Для доставки товара, например, аспирина из Германии с фабрики в Нюрнберге в деревенскую аптеку, скажем, в Индонезии, в процессе доставки товара должны участвовать по логической транспортной Цепочке помимо провайдера, скажем, Данзаса, еще несколько десятков средних и мелких экспедиторских фирм. Хотя история экспедирования является непрерывной историей хозяйственной интеграции экспедиторских предприятий путем их «поглощений и слияний», историей распродаж активов после банкротств и т. д., она никогда не сопровождалась массовыми увольнениями и безработицей работников транспортных профессий. Высвобождающийся персонал специалистов легко находил работу в других учреждениях и предприятиях. Преимущественно вертикальные взаимоотношения индивидуальных экспедиторских фирм в логистической цепочке доставки часто заменяются на горизонтальные в рамках одного имущественного транспортного холдинга или корпорации.
Спрос на экспедиторские услуги ежегодно возрастает. Это связано с тем, что специалисты, занимающиеся вопросами управленческого труда и подготовки кадров, пришли к выводу о целесообразности передачи специалистов в области организации смешанных сообщений из торговых и промышленных компаний в чисто транспортные. Эффект от осуществления этого мероприятия состоит в концентрации в одном месте трудовых операций по подготовке массивов транспортной документации (для оформления перевалки грузов в зарубежном порту требуется изготовить не менее 10–15 документов и по 10–20 копий каждого), в ограничении численности работников в переговорных процессах, в концентрации оформления небольших сумм платежей в одной бухгалтерии (даже в аэропорту с полной компьютеризацией требуется произвести 28–33 отдельных бухгалтерских проводок). Учитывается также такой фактор, как необходимость целенаправленного подбора молодых специалистов в предприятие транспортного менеджмента с индивидуальными волевыми качествами, способными принимать быстрые решения, совмещаемые с неуклонным следованием нормам права, правилам и инструкциям, требуемым на транспорте, а также с умением приспособиться к изменяющимся в транспортном производстве технологиям и ситуациям на рынке. Спрос на экспедиторские услуги и его предложение оказались весьма динамичными, при этом всегда имеется в виду, что для создания экспедиторского менеджмента в принципе не требуется большого постоянного и оборотного капиталов. Оборудование экспедитором может быть взято в аренду, а перевозка груза осуществлена на основе предоплаты клиентом расходов и т. п. В ряде стран имеет место государственная поддержка транспортного лизинга в интересах средних и малых предприятий: «Санчес» в Италии, «Гермес» в Германии, «Ex-Im Bank» в США. Авторитет экспедиторской формируется на базе имеющихся деловых качеств ее сотрудников и общей организации работы (know-how). Там, где не хватает интеллектуальных и производственных возможностей одной фирмы данной транспортной специализации, на помощь ей приходят ассоциации и организации экспедиторов, в т. ч. зачастую не просто клубы «по интересам», а предприятия, располагающие правом хозяйственной деятельности.
Экспедитор, фундаментально знающий все детали транспортной и рыночной работы, оснащенный компьютерными программами калькуляции транспортной составляющей по всем альтернативным логистическим схемам доставки (позиционирование) и персональными оценками надежности перевозчиков и страховщиков, привлекается к работе уже на стадии проработки условий контракта и завершает ее полным «закрытием расчетов с клиентом».
Существенным моментом в подготовке кадров является ведение переговоров с клиентурой. Проверенным методом является обязательное присутствие молодого специалиста при переговорах в начале для записи беседы, затем для последовательного воспитания у негехактики ведения переговоров, принятия решений с подключением руководства на завершающем этапе. Требуется научить специалиста умению добиваться от партнера чувства доверия к компании и, прежде всего, за счет убеждения в порядочности сотрудников и их профессиональной компетенции, в том, что экспедитор является союзником клиента, организатором процесса с общим настроем на долговременное и взаимовыгодное сотрудничество.