Перевозка тяжелых и громоздких грузов: гигантских турбин, трансформаторов, оборудования ветровых, насосных установок, громоздких деталей судов и самолетов, узлов, сборных агрегатов и т. п. превратилась в настоящее время в специализированную секцию транспорта.
Специалисты, занимающиеся этой работой должны владеть огромным комплексом знаний (know-how), уметь выполнять высокоинженерные расчеты и проекты. Зачастую приходится перестраивать дороги, поднимать и опускать мосты, демонтировать препятствия, убирать деревья и мачты, сооружать фундаменты и пр. Подготовка иногда занимает несколько лет, поскольку требует официальных разрешений, особого таможенного оформления, знаний в области статики, безопасности, топографии. В этой области задействованы крупные проектные и специализированные предприятия (The Worldwide Project Consortium, Heavylift Group и др.), а также терминалы (в порту Антверпен и др.),
Доставка таких грузов в настоящее время осуществляется на море в карголайнерах, оснащенных крановыми устройствами повышенной грузоподъемности (до 650 т), которые эксплуатируются на кругосветных регулярных линиях, а также полупритапливаемыми судами докового типа (Ro-flow). На железнодорожном и автомобильном транспорте доставка негабаритов осуществляется на специальных железнодорожных и автомобильных транспортерах.
На железнодорожном транспорте используются 5 вариантов доставки: платформенными транспортерами на 4–8 осях, с грузоподъемностью не более 120 т, предназначенных для длинномерных негабаритов длиной до 24 м без прикрытия (в сцепе с двух сторон дополнительными вагонами); площадочными транспортерами (с числом осей от 4–16, с низко изогнутой рамой, что позволяет понижать высоту груза и вписываться в рамки габарита), предназначенными для перевозки мест весом до 225 т. Колодцевый транспортере низко расположенными крестовыми балками, с числом осей 4–8 позволяет перевозить негабариты — барабаны диаметром от 5 м в вертикальном положении. Сцепной транспортер для очень длинных и при этом тяжелых грузов позволяет перевозить тяжеловесы 120–180 т с допустимым числом осей — 32. Сочлененный транспортер способен выдерживать нагрузки от 240 т (16 осей) до 500 т. С помощью специальных приспособлений груз может перевозиться в подвешенном состоянии (парагенераторы, трансформаторы, турбины). На низкорамных автоприцепах и автомодулях доставляется крупногабаритная техника до 1000 тонн.
Автотранспорт располагает более высокой (в сравнении с железной дорогой) мобильностью, позволяющей осуществлять доставку груза «от двери до двери». На низкорамных автоприцепах и автомодулях доставляется крупногабаритная техника до 1000 т.
В разделе 20 «Правил перевозок грузов» на железнодорожном транспорте содержится перечень грузов, которые могут перевозиться на открытом подвижном составе. Он включает машины и оборудование разных конструкций и назначения.
Согласно Устава грузоотправитель при отправке грузов на открытом подвижном составе обязан подготовить груз к перевозке с тем, чтобы в процессе транспортировки была обеспечена безопасность движения поездов и сохранность груза. Это требование относится к автомобильному транспорту и в определенной степени к речному при использовании барж-площадок, понтонов.
Ответственность за несоблюдение «Технических условий погрузки и крепления грузов» несет грузоотправитель или стивидор, проводивший погрузку, что удостоверяется записью на оборотной стороне накладной: «груз размещен и закреплен согласно главе... Технических условий правильно».
Правильность размещения и крепления грузов, не предусмотренных Техническими условиями, проверяет начальник станции или его заместитель. При этом на обороте накладной в графе 1 делают отметку: «Размещение и крепление груза проведено согласно утвержденному чертежу (схеме №_ от _________). Для крепления применены следующие реквизиты (перечисляется наименование и количество стоек, упорных брусьев, растяжек)». Эту отметку они заверяют своими подписями и штемпелем станции.
Грузы весом более 500 кг в одном месте могут отправляться на места общего пользования станций (согласно Тарифному руководству), имеющих грузоподъемные механизмы. Такие же грузы, адресованные получателям с подачей вагонов на подъездные пути, отправляются без ограничений.
Тяжеловесные, длинномерные, громоздкие и негабаритные грузы всегда требуют предоставление отдельных единиц открытого подвижного состава, иногда сцепа платформ, подачи многоосного транспортера или устройства специального приспособления для возможности транспортировки.
Негабаритными называются грузы, которые, будучи погружены на подвижной состав, выходят за пределы габарит погрузки (рис. 1а), в пределах сети железных дорог колеи 1520 мм (железные дороги СНГ, стран Балтии, Финляндии, Монголии, отдельные участки в Польше, Словакии, КНДР).
Автомобили, тракторы, сельскохозяйственные и дорожностроительные машины, железобетонные и металлические конструкции, а также другие грузы длиной в пределах платформ и полувагонов допускается грузить на все железные дороги, кроме Дальневосточной, по льготному габариту погрузки (рис. 1б). В накладной на такие грузы отправитель делает отметку «Льготный габарит».
В зависимости от высоты (высота определяется от уровня верха головок рельсов), на который выходит за габарит погрузки, устанавливаются (рис. 1в), три основные зоны негабаритности груза:
— зона нижней негабаритности — на высоте от 380 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626–1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761–2240 мм;
— зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 мм до 4000 мм;
— зона верхней негабаритности — на высоте от 4000 мм до 5300 мм. Кроме того, для более точного определения условий пропуска гру зов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 мм до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности (см. рис. 1в).
В зависимости от выхода грузов за габарит погрузки в указанных выше основных зонах и возможностей (условий) их пропуска через сооружения и по двухпутным линиям устанавливаются следующие степени негабаритности грузов: нижняя негабаритность — шесть степеней, боковая негабаритность — шесть степеней, верхняя негабаритность — три степени. Очертания степеней негабаритности показаны заштрихованными площадями на рис. 1, г-к.
Предусматриваются три этапа согласования перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий):
— первый — предварительное согласование с отделом специальных перевозок ОАО «РЖД» возможности и способа перевозки;
— второй — согласование погрузочной документации с Управлением железной дороги отправления;
— третий — окончательное согласование погрузочной документации с отделом специальных перевозок ОАО «РЖД» для грузов больших степеней негабаритности и на специальном подвижном составе — транспортерах.
Рис. 1: а) габарит погрузки для грузов, перевозимых на транспортерах сочлененного типа;
б) льготный габарит погрузки;
в) зоны негабпритности груза.
В ходе работ по демонтажу конструкций для того, чтобы вписаться в габаритные размеры полезно составлять таблицы соотношения ширины и высоты мест с учетом полуконусоусеченности габарита.
Для нулевой габаритности такие соотношения составляют:
высота (мм)
ширина (мм)
Более точные соотношения берутся из таблиц Инструкции к Правилам.
Не менее сложной является согласование перевозок тяжеловесных и громоздких грузов автомобильным транспортом. Лимитирующими параметрами перевозки являются: состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части автодороги, предельные нагрузки мостовых переходов, высота мостов, высота подвески контактных проводов общего и транспортного электроснабжения, линий связи и др. (Габаритными размерами автотранспортных средств считаются: для седельного автопоезда с двумя прицепами: длина — 25,9 м, ширина — 2,55 м, высота — 4,0 м, масса для седельного тягача с полуприцепом, трехосного — 28 т).
Все это требует разработки развернутого плана перевозки громоздких, длинномерных или тяжеловесных грузов на основе обеспечения параметров совпадения характеристик груза с параметрами транспортного средства, учета степени жесткости и возможного смещения центра тяжести.