные ведомости передаются товарному касси­ру для оформления выдачи груза и окончательных расчетов с грузопо­лучателем за перевозку. По мере выдачи грузов в Книгу вносятся со­ответствующие отметки.

 

После расчета за перевозку грузополучателю выдается наклад­ная под расписку в дорожной ведомости с указанием в последней дат выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетн го счета и наименования отделения банка, которые могут быть проштемпелеваны станцией. Подпись грузополучателя в дорожной ведо­мости является подтверждением выдачи груза.

На железнодорожном транспорте, согласно п. 4 ст. 790 ГК РФ и ст. 35 УЖТ РФ, используется залоговое право удержания груза в обес­печение причитающейся перевозчику провозной платы в течение 4 суток после получения грузополучателем уведомления распорядиться грузом.

Устав расширяет нормы ГК РФ по обеспечению имущественных интересов «кредитора», предоставляя перевозчику право самостоя­тельно реализовать продовольственные и скоропортящиеся грузы, а по остальным — следовать порядку, предусмотренному ГК РФ.

Реализация груза осуществляется уполномоченными на то государственными органами с перечислением ими причитающихся желез­ной дороге платежей в первоочередном порядке.

Выгрузка грузов на местах общего пользования выполняется сред­ствами дороги и грузополучателей. За погрузочно-разгрузочные ра­боты взыскивают платежи по соглашению сторон.

На основе отметок приемосдатчика в вагонном листе о выгрузке и месте расположения груза на складе в товарной конторе делают соответствующие отметки в накладных и в дорожных ведомостях и накладывают календарный штемпель времени выгрузки. Грузы хра­нятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов после окончания срока доставки.

Получатель, в адрес которого прибыл груз, обязан принять и вы­везти со станции груз в «сроки хранения грузов», установленные «Пра­вилами перевозок грузов». Грузы выдаются их получателям под руко­водством приемосдатчиков. При выгрузке на местах необщего пользо­вания весовщик проверяет наличие и исправность пломб, сдает ваго­ны получателю, оформляя время подачи и приема в памятке. Весов­щик присутствует при выгрузке лишь в тех случаях, когда по действу­ющим условиям должна производиться проверка количества и состо­яния груза.

Порядок и место передачи вагонов на подъездной путь определя­ются договором на его эксплуатацию или договором на подачу и убор­ку вагонов. Время передачи оформляется в памятке подписями весов­щика и грузополучателя. После снятия пломб получатель приступает к выгрузке. По окончании выгрузки весовщик принимает разгружен­ный вагон, проверяет при этом очищен ли он, закрыты ли двери, люки и борта и отмечает время окончания выгрузки в вагонном листе.

Согласно ст. 35 Устава грузы на станции назначения выдаются получателю, указанному в накладной (при предъявлении довереннос­ти, подписанной руководителем и главным бухгалтером и заверенной печатью; частным лицам грузы выдаются по документам, удостоверя­ющим их личность). Грузы выдаются их получателям под руководством приемосдатчиков.

Если груз перевозился с оплатой провозной платы и причитаю­щихся железной дороге платежей на станции назначения, то действу­ет порядок, предусмотренный ст. 36, Устава, т. е. в принципе, анало­гичный применяемому при оплате провозной платы на станции от­правления.

Если груз прибыл в адрес действующего получателя, он всегда должен принять груз.

Отказ от приема груза может иметь место лишь в том случае, если качество груза вследствие повреждения или порчи, или по иным при­чинам изменилось в такой степени, что исключается возможность час­тичного или полного использования таких грузов по назначению.

Рекомендуется такую «вину», степень имущественной ответствен­ности за нее подтверждать заключением ответственной экспертизы. Это касается и экспертизы, подтверждающей непригодность груза для использования по назначению.

Под экспертизой понимается специальное исследование, прово­димое для получения обоснованного заключения по конкретному воп­росу.

Если груз выгружен средствами железной дороги, но в течение 24 ч. грузополучателем не вывезен, то за его хранение сверх указанно­го срока взыскивается плата по соглашению сторон. Хранение грузов железной дорогой, независимо от того, является ли оно бесплатным или платным, является ответственным, т. е. таким, в котором желез­ная дорога выступает по отношению к грузовому складу — храните­лю в качестве «товаровладельца» («по кла до держателя»), с правами и обязанностями сторон согласно гл. 47 ГК РФ и Правил перевозок грузов.

Если выгрузка груза осуществляет грузополучатель, то у него возникает «двоякая» ответственность: за просрочку выгрузки из ва­гона, контейнера, за их задержку с возвратом и за просрочку вывоза груза. Первая компенсируется взысканием железной дорогой почасо­вой платы за пользование вагоном, контейнером, вторая — оплатой хранения груза.

Товарный кассир на оборотной стороне накладной в соответству­ющей графе проставляет календарный штемпель — время оформле­ния выдачи груза с грузового двора. Для получения и вывоза грузов со станции получатель предъявляет приемосдатчику накладную, а в соответствующих случаях и пропуск. При централизованном вывозе вместо пропуска предъявляется наряд на вывоз груза.

Расписка грузополучателя в дорожной ведомости не означает, что груз действительно получен. Это лишь оформление получения груза по документам или, как его называют, «раскредитование докумен­тов». Моментом фактической выдачи груза должна считаться дата вывоза груза с железнодорожной станции при его выгрузке средства­ми железной дороги или дата подачи вагона под выгрузку груза сред­ствами грузополучателя в месте общего или необщего пользования (на подъездном пути, в складе получателя, имеющего подъездной путь и т. д.), с соответствующим отметками лриемосдатчика перевозчика в графе накладной «Вывоз груза».

В договорах на организацию перевозок грузов с ограниченными сроками хранения необходимо предоставлять железной дороге право (и предусматривать порядок его применения) реализации груза в пути или на станции назначения при обнаружении признаков порчи груза.

Проверка массы и состояния груза производится с разными требо­ваниями к различным грузам. Груз, погруженный средствами дороги или выгруженный железной дорогой в месте общего пользования, вы­дается с обязательной проверкой веса, количества мест и состояния, даже если он прибыл без признаков несохранности. Это обусловлено тем, что груз может быть утрачен или поврежден в процессе погрузки, выгрузки или хранения его на складах станций.

Предусмотрена обязательность таких проверок при прибытии гру­зов в неисправных вагонах и контейнерах, а также в вагонах и кон­тейнерах с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или под пломбами попутных станций.

Тарные штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только по их прибытию в поврежденной таре или упаковке.

Проверка состояния массы и количества грузов при перевозке на открытом подвижном составе производится при прибытии груза с при­знаками недостачи либо повреждения.

Перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель должны предус­матривать в договорах порядок проверки массы груза; с идентичнос­тью способов определения массы груза на станциях отправления и назначения, осуществлять согласованные действия сторон при отсут­ствии вагонных весов; устанавливать единые нормы понижения высо­ты штабеля и уплотнения при перевозке; производить обязательную проверку массы в случае нарушения температурного режима при пе­ревозке скоропортящихся грузов; производить экспертную оценку расхождений при использовании разного типа весов; пользоваться нормами естественной убыли Росгостандарта по весу брутто (в таре и упаковке) или нетто (без тары и упаковки); предусматривать нормы возможной погрешности весов и др.

За проверку массы груза и тары на весах дороги или на весах грузо­владельца дорогой взимается особые сборы за каждую операцию.

Наличие на вагоне исправного запорно-пломбировочного устрой­ства таможенного органа не требует проверки массы и количества груза при его выдаче. Однако, в настояшее время практикуется со­ставление акта обшей формы (ФГУ 23) на станциях, где проводился таможенный контроль. При отсутствии такого акта грузоотправите­ли требуют проверки массы и количества прибывшего груза.

Проверка массы опасного груза производится на складе грузопо­лучателя в присутствии представителя перевозчика.

Железная дорога по просьбе грузополучателя может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест, т. е. выступать, по существу, в роли незави­симого свидетеля. Если при этом будет обнаружена недостача, по­вреждение (порча) груза, железная дорога, в соответствии со статья­ми 42 и 119 Устава должна составить и выдать грузополучателю ком­мерческий акт.

УЖТ РФ обязывает не грузополучателя, а перевозчика опреде­лять размер фактической недостачи и размер повреждения (порчи) гру­за, если при проверке на железнодорожной станции назначения состо­яния прибывшего груза, его массы, количества мест будут обнаруже­ны указанные выше дефекты, либо они уже были установлены ком­мерческим актом, составленным в пути следования груза.

Устав определяет единственную документальную форму оформ­ления факта и размера недостачи, повреждения (порчи) груза — обя­зательное составление железной дорогой и выдача грузополучателю коммерческого акта.

При возникновении необходимости проведения экспертизы желез­ная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов для оп­ределения точного размера и характера дефектов.

Экспедитор при выполнении поручения клиента на участие в со­ставлении и оформлении коммерческого акта действует в соответствии с правовыми нормами агентского договора (гл. 52 ПС РФ).

Неприбытие груза в установленный срок доставки станция назна­чения обязана удостоверить отметкой на предъявленной грузоотпра­вителем квитанции «Груз не прибыл» и календарным штемпелем стан­ции назначения. Она же по требованию получателя производит ро­зыск груза, не прибывшего по назначению в установленный срок дос­тавки.

Перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, цистерны, контейнеры, если они не приведены в надлежащее состояние со взиманием платы за пользование вагонами, контейнерами за время их задержки.

Грузы выдаются после внесения грузополучателем перевозчику платы за перевозку грузов и иных платежей, если они не были внесены отправителем. В Правилах содержится порядок оформления выдачи грузов. При оформлении выдачи грузополучателю выдается ориги­нал накладной под подпись в дорожной ведомости — с указанием све­дений, содержащихся в доверенности. Для выдачи груза перевозчи­ком уполномоченное лицо грузополучателя представляет доверен­ность на право его получения.

Факт выдачи грузов и контейнеров, выгруженных перевозчиком в местах общего пользования, подтверждается приемосдаточным ак­том, подписанным представителями перевозчика и грузополучателя, и составленным в двух экземплярах. Если вагон разгружает грузопо­лучатель, то подтверждением фактической выгрузки грузов являются подписи перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе «вагон сдал», «вагон принял». Также оформляется выдача гру­зов без проверки. Ответственность за охрану груза (в т.ч. контейне­ров) от момента передачи вагонов на выставочные пути до момента подачи к месту выгрузки несет владелец железнодорожных путей не­общего пользования. Выгрузка контейнеров из вагона (с платформы) осуществляется грузополучателем с обязательным участием пред­ставителя перевозчика.

До уплаты платежей перевозчик имеет право удерживать грузы, а получатель обязан распорядиться грузами. Если грузы и далее им не востребуются, перевозчик имеет право самостоятельно реализо­вать удерживаемые продовольственные и скоропортящиеся грузы, а иные реализовать в порядке, предусмотренном гражданским зако­нодательством. Не подлежать реализации грузы, в отношении кото­рых таможенное оформление не завершено. Причитающиеся пере­возчику платежи перечисляются за счет средств, полученных от ре­ализации грузов, в первоочередном порядке. Грузополучатель мо­жет отказаться от принятия грузов а тех случаях, если качество гру­зов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам измени­лось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению. (Ст. 36 УЖТ РФ), Если грузы находятся под таможенным контролем, то согласно ст. 37 Устава они, в принципе, должны быть также своевременно выгружены грузополучателем по согласованию с таможенными орга­нами. Однако, перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку груза на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.

При своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользо­вания, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов после окончания сроков доставки. Указанный срок исчисляется с 24 ч. дня прибытия грузов на места общего пользования и с 24 ч. дня подачи вагонов на места необщего пользования. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции, оплачиваются грузо­получателем по соглашению сторон. Сроки и порядок хранения гру­зов на железнодорожной станции назначения устанавливается Пра­вилами (ст. 38 УЖТ РФ).

Ст. 39 УЖТ РФ регулирует вопрос платы перевозчику за время задержки вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от получате­лей; в тех случаях, когда в операциях участвуют локомотивы вла­дельцев подъездных путей, а также когда в операциях были задей­ствованы вагоны и контейнеры, не принадлежащие перевозчикам, за­держки вагонов и контейнеров в местах необщего пользования, на промежуточных станциях и др. Размер платы за пользование вагона­ми и контейнерами определяется договором, а время использования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком уведомлений о готов­ности вагонов к уборке. По контейнерам это время исчисляется с мо­мента выдачи контейнеров с грузами получателям для выгрузки или передачи грузоотправителям порожних контейнеров для их загрузки, до момента возврата контейнеров на железнодорожную станцию. Рас­чёт платы за пользование вагонами рефрижераторных секций и ваго­нами в составе сцепов производится исходя из времени окончания по­грузки грузов в последний вагон и выгрузки грузов из него. Освобож­дение от платы имеет место, когда действуют причины особого поряд­ка (непреодолимая сила и пр.).

Вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение дого­вора перевозки. Ст. 41 УЖТ обязывает перевозчика осуществлять проверку состояния массы и количества мест груза в следующих случаях:

— прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в ва­гоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными ус­тройствами или поставленными на попутных железнодорожных станциях;

— прибытие груза с коммерческим актом, составленным на проме­жуточной станции;

— прибытие груза с признаками недостачи, либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом подвижном составе;

— прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его дос­тавки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

— прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования;

— прибытие груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчи­ком в местах общего пользования.

Перевозчик при выдаче проверяет состояние и массу тарных и штучных грузов, находящихся в повреждённых таре и/или в упа­ковке.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на станции отправления и массой, определенной на станции назначения, не превышает значения предельного расхож­дения в результатах определения массы нетто такого груза с учетом нормы естественной убыли его массы.

Согласно ст. 42 УЖТ РФ, если на железнодорожной станции на­значения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружена недостача, повреждение, порча груза или такие обстоя­тельства уже были зафиксированы в составленном пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактичес­кой недостачи, повреждения (порчи груза) и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости экспертизы перевозчик сам или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и/или специ­алистов в соответствующей области, которые составляют акт по ус­тановленной форме. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя (подчеркивается в Уставе) являют­ся недействительными. Если та или другая сторона конфликта укло­няется от вызова эксперта или специалиста или вообще от своего уча­стия в проведении экспертизы, то заинтересованная в экспертизе сто­рона имеет право провести ее без участия уклоняющейся стороны, но она должна будет предварительно ее уведомить в письменной форме о проведении экспертизы. (Соответственно, лучше всего в договоре об организации перевозок заранее на этот счет предусмотреть о таком предупреждении). Расходы, связанные с проведением экспертизы, оп­лачиваются стороной, заказавшей экспертизу с последующим отнесе­нием расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреж­дении груза. (Приложение №№ 53, 54, 55)

 

Ст. 119 УЖТ РФ устанавливает значение коммерческого акта, акта общей формы и иных актов в качестве удостоверения обстоя­тельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, отправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а так­же пассажира при осуществлении перевозок.

Коммерческий акт составляется для удостоверения обстоятельств:

— несоответствия наименования, массы, количества мест груза дан­ным, указанным в перевозочном документе;

— повреждения груза и возможные причины такого повреждения;

— обнаружение груза без перевозочных документов, а также пере­возочных документов без груза;

— возвращение перевозчику похищенного груза;

— непередача перевозчиком груза на путь необщего пользования в течение 24 ч. после оформления документов о выдаче груза (акт составляется по требованию получателя).

Коммерческий акт составляется:

— при выгрузке груза в месте общего пользования — в день выгрузки груза, а в необходимых случаях — в день выдачи груза получателю;

— при выгрузке груза в месте необщего пользования — в день выг­рузки;

— в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В коммерческом акте должны содержаться:

— точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза;

— данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае каких-либо нарушений указывается, какое нарушение допущено.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственно­го и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из ра­бочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содер­жащий недостоверную информацию, несут ответственность, установ­ленную законодательством.

Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополу­чатель, если он участвует в проверке груза.

По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение 3-х дней выдать коммерческий акт.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акт» грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме в течение 3-х суток, а перевозчик обязан дать в тот же срок получателю мотивированный ответ.

Для удостоверения иных непредусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты обшей формы и другие акты. Поря­док составления актов определяется Правилами перевозок грузов.

Ответственность перевозчика за несохранность груза определена нормами и исключениями, содержащимися в ст. 95, 96 УЖТ РФ. Пере­возчик возмещает ущерб, причинённый при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза или в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза. При перевозке груза с объяв­лением его ценности — в размере объявленной стоимости. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца, или исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невы­полнение принятой заявки в форме штрафа, в размерах, предусмот­ренных ст. 94 УЖТ РФ. Ст. 97 УЖТ предусматривает санкции за про­срочку доставки грузов. Другие санкции содержатся в ст. 99, 100, 101, 102 и др. УЖТ РФ.

До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлени­ем перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претен­зия (ст. 120 УЖТ РФ). К претензии должны быть приложены докумен­ты, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Эти до­кументы представляются в подлиннике или в форме надлежащим об­разом заверенной копии. Право на предъявление к перевозчику пре­тензии представляется также страховщику, который выплатил стра­ховое возмещение грузоотправителю, получателю в связи с ненадле­жащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке в ана­логичном, предусмотренном для грузовладельца порядке.

Подпись грузополучателя в дорожной ведомости не лишает пра­ва грузополучателя предъявить претензию железной дороге по суще­ству исполнения договора (в пересчете провозной платы, за просрочку доставки груза и др.). Однако, если грузополучатель не удостоверит в установленном порядке факт недостачи, повреждения или порчи груза, он лишается права на удовлетворение связанных с этим пре­тензий.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о резуль­тате ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тече­ние 30 дней со дня получения претензии (ст. 124 УЖТ РФ).

В случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетво­рить претензию, ему может быть предъявлен иск (ст. 125 УЖТ). Ука­занные иски предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Такими же правами предъявления исков в связи с осуществлением перевозок имеют перевозчики по отношению к грузоотправителям, получателям (ст. 126 УЖТ РФ).

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечению 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечению 4 месяцев со дня приема груза в прямом смешанном сообщении. Если удовлетворена претензия по неполученному грузу, а он прибыл, гру­зополучатель может его получить при условии возврата суммы, полу­ченной при удовлетворении претензии. На решение отводится 4 дня.

Мы подробно рассмотрели служебные операции, связанные с от­правлением и прибытием грузов на железнодорожном транспорте. Большинство действий экспедитора при отправке и получении гру­зов на других видах транспорта по требованиям и по следствиям идентичны. Об отличиях говорится в кодексах, уставах и правилах перевозок.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.